Клиенты дорогих продуктовых сетей не меняют свои привычки, а простой народ ищет продукты подешевле
Гурманы не сдаются
Кризис не смог заставить клиентов дорогих продуктовых сетей поменять гастрономические привычки. По данным издания, лидеры рынка премиальной розницы — сети «Азбука вкуса» и «Глобус гурмэ» не заметили существенного снижения продаж.
Более того, поставщики отмечают рост продаж в вышеназванных сетях своей продукции (икры, свежей рыбы, элитных конфет). Вместе с ассортиментом сети сохранили и всех основных поставщиков — у «Азбуки вкуса» их около 800, у «Глобус гурмэ» — около 400, отмечает газета. По словам гендиректора сети «Азбука вкуса» Владимира Садовина, на которого ссылается издание, ее оборот с ноября 2008 года по май 2009 года вырос на 14% в рублях по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Оборот сети гастрономов «Глобус гурмэ» в I квартале 2009 года вырос на 16% в рублях. «Никаких существенных отклонений в продажах из-за кризиса мы не заметили», — заявил газете гендиректор «Глобус гурмэ» Андрей Яковлев. В то же время он признал, что «потребительский шок» сказался на числе посетителей — с ноября по май их стало меньше на 4%.
Издание отмечает, что «Азбука вкуса» за время кризиса тоже потеряла часть покупателей — в основном не постоянных клиентов, заходивших в магазины время от времени. В то же время сеть смогла привлечь часть покупателей тех супермаркетов, которые сократили ассортимент и уменьшили число свежих импортных товаров. Появились и клиенты, стремящиеся сэкономить на дорогих ресторанных обедах и ужинах, но при этом не утратившие желания поесть ресторанных деликатесов.
При этом газета обращает внимание на тот факт, что в I квартале 2009 года крупнейшие российские сети супермаркетов теряли клиентов. Так, трафик в сети «Перекресток» снизился на 3%, в «Седьмом континенте» — на 3,6%.
Многие крупные торговые сети в последние полгода активно пересматривают ассортимент: например, X5 в 2008 г. сократила ассортимент своих магазинов на 20% до 3000 товарных позиций, а «Лента», как рассказывал ранее гендиректор Алексей Бобров, в рамках упрощения ассортимента снижает долю товаров премиум-сегмента с 20% до 10%, а среднего — увеличивает с 40% до 50-55%. «Глобальной миграции покупателей от одних продуктов к другим не произошло, и специально ассортимент нам менять не пришлось», — говорит Садовин из «Азбуки вкуса» (ассортимент включает около 10 000 наименований). Не пришлось проводить «антикризисных коррекций» и в ассортименте «Глобус гурмэ» (в среднем 10 000 наименований), говорит Яковлев. Вместе с ассортиментом сети сохранили всех основных поставщиков — у «Азбуки вкуса» их около 800, у «Глобус гурмэ» — около 400.
Средний чек в «Глобус гурмэ» вырос на 17% до 2500 руб., в «Азбуке вкуса» — на 7% до 1300 руб. Инфляция цен на продукты в «Азбуке вкуса» за это время составила 6,5%. Яковлев цифры по инфляции внутри сети не раскрывает. Цены на импортные продукты в магазинах зависят от валютного курса — когда рубль подешевел на 30%, стоимость импортных продуктов (до 80% ассортимента) выросла соответственно, напоминает он. «Сейчас рубль укрепляется, и цены, наоборот, снижаются», — говорит Яковлев. «Азбука вкуса» сдерживает рост цен в магазинах за счет оптимизации логистики, отношений с поставщиками, а также за счет снижения собственной рентабельности примерно на 2 п. п., говорит Садовин, но не называет абсолютных цифр. «Мы не можем себе позволить жертвовать маржей из-за высоких издержек», — считает Яковлев. По словам пресс-секретаря Х5 Светланы Витковской, средний чек в открывшемся в прошлом году премиальном супермаркете «Зеленый перекресток» в Ростове-на-Дону вырос на 10% до 300 руб., трафик магазина с осени 2008 г. не снизился. А открывшийся в марте 2009 г. «Зеленый перекресток» в Москве перевыполняет план по обороту, говорит она.
Основной способ борьбы с издержками в обеих компаниях — приостановка проектов развития. «Глобус гурмэ» до кризиса планировал открыть магазины в 15 крупнейших городах России. Теперь придется повременить до 2010 г., говорит Яковлев. «Азбука вкуса» отказалась от выхода в Киев и Екатеринбург. Благодаря этому, а также оптимизации расходов на персонал, снижению арендных платежей и сокращению списания товаров «Азбуке вкуса» удается сэкономить около $1,5 млн в квартал, которые компания направляет на снижение долговой нагрузки (сейчас — $90 млн) и расчеты с поставщиками. Яковлев из «Глобус гурмэ» рассказал, что за счет оптимизации операционных расходов компании в этом году удалось сэкономить 15% от операционных затрат.
«Тяжело отказаться от привычки красиво есть», — говорит руководитель отдела аналитики компании InfoLine Михаил Бурмистров. Клиенты премиальных гастрономов — верхняя прослойка среднего класса, топ-менеджеры, владельцы бизнеса — пока экономят на другом, например на дорогих путешествиях и аксессуарах.
Тем временем в простом народе
Данные исследования об изменениях потребительского спроса на продукты питания в условиях кризиса опубликовала компания Profi Online Research. Результаты неутешительны: люди стали чаще ходить по магазинам, правда, не для того, чтобы купить больше товаров, а чтобы найти торговую точку, где продукты питания дешевле.
Сокращение зарплат и рост безработицы нанесли серьезный удар по рынку российского продуктового ритейла. 35% покупателей уже в скором времени могут сесть на диету. К такому выводу пришли аналитики Profi Online Research.
41% опрошенных начали искать торговые точки, в которых можно приобрести необходимые товары по более низкой цене, 25% участников опроса снижают затраты, переходя на более дешевые марки продуктов, оставшиеся 35% респондентов и вовсе стали реже ходить в магазин.
Согласно исследованию, большинство покупателей намерены урезать продуктовый бюджет, отказавшись от сладостей, алкоголя и колбасных изделий. А вот респондентов, желающих сэкономить на детском питании, хлебе и табаке оказалось немного. Также вне зоны риска — чай, кофе, яйца и овощи, столь необходимые для поддержания сбалансированного рациона