Медведев опубликовал огромное письмо с оценкой состояния страны и разъяснением стратегических задач России
.
Через несколько месяцев Россия вступает в новое десятилетие нового века. Конечно, рубежи времени и «круглые» даты имеют скорее символическое, чем практическое значение. Но они дают нам повод осмыслить прошлое. Оценить настоящее. И задуматься о будущем. О том, что предстоит каждому из нас. Нашим детям, нашей стране.
Сначала давайте ответим себе на простой, но очень серьёзный вопрос. Должны ли мы и дальше тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику, хроническую коррупцию, застарелую привычку полагаться в решении проблем на государство, на заграницу, на какое-нибудь «всесильное учение», на что угодно, на кого угодно, только не на себя? И есть ли у России, перегруженной такими ношами, собственное завтра?
В следующем году мы будем праздновать шестьдесят пятую годовщину победы в Великой Отечественной войне. Этот юбилей напомнит нам о том, что наше время было будущим для тех героев, которые завоевали нашу свободу. И что народ, победивший жестокого и очень сильного врага в те далёкие дни, должен, обязан сегодня победить коррупцию и отсталость. Сделать нашу страну современной и благоустроенной.
Мы, современные поколения российского народа, получили большое наследство. Заслуженное, завоёванное, заработанное упорными усилиями наших предшественников. Иногда ценой тяжёлых испытаний и действительно страшных жертв. Мы располагаем гигантской территорией, колоссальными природными богатствами, солидным промышленным потенциалом, впечатляющим списком ярких достижений в области науки, техники, образования, искусства, славной историей армии и флота, ядерным оружием. Авторитетом державы, игравшей значительную, а в некоторые периоды и определяющую роль в событиях исторического масштаба.
Как мы распорядимся этим наследством? Как преумножим его? Какой будет Россия для моего сына, для детей и внуков моих сограждан? Каково будет её место, а значит, и место наших потомков, наследников, будущих поколений россиян, среди других наций – в мировом разделении труда, в системе международных отношений, в мировой культуре? Что нужно сделать, чтобы качество жизни граждан России и сегодня, и в будущем неуклонно повышалось? Чтобы наше общество становилось богаче, свободнее, гуманнее, привлекательнее? Чтобы оно было в состоянии дать всем желающим лучшее образование, интересную работу, хороший доход, комфортную среду для личной жизни и творческой деятельности?
У меня есть ответы на эти вопросы. И прежде, чем их сформулировать, я бы хотел дать оценку нынешнего положения дел.
Мировой экономический кризис показал: дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. Наша теперешняя экономика переняла у советской самый тяжёлый порок – она в значительной степени игнорирует потребности человека. Отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создаёт нужные людям вещи и технологии. Торгует тем, что сделано не им, – сырьём либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведённые в России, в основной массе пока отличаются крайне невысокой конкурентоспособностью.
Отсюда и большее, чем у других экономик, падение производства во время нынешнего кризиса. И запредельные колебания фондового рынка. Всё это доказывает, что мы сделали далеко не всё необходимое в предшествующие годы. И далеко не всё сделали правильно.
Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Но это полбеды. Беда в том, что, похоже, это не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников.
Как следствие – на уровне глобальных экономических процессов влияние России, прямо скажем, не так велико, как нам бы хотелось. Конечно, в эпоху глобализации влияние любой страны не может быть абсолютным. Это было бы даже вредно. Но возможности нашей страны должны быть значительными, подобающими исторической роли России.
Демократические институты в целом сформированы и стабилизированы, но их качество весьма далеко от идеала. Гражданское общество слабо, уровень самоорганизации и самоуправления невысоки.
С каждым годом нас становится всё меньше. Алкоголизм, курение, дорожно-транспортные происшествия, недостаточная доступность многих медицинских технологий, экологические проблемы сокращают жизнь миллионов людей. А наметившийся рост рождаемости пока не компенсирует убыль населения.
Мы сумели собрать страну, остановить центробежные тенденции. Но проблем ещё очень много. Включая самые острые. Террористические атаки на Россию продолжаются. Жители республик Северного Кавказа просто не знают покоя. Гибнут военные и работники правоохранительных органов, государственные и муниципальные служащие, мирные люди. Конечно, эти преступления совершаются при поддержке международных бандгрупп. Но давайте признаем: ситуация не была бы настолько острой, если бы социально-экономическое развитие юга России было по-настоящему результативным.
Итак, неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия, негативные демографические тенденции, нестабильный Кавказ. Это очень большие проблемы даже для такого государства, как Россия.
Не стоит, конечно, сгущать краски. Делается многое. Россия работает. Она уже не то полупарализованное полугосударство, каким была ещё десять лет назад. Все социальные системы функционируют. Только этого недостаточно. Ведь они лишь воспроизводят текущую модель, но не развивают её. Не изменяют сложившийся уклад жизни. Сохраняют пагубные привычки.
Добиться лидерства, полагаясь на нефтегазовую конъюнктуру, невозможно. Надо понять, прочувствовать всю сложность наших проблем. Откровенно обсудить их, чтобы действовать. В конце концов не сырьевые биржи должны вершить судьбу России, а наше собственное представление о себе, о нашей истории и о нашем будущем. Наш интеллект, трезвая самооценка, наша сила, чувство собственного достоинства, предприимчивость.
Называя пять приоритетов технологического развития, предлагая конкретные направления модернизации политической системы, меры по укреплению судебной власти и противодействию коррупции, я исхожу из моих представлений о будущем России. И ради этого будущего считаю необходимым освобождение нашей страны от запущенных социальных недугов, сковывающих её творческую энергию, тормозящих наше общее движение вперёд. К недугам этим отношу:
1. Вековую экономическую отсталость, привычку существовать за счёт экспорта сырья, фактически выменивая его на готовые изделия. Элементы инновационной системы создавались – и небезуспешно – Петром Великим и последними царями, и большевиками. Но цена этих успехов была слишком высока. Они достигались, как правило, чрезвычайным напряжением сил, на пределе возможностей тоталитарной государственной машины.
2. Вековую коррупцию, с незапамятных времён истощавшую Россию. И до сих пор разъедающую её по причине чрезмерного присутствия государства во всех сколько-нибудь заметных сферах экономической и иной общественной деятельности. Но дело не только в избыточности государства. Бизнес тоже не безгрешен. Многие предприниматели озабочены не поиском талантливых изобретателей, не внедрением уникальных технологий, не созданием и выводом на рынок новых продуктов, а подкупом чиновников ради получения «контроля над потоками» перераспределения собственности.
3. Широко распространённые в обществе патерналистские настроения. Уверенность в том, что все проблемы должно решать государство. Либо кто-то ещё, но только не каждый на своём месте. Желание «делать себя», достигать шаг за шагом личных успехов не является нашей национальной привычкой. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, нерешённые вопросы, низкое качество общественной дискуссии, в том числе и критических выступлений. Общественное согласие и поддержка обычно выражаются молчанием. Возражения очень часто бывают эмоциональными, хлёсткими, но при этом поверхностными и безответственными. Что ж, и с этими явлениями Россия знакома не первые сто лет.
Что касается традиций – их влияние, конечно, значительно. Но они, вписываясь в каждую новую эпоху, всё же претерпевают изменения. Некоторые из них просто исчезают. Да и не все они полезны. Для меня традиции – это только неоспоримые ценности, которые надо беречь. Это межнациональный и межконфессиональный мир, воинская доблесть, верность долгу, гостеприимство и доброта, свойственные нашему народу. А взяточничество, воровство, умственная и душевная лень, пьянство – пороки, оскорбляющие наши традиции. От них следует избавляться самым решительным образом.
И, конечно же, современная Россия не повторяет собственное прошлое. Наше время по-настоящему новое. И не только потому, что оно течёт вперёд, как всякое время. Но и потому, что открывает перед нашей страной и перед каждым из нас огромные возможности. Такие возможности, которых не было и в помине двадцать, тридцать, тем более сто и триста лет назад.
Впечатляющие показатели двух величайших в истории страны модернизаций – петровской (имперской) и советской – оплачены разорением, унижением и уничтожением миллионов наших соотечественников. Не нам судить наших предков. Но нельзя не признать, что сохранение человеческой жизни не было, мягко скажем, в те годы для государства приоритетом. К сожалению, это факт. Сегодня впервые в нашей истории у нас есть шанс доказать самим себе и всему миру, что Россия может развиваться по демократическому пути. Что переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможен. И что он будет осуществлён ненасильственными методами. Не принуждением, а убеждением. Не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности. Не запугиванием, а заинтересованностью. Не противопоставлением, а сближением интересов личности, общества и государства.
Мы действительно живём в уникальное время. У нас есть шанс построить новую, свободную, процветающую, сильную Россию. И я как Президент обязан сделать всё от меня зависящее, чтобы этот шанс был использован нами в полной мере.
В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности.
Недавно я определил пять стратегических векторов экономической модернизации нашей страны. Во-первых, мы станем одной из лидирующих стран по эффективности производства, транспортировки и использования энергии. Разработаем и выведем на внутренние и внешние рынки новые виды топлива. Во-вторых, сохраним и поднимем на новый качественный уровень ядерные технологии. В-третьих, российские специалисты будут совершенствовать информационные технологии, добьются серьёзного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу. В-четвёртых, мы будем располагать собственной наземной и космической инфраструктурой передачи всех видов информации; наши спутники будут «видеть» весь мир, помогать нашим гражданам и людям всех стран общаться, путешествовать, заниматься научными исследованиями, сельскохозяйственным и промышленным производством. В-пятых, Россия займёт передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний.
Следуя этим пяти стратегиям лидерства в сфере высоких технологий, мы будем также уделять постоянное внимание развитию наиболее значимых традиционных отраслей. Прежде всего агропромышленного комплекса. Каждый третий из нас проживает на селе. Доступность современных социальных услуг для сельских жителей, рост их доходов, улучшение условий их труда и быта всегда будут нашим приоритетом.
И, само собой разумеется, Россия будет хорошо вооружена. Достаточно, чтобы никому не пришло в голову угрожать нам и нашим союзникам.
Инновационная экономика возникнет, конечно, не сразу. Она часть культуры, основанной на гуманистических ценностях. На стремлении к преобразованию мира ради лучшего качества жизни, ради освобождения человека от бедности, болезней, страха, несправедливости. Талантливые люди, стремящиеся к обновлению, способные создавать новое и лучшее, не прилетят к нам с другой планеты. Они уже здесь, среди нас. И об этом недвусмысленно свидетельствуют результаты международных интеллектуальных олимпиад, патентование за рубежом изобретений, сделанных в России, и настоящая охота, ведущаяся крупнейшими компаниями и университетами мира, за нашими лучшими специалистами. Мы – государство, общество и семья – должны научиться находить, растить, воспитывать и беречь таких людей.
Считаю технологическое развитие приоритетной общественной и государственной задачей ещё и потому, что научно-технический прогресс неразрывно связан с прогрессом политических систем. Считается, что демократия возникла в Древней Греции, но в те времена демократия существовала не для всех. Свобода была привилегией меньшинства. Полноценная демократия, утвердившая всеобщее избирательное право и юридически оформленное равенство всех граждан перед законом, демократия для каждого возникла сравнительно недавно, каких-нибудь восемьдесят–сто лет назад. Демократия стала массовой, когда массовым стало производство самых необходимых товаров и услуг. Когда уровень технологического развития западной цивилизации сделал возможным всеобщий доступ к элементарным благам, к системам образования, медицинского обслуживания, информационного обмена. Каждое новое изобретение, улучшающее качество жизни, даёт дополнительную степень свободы для человека. Делает условия его существования более комфортными, а социальные отношения более справедливыми. Чем «умнее», интеллектуальнее, эффективнее будет наша экономика, тем выше будет уровень благосостояния наших граждан. Тем свободнее, справедливее, гуманнее будет наша политическая система, общество в целом.
Распространение современных информационных технологий, которому мы будем всячески содействовать, даёт беспрецедентные возможности для реализации таких фундаментальных политических свобод, как свобода слова и собраний. Для выявления и ликвидации очагов коррупции. Для прямого доступа к месту практически любых событий. Для непосредственного обмена мнениями и знаниями людей всего мира. Общество становится открытым и прозрачным как никогда. Даже если это не нравится правящему классу.
Политическая система России также будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной. Она будет адекватна динамичной, подвижной, прозрачной и многомерной социальной структуре. Отвечать политической культуре свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей. Как и в большинстве демократических государств, лидерами в политической борьбе будут парламентские партии, периодически сменяющие друг друга у власти. Партии и их коалиции будут формировать федеральные и региональные органы исполнительной власти (а не наоборот), выдвигать кандидатов на пост главы государства, руководителей регионов и местного самоуправления. Они будут иметь длительный опыт цивилизованной политической конкуренции. Ответственного и содержательного взаимодействия с избирателями, межпартийного сотрудничества и поиска компромиссных вариантов решений острейших социальных проблем. Соединят в политическое целое все части общества, граждан всех национальностей, самые разные группы людей и наделённые широкими полномочиями российские земли.
Политическая система будет обновляться и совершенствоваться в ходе свободного соревнования открытых политических объединений. При сохранении межпартийного консенсуса по стратегическим вопросам внешней политики, социальной стабильности, национальной безопасности, основ конституционного строя, охраны суверенитета нации, прав и свобод граждан, защиты права собственности, неприятия экстремизма, поддержки структур гражданского общества, всех форм самоорганизации и самоуправления. Подобный консенсус существует во всех современных демократиях.
В этом году мы начали движение к созданию такой политической системы. Политические партии получили дополнительные возможности влиять на формирование исполнительной власти в субъектах федерации и муниципалитетах. Смягчены формальные требования по ряду вопросов партстроительства. Облегчены условия выдвижения кандидатов на выборах в Государственную Думу. Законодательно установлены гарантии равного доступа к государственным средствам массовой информации парламентских партий. Принят и ряд других мер.
Не всех устраивают темпы нашего движения в этом направлении. Говорят о необходимости форсированного изменения политической системы. А иногда и том, чтобы вернуться в «демократические» девяностые. Но возврат к парализованному государству недопустим. Поэтому хочу огорчить сторонников перманентной революции. Спешить мы не будем. Спешка и необдуманность в деле политических реформ не раз в нашей истории приводили к трагическим последствиям. Ставили Россию на грань распада. Мы не вправе рисковать общественной стабильностью и ставить под угрозу безопасность наших граждан ради каких-то абстрактных теорий. Не вправе приносить стабильную жизнь в жертву даже самым высоким целям. Ещё Конфуций заметил: «Нетерпимость в малом разрушает великий замысел». Мы «наелись» этого в прошлом. Реформы для людей, а не люди для реформ. В то же время не обрадую и тех, кого полностью устраивает статус-кво. Тех, кто боится и не хочет перемен. Перемены будут. Да, они будут постепенными, продуманными, поэтапными. Но – неуклонными и последовательными.
Российская демократия не будет механически копировать зарубежные образцы. Гражданское общество не купить за иностранные гранты. Политическую культуру не переделать простым подражанием политическим обычаям передовых обществ. Эффективную судебную систему нельзя импортировать. Свободу невозможно выписать из книжки, даже если это очень умная книжка. Мы, безусловно, обязательно будем учиться у других народов. Будем перенимать их опыт, учитывать их успехи и просчёты в развитии демократических институтов. Но никто не проживёт нашу жизнь за нас. Никто не станет за нас свободными, успешными, ответственными. Только наш собственный опыт демократического строительства даст нам право утверждать: мы свободны, мы ответственны, мы успешны.
Демократия нуждается в защите. Как нуждаются в защите основные права и свободы наших граждан. Защите прежде всего от коррупции, порождающей произвол, несвободу и несправедливость. Мы только приступили к формированию такого защитного механизма. Его центральной частью должен быть суд. Нам предстоит создать современный эффективный суд, действующий в соответствии с новым законодательством о судоустройстве и опирающийся на современное правопонимание. Нам также предстоит избавиться от пренебрежения к праву и суду, которое, как мне неоднократно доводилось говорить, стало нашей печальной «традицией». Но при формировании новой судебной власти недопустимы скачки и кампанейщина, равно как и болтовня о том, что сама система сгнила и проще набрать новый судебный и правоохранительный корпус, чем изменить их. У нас нет «новых» судей, как нет «новых» прокуроров, милиционеров, сотрудников спецслужб, чиновников, бизнесменов и т.д. Нужно создать нормальные условия работы для действующего правоохранительного корпуса, решительно избавляясь от проходимцев. Нужно учить правоохранителей охранять и защищать права и свободы. Справедливо, чётко и эффективно разрешая конфликты в правовом поле. Необходимо устранить неправовое влияние на судебные акты, какими бы соображениями оно ни диктовались. В конечном счёте судебная система сама способна разобраться, что в интересах государства, а что отражает шкурный интерес коррумпированного бюрократа или предпринимателя. Необходимо прививать вкус к правовой культуре, законопослушанию, уважение к правам других, включая такое важное, как право собственности. Именно суды при широкой общественной поддержке призваны очистить страну от коррупции. Это сложная задача. Но выполнимая. У других же стран всё получилось.
Мы будем делать всё возможное для нормализации жизни людей на российском Кавказе. Экономические и гуманитарные программы для юга страны будут в ближайшее время пересмотрены и конкретизированы. Будут разработаны отдельные и очень чёткие критерии эффективности работы руководителей государственных структур по проблемам Кавказа. Это касается прежде всего федеральных и региональных министерств и ведомств, ответственных за качество политики в сфере промышленного производства, финансов, социального развития, образования, культуры. В то же время правоохранительные органы продолжат подавление бандгрупп, стремящихся запугиванием и террором навязать населению некоторых кавказских республик свои бредовые идеи и варварские порядки.
Негативные демографические тенденции должны быть замедлены и остановлены. Повышение качества медицинского обслуживания, стимулирование рождаемости, безопасность на дорогах и производстве, борьба с пандемией алкоголизма, развитие физической культуры, массового спорта должны стать и стратегическими, и при этом повседневно решаемыми государственными задачами.
Какую бы сферу ни затрагивали преобразования, их цель в конечном итоге одна – повышение качества жизни в России. Создание условий для обеспечения граждан жильём, работой, медицинской помощью. Забота о пенсионерах, защита детей, поддержка людей с ограниченными возможностями – прямая обязанность властей всех уровней.
В речах российских политиков часто звучит напоминание о том, что согласно нашей Конституции Россия – социальное государство. Это действительно так, но не следует забывать и о том, что современное социальное государство – это не раздувшийся советский собес и не спецраспределитель с неба свалившихся благ. Это сложная, сбалансированная система экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой в решающей мере зависит от качества труда и уровня подготовки каждого из нас.
Общество может распределять через государство только то, что зарабатывает. Жить не по средствам – безнравственно, неразумно и опасно. Нужно подтягивать экономику, чтобы больше зарабатывать. Не просто получать только потому, что нефть в какой-то момент подорожала, а именно зарабатывать.
Мы будем повышать эффективность социальной сферы по всем направлениям, уделяя повышенное внимание задачам материального и медицинского обеспечения ветеранов и пенсионеров.
Модернизация российской демократии, формирование новой экономики, на мой взгляд, возможны только в том случае, если мы воспользуемся интеллектуальными ресурсами постиндустриального общества. Без всяких комплексов, открыто и прагматично. Вопрос гармонизации отношений с западными демократиями – это не вопрос вкуса или каких-то личных предпочтений тех или иных политических групп. Наши внутренние финансовые и технологические возможности сегодня недостаточны для реального подъёма качества жизни. Нам нужны деньги и технологии стран Европы, Америки, Азии. Этим странам нужны в свою очередь возможности России. Мы крайне заинтересованы в сближении и взаимном проникновении наших культур и экономик.
Конечно, не бывает отношений без противоречий. Всегда найдутся спорные темы, причины для разногласий. Но обидчивость, кичливость, закомплексованность, недоверие и тем более враждебность должны быть исключены на взаимной основе из отношений России с ведущими демократическими странами.
У нас много общих задач, среди которых такие безусловно приоритетные и касающиеся буквально каждого жителя Земли, как нераспространение ядерного оружия и снижение риска неблагоприятных техногенных изменений климата.
Мы должны уметь заинтересовать партнёров, вовлечь их в совместную деятельность. И если для этого нужно что-то изменить в самих себе, отказаться от предрассудков и иллюзий – так следует и делать. Речь, конечно, не идёт о политике односторонних уступок. Безволие и некомпетентность не могут дать ни уважения, ни благодарности, ни выгоды. Это уже было в нашей недавней истории. Наивные представления о непогрешимом и счастливом Западе и вечно недоразвитой России неприемлемы, оскорбительны и опасны. Но не менее опасен и путь конфронтации, самоизоляции, взаимных придирок и претензий.
Не ностальгия должна определять нашу внешнюю политику, а стратегические долгосрочные цели модернизации России. При этом Россия, оставаясь одной из ведущих экономик, ядерной державой и постоянным членом Совета безопасности ООН, должна открыто и прямо говорить о своей позиции, отстаивать её на всех площадках. Не юлить и не приспосабливаться. А в случае угрозы собственным интересам – решительно защищать их. Мне уже доводилось говорить о таких принципах нашей внешней политики в августе прошлого года.
Наряду с активной работой на западном направлении мы должны углублять сотрудничество со странами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ. Это наши самые близкие, стратегические партнёры. У нас с ними общие задачи по модернизации наших экономик, обеспечению региональной безопасности, более справедливому устройству мирового порядка. Мы должны также развивать всемирную кооперацию с нашими партнёрами по линии ШОС и БРИК.
У российского народа, как у каждого великого народа, яркая, героическая, вызывающая уважение и восхищение и в то же время – противоречивая, сложная, неоднозначная история. По-разному воспринимают нас разные люди и разные страны. И многое ещё предстоит сделать для защиты нашего исторического наследия от искажения и политических спекуляций. Мы должны смотреть на своё прошлое трезво. Видеть в нём и грандиозные победы, и трагические ошибки, и примеры для подражания, и проявление лучших черт национального характера.
В любом случае мы будем внимательны к своей истории, будем её уважать. Уважать прежде всего роль нашей страны в поддержании сбалансированного мирового порядка на протяжении многих веков. Россия всегда, на всех этапах своего становления стремилась к достижению более справедливого мироустройства.
Не раз именно Россия оказывала покровительство малым народам, столкнувшимся с угрозой порабощения или даже уничтожения. Так было и совсем недавно, когда режим Саакашвили совершил преступное нападение на Южную Осетию. Не раз разрушала авантюристические планы претендентов на мировое господство. Россия дважды выступала в авангарде великих коалиций: в XIX веке – остановившей Наполеона, в XX – разгромившей нацистов. И в военное, и в мирное время – если справедливое дело требовало решительных действий – наш народ приходил на помощь. Россия всегда была верным союзником на войне и честным партнёром в экономических и дипломатических делах.
В будущем Россия будет активным и уважаемым участником всемирного содружества свободных наций. Достаточно сильной для того, чтобы оказывать существенное влияние на выработку решений, имеющих глобальные последствия. Чтобы не допускать чьих-либо односторонних действий, которые могли бы нанести ущерб национальным интересам и негативно сказаться на наших внутренних делах. Снизить уровень доходов россиян, повредить их безопасности.
Для этого мы уже сегодня вместе с другими странами добиваемся реформирования наднациональных политических и экономических институтов. Целью такой модернизации является развитие международных отношений, учёт интересов как можно большего количества народов и стран. Установление таких правил сотрудничества и разрешения споров, в основе которых были бы современные представления о равенстве и справедливости.
Таковы мои взгляды на историческую роль нашей страны, на её будущее. Предлагаемые мной ответы на вопросы, касающиеся каждого из нас.
Я приглашаю всех, кто разделяет мои убеждения, к сотрудничеству. Приглашаю к сотрудничеству и тех, кто не согласен со мной, но искренне желает перемен к лучшему. Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «всё есть». Их всё устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное большинство. Мы будем действовать. Терпеливо, прагматично, последовательно, взвешенно. Действовать прямо сейчас. Действовать завтра и послезавтра. Мы преодолеем кризис, отсталость, коррупцию. Создадим новую Россию. Россия – вперёд!
Комментарии
Алексей Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры
Общество после кризисной встряски и уже почти повсеместно распространившийся апатии нуждается в таких программных взглядах главы государства. И особенно важны три составляющие данной статьи.
Дмитрий Бадовский, заместитель директора НИИ социальных систем
В рамках этого нового политического сезона, который начался, одним из главных ожиданий было ожидание таких вот программных выступлений от руководства страны. За последние месяцы, когда динамика кризиса и условия развития достаточно серьезно менялись, такой вот дефицит обстоятельного программного разговора с обществом накопился. Это не значит, что по каким-то отдельным вопросам такого диалога не было, но понятно, что эта статья – серьезное обобщение и тех новых шагов, которые за последнее время предпринимались. С другой стороны, статья очень четко в режиме диалога и обратной связи реагирует на все отправные вопросы общественной дискуссии, которые были в стране за последний год – модернизация, и направления развития инновационной экономики, и проблемы эффективности государства, и политическая система, и демократизация. Это очень четкий сигнал обществу, что общественная дискуссия имеет значение, и она властью слышима. Кроме того, того эту статью можно рассматривать как послание нации накануне ежегодного обращения к федеральному собранию. Таким призывом к гражданам дать свои предложения президент вступает в прямой диалог с обществом, выступает в достаточно новой роли. Голос граждан он собирается донести до элиты. /ВЗГЛЯД
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций
Отмечу два нетрадиционных обстоятельства этого документа. Во-первых, это статья была опубликована в двух влиятельных, но не общенациональных, сетевых СМИ. Таким образом, я думаю, Медведев хотел подчеркнуть, что он обращается в первую очередь к читателям Интернета, к креативному классу. Второе необычное обстоятельство – то, что президент призывает участвовать в дискуссии по посланию к Федеральному собранию всех критически мыслящих граждан. Само содержание статьи, которую можно назвать манифестом российской модернизации, вполне традиционно для политического стиля Медведева, который можно охарактеризовать как новаторство с опорой на традиции. Преемственны приоритеты, которые он формулирует по развитию политической системы. При этом примечательно, что президент предостерегает сторонников перманентной революции от расшатывания политической системы. Вместе с этим глава государства специально отмечает низкое качество общественной дискуссии, что говорит о том, что президенту явно не хватает содержательной критики и, видимо, именно этим вызвано появление этой статьи. Некоторое время назад я и еще некоторые эксперты предложили формулу принуждения к модернизации, и в сложившихся непростых кризисных условиях эта статья и является той модернизационной программой. Я полагаю, что послание президента Федеральному послании станет дорожной картой для ускоренной модернизации России и даст ответы на часть вопросов, поставленных в этой статье. /ВЗГЛЯД
Виталий Иванов, публицист, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД, директор Института политики и государственного права
Это делается для того, чтобы охватить не большую территорию (понятно, что больше чем телевидением, территорию охватить ничем не возможно), но это делается, чтобы охватить более качественную аудиторию. Считается, что наиболее интеллектуальные и продвинутые товарищи у нас сидят в Интернете и телевизор не смотрят, а газеты читают все меньше и меньше. Другая логика, что Интернет - это прогрессивно, позитивно, правильно. Дмитрий Анатольевич избрал Интернет одним из направлений «имиджбилдинга». Все время подчеркивается, что он с Интернетом на короткой ноге и постоянно к нему обращается. У него и блог, и свой видеоканал на хостинге YouTube. Это еще один шаг в направлении интернетизации президентского имиджа. Я не думаю, что это принесет какие-то серьезные и содержательные дополнения. Я не верю, что таким образом можно качественно улучшить текст обращения Федеральному собранию. Это не для этого делается. Это односторонний сигнал. /ВЗГЛЯД
Вячеслав Володин, секретарь президиума генсовета «Единой России»
Статья Дмитрия Медведева - образец политического послания к обществу. Самые важные тенденции четко определены, поставлен абсолютно верный диагноз состояния страны и определены векторы развития с совершенно прозрачными и понятными целями. Причем, что очень важно для нас – то, что цели и задачи, которые ставит перед собой наша партия, полностью совпадают с теми, которые изложил в своей статье президент России. И не только цели, но и механизмы их достижения. Безусловно, речь идет о новом этапе развития страны – когда главным являются не макроэкономические цифры, не абстрактный рыночный показатель, а уровень жизни людей. Это – качественное изменение в отношениях между государством и гражданином. /
Александр Ципко, доктор политических наук
Эта статья важна тем, что Дмитрий Медведев впервые честно и беспристрастно дал оценку историческому прошлого России. Раньше президент этого избегал, говоря лишь об отдельных вещах, таких как коррупция, правовой нигилизм. Сейчас Медведев отметил, что большевистская модернизация не смотря на ее достижения сопровождалась неуважением к человеческой жизни. Говорить об этом очень важно, так как сегодня возрождается миф о важности сталинской модернизации и достижениях советской эпохи, но не говориться о той громадной человеческой цене, которую пришлось за это заплатить. Так, же как многие сегодня утверждают, что мы не сможем развиваться без тоталитаризма, без государственной организации труда. Однако позиция Медведева находится в оппозиции этим мнениям, он демонстрирует патриотизм и показывает уважение к прошлому, но с другой стороны оценивает это прошлое в рамках европейских ценностей гуманизма. Наша история знает примеры модернизации без громадных жертв, например, реформы Николая II. Важно, что Медведев говорит о необходимости избавления от сырьевой зависимости, хотя от нее невозможно уйти за несколько лет. То есть он очень смело и честно оценивает сложившуюся в России ситуации. Ведь мы впадаем в иллюзии, у нас не хватает мужества честно оценить своей прошлое и нынешнее состояние. Мы очень боимся испугать себя, затронуть свое самолюбие, придумываем мифы об особом русском пути. Но без духовной зрелости, без глубокого анализа прошлого невозможно двигаться вперед. Статья Медведева прорывает эти мифы, призывает к трезвости, к умному, честном, патриотическому взгляду на свое прошлое и на наше будущее. /ВЗГЛЯД
Леонид Радзиховский, политолог, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД
По-видимому, таким жестом Медведев надеется разбудить общество, то есть сломать ту совершенно очевидную стену, которая встала между обществом и исполнительной властью (остальные ветви власти у нас выполняют распоряжения исполнительной власти). Вот это действительно важная цель попытаться разбудить социальную активность людей. В каком плане важна эта задача? Она совершенно не нужна и более того вредна, если вы хотите строить патерналистскую рентную экономику. Ну, в самом деле: вы продаете нефть, распределяете от нее деньги, и что-то перепадает людям. Зачем вам какое-то бы ни было их мнение кроме конкретных просьб: почините мне крышу, проложите дорогу, увеличьте пенсию. Больше вам от них ничего не нужно. Вы даете они берут. Поэтому если исходить из того, что мы дальше строим рентную сырьевую экономику, будить социальную активность совершенно не нужно и весьма опасно. Совершенно другая картина, если вы ставите перед собой задачу строить не только сырьевую, но и современную технологическую экономику. Технологическая экономика это не железо, не нанотехнологии, это прежде всего иная социальная модель общества, иная степень социальной активности, иная степень социальной ответственности, иной уровень образования, иная степень социальных возможностей. Если вы хотите сменить модель рентно-сырьевой на современную технологическую, вам действительно необходимо разбудить общество. Чтобы строить технологическую экономику 50-летней давности, то есть производить водородные бомбы и ракеты на закрытых КБ, общество будить не надо. Современные технологии ориентированы на быт, на широкое общество. Это означает поворот в сторону малого бизнеса. Это другие возможности для малого бизнеса. Это поворот к людям инновационноориентированным, то есть свободным, думающим и раскрепощенным. Без таких людей мы современную технологическую экономику не создадим. Поэтому, если Медведев обращается к людям проявить социальную активность, то я думаю, это не попытка занять у них ума, а такая социальная подначка людей, чтобы их разбудить и повернуть в сторону большей социальной, интеллектуальной и экономической активности. /ВЗГЛЯД
Андрей Исаев, председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике, член президиума генерального совета партии «Единая Россия»
Впервые в истории нашей страны еще до чтения своего послания Федеральному собранию президент поделился с обществом своим видением ситуации и своей позицией. И предложил принять гражданам участие в формировании этого Послания. Крайне важно, что в условиях кризиса президент не рефлексирует, а строит долгосрочные планы. И при этом проводит преемственный курс – от десятилетия Владимира Владимировича Путина. Крайне важно, что цели президента и «Единой России» - абсолютно совпадают. Это – построение современного демократического государства, причем, что особо подчеркивается, на принципах суверенности, последовательность и поэтапности, что тоже - в русле консервативной идеологии «Единой России». /
Андрей Воробьев, руководитель Центрального исполнительного комитета «Единой России»
Это искреннее, своевременное и актуальное обращение. Уверен что абсолютное большинство разделяет философию президента, так как это единственный способ построить конкурентоспособное государство и сделать жизнь каждого человека более комфортной. И в этом мы – безусловно, единомышленники. Мы готовы реализовывать идеи, изложенные в статье Дмитрия Анатольевича. Мы понимаем, что это наш приоритет. Ответить на вековые вызовы можно только сообща, объединив усилия большинства. И здесь многое зависит от партии, которой доверяет большинство россиян – в этом наша роль и наша ответственность. /ER.ru