Проблемы и перспективы холодильного бизнеса России в связи с вступлением в ВТО
Россия 22 августа 2012 года стала полноправным членом Всемирной торговой организации. У этого события длинная и непростая предыстория.
Российская Федерация подала заявку на вступление в ВТО в июне 1993 года. Рабочая группа по присоединению РФ к ВТО была создана 16-17 июня 1993 года, а первое ее заседание состоялось в июле 1995 года. В период с 1995 года Рабочая группа официально провела 31 заседание. Имел место ряд неофициальных встреч. Три раза сменялся председатель Рабочей группы: Уиллиам Россир (Швейцария) с 1995 по 2000 годы, Карэ Брын (Норвегия) с 2000 по 2003 годы, Стефан Йоханессон(Исландия) с 2003 по 2011 годы.
Заключительное заседание рабочей группы состоялось 10 ноября 2011 года в Женеве, на нем был одобрен пакет документов по вступлению России в ВТО, после чего было объявлено о роспуске группы. В пакет документов входят доклад рабочей группы, где изложены все права и обязательства, которые Россия принимает на себя по итогам переговоров, список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства, перечень обязательств по услугам, протокол о присоединении.
Окончательно вопрос о вступлении был решен на министерской конференции ВТО в Женеве 16 декабря 2011 года, на которой присоединение России к ВТО было одобрено единогласно. 10 и 18 июля 2012 года протокол о вступлении в ВТО одобрила Госдума РФ и ратифицировал Совет Федерации. 21 июля закон о ратификации протокола подписал Президент России Владимир Путин. По правилам ВТО, полноправным членом организации страна становится через 30 дней после окончания ратификационного процесса, т.е. в данном случае с 22 августа.
Переговоры с Россией были чрезвычайно сложными и длились дольше, чем с какой-либо другой страной, включая Китай, которому для выработки условий присоединения потребовалось пятнадцать лет. Российская делегация вела переговоры семнадцать лет, а если отсчитывать с момента официального уведомления нашей страной ГАТТ о намерении присоединиться к этой де-факто организации, то даже девятнадцать.
Такая длительность переговорного процесса имеет свое объяснение. Россия - шестая по размерам экономика мира (по паритету покупательной способности), восьмой по значению рынок планеты. Интерес к такому рынку, входящему в категорию рынков развивающихся, имеющих потенциал роста, объективно испытывают многие предприятия и фирмы стран, входящих в ВТО.
Правительства этих стран, учитывая интересы национальных производителей, стремились в ходе переговоров добиться наиболее благоприятных условий их доступа на внутренний рынок России, максимального снижения имеющихся торговых барьеров. Российская делегация, со своей стороны, добивалась сохранения такого уровня тарифной и нетарифной защиты отечественных производителей товаров и услуг, который был бы оптимален для развития каждой отрасли и подотрасли производства.
Тарифы и пошлины
По состоянию на 1 июля 2012 года 19 стран (Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Киргизия, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, а также ЕС как единая таможенная территория) применяют защитные меры в отношении российских товаров.
В отношении российских товаров действуют 73 защитные меры, в том числе: 40 антидемпинговых пошлин, 3 специальные защитные пошлины, 14 нетарифных мер, 4 технических барьера, 5 квотных ограничений, 2 дополнительных налога, 3 акциза на дискриминационной основе, 1 ограничение по номенклатуре, 1 запрет на импорт. Также проводятся 5 расследований, из них 4 антидемпинговых и 1 специальное защитное расследование, а также 12 пересмотров антидемпинговых мер.
Вместе с тем, одним из условий присоединения к ВТО является снижение ввозных таможенных пошлин, ограничение господдержки ряда отраслей, что может привести к росту конкурентоспособности иностранных товаров.
Первое снижение пошлин произошло сразу после присоединения России к ВТО, но оно, в основном, затронуло товары, ставки тарифа на которые были повышены в 2007-2011 годах в рамках применения «антикризисных мер» для создания более комфортных условий для отечественных производителей и не были отменены до завершения переговорного процесса о присоединении России к ВТО.
После завершения переходных периодов для либерализации доступа на рынок, которые, как правило, составляют 2-3 года, а по наиболее чувствительным товарам – 5-7 лет, снижение средневзвешенной ставки импортного тарифа от текущего уровня составит в части промышленных товаров 3 процентных пункта, сельскохозяйственных товаров – 4,4 процентных пункта. Около 30% ставок будут снижены не более чем на 5 процентных пунктов (см. таблицу 1).
Таблица 1
Сравнение средних и средневзвешенных ставок импортных пошлин на товары
до и после присоединения Росси к ВТО
|
Среднеарифметическая ставка |
Средневзвешенная ставка |
||||
Текущий уровень |
Обязательства в ВТО |
Текущий уровень |
Обязательства в ВТО |
|||
Начальный уровень |
Конечный уровень |
Начальный уровень |
Конечный уровень |
|||
Вся номенклатура |
11,4 |
12,9 |
9,2 |
10,3 |
11,9 |
7,1 |
С/х товары |
18,6 |
18,2 |
14,6 |
15,6 |
15,2 |
11,3 |
Промышленные товары |
9,1 |
11,2 |
7,6 |
9,4 |
11,3 |
6,4 |
К числу холодопотребляющих производств, интересы которых, так или иначе, связаны с изменением таможенных тарифов в связи с вступлением России в ВТО, в первую очередь должны быть отнесены организации и предприятия агропромышленного комплекса, предприятия по хранению и переработке продуктов питания, а также все производители сельхозпродукции. Вкратце изменения таможенные тарифов на продукцию перечисленных производств выглядят следующим образом.
Пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся с 25 до 20%, возвращая, таким образом, размер ставок к уровню, действовавшему до 1 января 2010 года. Россия снизит пошлины для некоторых кормов для животноводства и домашних животных (в том числе, соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, винограда, бананов и т.п.), в особенностей овощей и фруктов в зимний период. Облегчится импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности (например, высококачественной молочной сыворотки).
В целом по тарифу снижение средневзвешенной ставки от текущего состояния до конечного уровня связывания, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, в части сельскохозяйственных товаров и продовольствия составит величину порядка 4,4 процентных пункта.
На готовые продукты из рыбы пошлины снизятся незначительно - с 15 до 12,5 – 12% за 1-3 года. Что касается рыбного сырья, то на многие его виды пошлины снизятся с нынешних 10% до 6-8%, в отдельных случаях до 3-5%
Минэкономразвития разработало проект стратегии защиты национальных интересов России в ВТО, которая определяет базовые позиции страны по определенным направлениям международного экономического сотрудничества.
В частности, с момента присоединения к ВТО, Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте охлажденного и мороженого мяса КРС (коды ТН ВЭД ТС 0201 и 0202), свинины (код ТН ВЭД ТС 0203) и мяса птицы (код ТН ВЭД ТС 0207) с сохранением отдельных страновых квот по мясу КРС и мясу птицы.
Срок окончания режима тарифного квотирования при импорте мяса КРС и мяса птицы – не определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину - 31.12.2019г.
В случае отмены квот Россия должна будет установить обычную ввозную пошлину на мясо КРС (коды ТН ВЭД ТС 0201 и 0202) на уровне не выше 27,5%, на мясо птицы (код ТН ВЭД ТС 0207) на уровне не выше 37,5%, на свинину (код ТН ВЭД ТС 0203) на уровне не выше 25%.
Обязательства по поддержке производителей сельхозпродукции предусматривают уровень внутренней поддержки в 9 млрд. долларов до 2013 г., что позволит реализовать Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008–2012 годы.
Затем в течение переходного периода предполагается снижение внутренней поддержки к 2018 г. до 4,4 млрд. долларов США, что соответствует среднему уровню субсидирования российского сельского хозяйства за 2006-2008 гг.
При этом обязательства предполагают, что после присоединения к ВТО Россия не будет использовать экспортные субсидии сельскому хозяйству (в настоящее время не предоставляются).
Обязательства России в ВТО наряду со снижением пошлин на продукты питания и сырье для их производства предусматривают снижение пошлин на холодильное оборудование и его отдельные компоненты (см. таблицу 2). Стоит ли в связи с этим производствам, потребляющим холод, рассчитывать на снижение стоимости холодильного оборудования? Скорее всего, вряд ли.
Так что же принесет холодильному бизнесу России присоединение к ВТО?
С точки зрения поставок на внешние рынки выгода минимальна. Ее ощутят лишь металлурги, а главные экспортеры (нефтяники и газовики) продолжат качать энергоресурсы по прежним условиям, ведь их ВТО никак не регулирует.
Более открытый рынок и сокращение пошлин заставит государство оказывать больше помощи отечественному машиностроению, которое без поддержки рискует просто не устоять перед наплывом импорта. Правда, в холодильном машиностроении поддерживать-то по большому счету и некого. Большинство отечественных предприятий по производству комплектующих для холодильного оборудования (компрессоры, теплообменные аппараты, автоматика) давно уже не делают погоды на рынке.
Все это так, но пока еще существуют и развиваются компании по проектированию и монтажу холодильных систем, изготовлению компрессорно-конденсаторных агрегатов и другого холодильного оборудования на базе импортных комплектующих. Однако либерализация условий доступа на внутренний рынок импортных товаров и услуг может поставить эти компании в весьма затруднительное положение, когда и если на российский рынок придут аналогичные зарубежные структуры.
После вступления России в ВТО преимущества отечественных предприятий будут изъяты как недопустимые привилегии в формально равноправном торговом мире, отмечается в докладе Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО).
Таблица 2
Снижение ставок импортных пошлин на отдельные товары из кода 8418 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) после присоединения Росси к ВТО
Код товара |
Наименование товара |
Связанная ставка ввозной таможенной пошлины на дату присоединения |
Конечная связанная ставка ввозной таможенной пошлины |
Год окончания исполнения обязательств |
8418 |
Холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование электрическое или других типов; |
|
|
|
8418 10 |
комбинированные холодильники-морозильники с раздельными наружными дверьми: |
|
|
|
8418 10 200 |
|
|
|
|
8418 10 200 8 |
|
20 |
10 |
2015 |
8418 10 800 8 |
|
20 |
13 |
2017 |
8418 21 |
|
|
|
|
8418 21 100 0 |
|
20 |
10 |
2015 |
8418 21 910 0 |
|
20 |
12 |
2015 |
8418 21 990 0 |
|
20 |
12 |
2015 |
8418 29 000 0 |
|
20 |
15 |
2014 |
8418 30 |
морозильники типа "ларь", емкостью не более 800 л: |
|
|
|
8418 30 200 |
|
|
|
|
8418 30 200 8 |
– – – прочие |
20 |
12 |
2017 |
8418 30 800 |
|
|
|
|
8418 30 800 8 |
|
20 |
12 |
2017 |
|
оборудование холодильное или морозильное прочее; тепловые насосы: |
|
|
|
8418 61 001 |
|
|
|
|
8418 61 001 9 |
|
15 |
7.5 |
2016 |
8418 61 009 9 |
|
15 |
7.5 |
2015 |
8418 69 000 |
|
|
|
|
8418 69 000 1 |
|
15 |
10 |
2015 |
8418 69 000 8 |
|
15 |
10 |
2015 |
8418 99 100 |
|
|
|
|
8418 99 100 1 |
|
15 |
10 |
2016 |
8418 99 900 0 |
|
15 |
10 |
2016 |
Кроме того, на деятельности российских компаний, производящих холодильные системы, негативно может отразиться и падение спроса на их продукцию со стороны отечественного агропромышленного комплекса. Например, глава Национального союза свиноводов Юрий Ковалев еще в ноябре 2011 года предупреждал, что снижение импортной пошлины на свиней сделает отечественные фермы неконкурентоспособными. Доля импорта в потреблении свинины, согласно ноябрьскому прогнозу, может вырасти с 20% в 2011 году до 45% в 2020 году. Как заявлял господин Ковалев, потери российских свиноводов после присоединения России к ВТО могут составить до 20 млрд руб., именно эту сумму Минсельхоз предлагает ежегодно выделять свиноводам. Данная мера действительно фигурирует в списке мер, который готовится Минсельхозом, подтвердил представитель министерства, но список еще дорабатывается.
Если государство не примет достаточных мер для защиты российского сельского хозяйства, инвестиции в свиноводство практически иссякнут, добавляет Юрий Ковалев. Уже сейчас, по его словам, банки неохотно рассматривают заявки на кредитование свиноводческих комплексов. Это подтверждает вице-президент «Мираторга» Александр Никитин. Его компания призналась, что все-таки заморозила инвестпроекты в животноводстве: «Мы оцениваем последствия от присоединения России к ВТО, возможно, новые проекты запущены не будут».
Кстати говоря, согласно Доктрине продовольственной безопасности России, одобренной в феврале 2010 года, доля отечественных производителей на рынке молочной продукции должна составлять до 90 процентов, а на рынке мяса – 85. Должны, но по отдельным молочным позициям доля импорта в объеме потребления достигает 50, на рынке свинины и говядины, соответственно, 20 и 30 процентов. «Вступление в ВТО наверняка нанесет ущерб российской пищевой и текстильной промышленности, производству стройматериалов, возрастет конкуренция для российских банков и страховых компаний», – пишет «The Wall Street Journal».
Появится преимущество и у зарубежных производителей пищевой продукции – они смогут требовать компенсацию, если запреты Роспотребнадзора, например, на американскую курятину или грузинские минеральные воды, будут признаны необоснованными.
Угнетающе скажется на рынке и падение доходов населения. Потребление снизится в результате вытеснения многих российских производств внешними конкурентами. При этом логично ожидать роста цен на оказываемые населению услуги. Предприятиям придется во враждебной среде решать проблему высоких затрат на производство. При этом нет оснований надеяться на доступность дешевых кредитов. Именно таким образом развивались события во многих странах.
Мышеловку с «открытыми воротами в общий рынок» еще пять лет назад просчитал журнал «Эксперт»: «Максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 миллиардам долларов в год», при этом «Россия отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 миллиардам долларов в год».
Специалисты давно обвиняют ВТО в приоритете транснациональных корпораций и богатых стран. Небольшие страны имеют ничтожно малое влияние на политику этой организации, тогда как развитые – добиваются через ВТО продвижения собственных коммерческих интересов.
Раскрывая двери настежь крупным зарубежным торговцам, страны с менее развитой экономикой стремительно разрушают собственное производство, попадая в тотальную зависимость от импорта – то есть, напрямую от тех транснациональных компаний, которые монополизируют их внутренний рынок.
Итак, завершая размышления по поводу судьбы отечественного холодильного бизнеса на фоне принятия России в ВТО, можно предположить, что все российские компании, работающие в этой сфере, должны готовиться к непростым временам. Представляется, что в ближайшие годы их может ожидать если не ужасный конец, то, как минимум, бесконечный ужас.
03.12.12