Дорогая автогражданка
ОСАГО пошло на ценовой рекорд: в апреле за полис автомобилисты заплатят на 40 – 60% больше, чем сейчас. Отчасти этот рост «компенсирует» увеличение размера выплат по здоровью и «железу». Но автомобилисты возражают: если страховщики не повысят качество услуг, любой рост тарифов вряд ли можно будет назвать обоснованным.
«Космический» подарок
Цена полисов изменится с 12 апреля. Согласно решению Банка России, базовая ставка тарифа по ОСАГО вырастет в среднем на 40%. Одновременно расширен с 5 до 20% коридор, в пределах которого страховые компании могут изменять цену тарифа. Изменения коснулись и территориальных коэффициентов. В 11 субъектах, где была зафиксирована убыточность этого вида страхования, они повышены. В 11 «безубыточных» регионах коэффициенты, напротив, снижены, в их число входит и Ленинградская область.
Базовые ставки изменятся в зависимости от транспортного средства. Для грузовиков с массой более 16 т повышение составит 32%, для остальных категорий – 41%. Для легковых автомобилей юридических лиц, тракторов, а также мотоциклов и мопедов нижняя граница базовых ставок, напротив, снижена на 22%, 25% и 42% соответственно.
В целом, по данным ЦБ РФ, полис ОСАГО подорожает в среднем на 40-60%, однако ни в одном случае удорожание не составит свыше 100%. Регулятор приводит такой пример: для автомобиля с двигателем мощностью от 101 до 120 л.с. (в эту категорию входят такие популярные модели, как FordFocus, HyundaiSolaris, LadaPriora и Granta), если в полис вписаны водители старше 22 лет со стажем свыше трех лет, стоимость полиса повысится с 7413 до 8895 рублей. По словам президента Всероссийского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, средняя цена полиса в Петербурге с учетом всех корректировок составит 10 тысяч рублей. Кроме того, в каждом конкретном случае она будет варьироваться за счет коэффициента «бонус – малус».
Так рынок рассудил
Последний раз, напомним, регулятор повышал стоимость ОСАГО в октябре прошлого года. Тогда удорожание полисов было связано с увеличением выплат за вред имуществу со 120 до 400 тысяч рублей. Однако, как уже неоднократно отмечали представители страхового сообщества, осеннее повышение фактически сразу же было «съедено» инфляцией. Так что ситуация с убыточностью на рынке этого наиболее массового вида страхования во многих регионах не только не улучшилась, но и усугубилась.
Участники рынка отмечают, что в этот раз Центробанк сделал действительно значимый шаг навстречу страховому сообществу, однако указывают на ряд нюансов. «Мы считаем решение ЦБ конструктивным, и если в дальнейшем регулятор будет держать под контролем динамику убыточности и при необходимости своевременно корректировать тарифы, то рынок сможет продемонстрировать позитивные тенденции, - сообщил «БалтИнфо» директор дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. - Но то, что рост базовой ставки все-таки ниже, чем требовалось, судя по актуарным данным, ограничивает перспективы полного вывода из кризиса, особенно если брать в расчет девальвацию рубля». Кроме того, отмечает эксперт, развитие ситуации на рынке ОСАГО также зависит от успешности внедрения новой процедуры досудебного урегулирования споров и эффективной борьбы с мошенничеством.
Первый зампред правления ОАО «СОГАЗ» Николай Галушин отмечает: в компании в полной степени удовлетворены конструктивной позицией Центробанка и частично довольны озвученными ЦБ цифрами, поскольку «…повышения тарифов на фоне нововведений в закон об ОСАГО по-прежнему будет недостаточно». О недостаточном изменении тарифов говорят и в «РЕСО-Гарантии». Для нормализации ситуации с ОСАГО и долгосрочного развития этого вида страхования необходима более тщательная корректировка тарифов с учетом всех факторов, влияющих на убыточность, отмечают в компании. Это не только рост цен на запчасти и ремонт, но и судебная практика в вопросах урегулирования убытков, злоупотребления со стороны «автоюристов» и так далее.
Насколько «хватит» нынешних тарифов, покажет практика работы компаний в условиях изменившегося законодательства в сфере ОСАГО, а также ситуация с курсами валют. Менять тарифы ЦБ может раз в полгода, но одной корректировкой базовой ставки регулятор в дальнейшем не ограничится, считают страховщики. По их мнению, расширением тарифного коридора, в рамках которого компании могут конкурировать друг с другом по цене, регулятор сделал шаг к полной либерализации тарифа. Подобный опыт есть у Европы и США. «Будущее ОСАГО в рыночных механизмах, которые могут сделать данный сектор более привлекательным как с точки зрения страховщиков, так и страхователей», - считает Виталий Княгиничев. Представители «РЕСО-Гарантии» отмечают: регулятор при этом должен оставить нижний предел ставок, чтобы предупредить демпинг со стороны недобросовестных страховщиков, готовых исчезнуть с деньгами клиентов.
В компании уверены, что переход к такому варианту развития событий неизбежен, вопрос лишь в том, когда ЦБ решится на этот шаг. Но, отметим, в таком случае возникает другой вопрос: если установление тарифов станет добровольным делом компании, останется ли в этом случае страхование автогражданской ответственности добровольным делом водителя?
Затянуть потуже полис
Автовладельцам между тем в качестве «компенсации» за повышение тарифов установили повышение страховых выплат за вред жизни и здоровью со 160 до 500 тыс. рублей, а также новый порядок возмещения расходов на восстановление здоровья потерпевшего, в котором установлены четкие суммы в зависимостиот вида травмы. Тем не менее, автомобилисты восприняли акт грядущего повышения стоимости полиса не так однозначно, как страховщики. В профильных сообществах в Сети картина безрадостна. Среди самых популярных вариантов, которые обсуждают автоколлеги, - это купить танк (на этот вид техники ОСАГО не требуется), пересесть на мотоцикл (на него автогражданка понизится), либо вовсе отказаться от полиса. В последнем случае автовладелец рискует потерять 800 рублей штрафа, если будет остановлен ГИБДД. Правда, потери могут перерасти и в категорию трудно исчисляемых, если, как пишут форумчане, «затоталить» средство передвижения типа «Майбах». Так что нарушение закона чревато, несмотря на то, что для отдельных категорий автовладельцев цена полиса может почти сравняться со средней зарплатой по региону.
На фоне дискуссий в сетях занимательно выглядят результаты официальных опросов населения. Так, холдинг «Ромир», опросив 1,5 тыс. автовладельцев с полисом ОСАГО, выяснил, что только треть из них встретила тарифные нововведения негативно. А более половины опрошенных были к такому шагу готовы и относятся к нему положительно. «С учетом бурного повышения курсов валют, а также роста цен буквально на все, удорожание полиса ОСАГО уже никого не удивляет», - объясняет такие результаты автоэксперт Дмитрий Попов. По его словам, изменение цены полиса осенью прошлого года на этом фоне было малозаметным, поэтому рост цены ОСАГО сейчас выглядит логичным.
Другой вопрос – каковы будут последствия этого шага для автовладельцев со стороны самих же страховых компаний. «Хотелось бы знать, повысится ли вслед за ростом тарифов и качество услуг страховщиков», – отмечает Дмитрий Попов. На этот же момент указывает руководитель организации «СПб. Авто» Святослав Данилов. По его словам, количество жалоб со стороны автомобилистов на действия страховщиков растет. В частности, в преддверии повышения тарифов активизировалось навязывание услуг в придачу к «автогражданке» - автовладельцев «просят» купить страховку на жизнь, имущество и так далее. Никуда не делись и жалобы на такие нарушения, как занижение выплат или их затягивание. «Если страховщики не повысят качество работы с ними, вряд ли можно будет назвать очередное резкое повышение тарифов обоснованным», - уверен Станислав Данилов.
Добавим, что обоснованностью нынешнего повышения цены полиса ОСАГО озаботились и депутаты Госдумы. Депутаты от фракции ЛДПР внесли в парламент закон, который предполагает мораторий на повышение тарифов ОСАГО до 1 января 2017 года. Инициатива может быть рассмотрена в ближайшее время.
Анна Беляева