Пять незаконных услуг от сотрудников ФНС
Заплати - и иди!
О взятках, которые берут налоговые инспекторы на проверках, говорят многое: то предприниматели сами предлагают деньги, то чиновники откровенно вымогают огромные суммы. Одно ясно точно: налоговые проверки часто сопровождаются дачей взяток. Об этом свидетельствует практика оперативных подразделений и следственных органов, которые периодически ловят чиновников при передаче денег. Деньги обычно передаются для проведения «тихой» проверки.
Считается, что если налоговая пришла в компанию, то сумма доначислений должна составлять как минимум миллион рублей. Сейчас планирование ведется по аналитическим данным: есть ряд фактов, позволяющих усомниться в обоснованности получения налоговых выгод, чем их больше – тем вероятнее приход проверки. Соответственно, многие налоговые проверки просто не могут пройти без подозрений в необоснованной налоговой экономии, и предприятию приходится либо судиться, либо платить взятку.
После получения взятки в акт о проведенной налоговой проверке вносятся заведомо ложные сведения. Это могут быть неверные данные о доходах, о численности штата, оценке тех или иных сделок. Некоторые аспекты финансово-хозяйственной деятельности, например, сделки со страховыми компаниями или потенциальными «однодневками», вообще не будут указаны, (если только проверка была не с целью вскрыть именно эти факты и доначислить налоги), дабы у надзорных органов не возникло подозрения в коррумпированности проверяющих чиновников.
Бухгалтерия не отходя от "кассы"
На практике вполне возможно попустительство начальства налогового органа в отношении конкретных налогоплательщиков. Разумеется, это небескорыстно. Да и следы коррумпированные представители налоговых органов заметают довольно искусно.
Например, если директор компании не захочет забивать себе голову премудростями бухучета и налогообложения его доходов (речь идет о небольших компаниях), он может «договориться» с руководством налоговой инспекции. За перечисление сравнительно небольших, но стабильных вознаграждений налогоплательщик может подавать декларацию с «нулевыми» (или почти нулевыми) показателями. При этом внимание инспекторов к таким декларациям будет тоже «нулевым», поскольку они знают, в отношении кого не следует вести активную деятельность. Однако такой способ очень опасен. Как только в районном налоговом органе «поменяется власть», фирму могут проверить за последние три года. И в таком случае налогоплательщику не позавидуешь.
Есть и более простой способ. Налоговый инспектор за дополнительное вознаграждение составляет и сдает какие-то отчеты. Предпринимателям нередко предлагают такое «облегчение», чтобы им не разбираться в налоговых правилах и не опоздать по срокам сдачи отчетности. Надо только подписать самому и печать приложить. Однако риски в этом случае точно такие же: инспектор может написать все что угодно, а отвечать будет только бизнесмен.
А кому налоговые тайны?
Как известно, налоговые органы обладают довольно ценной информацией об имуществе, банковских счетах и налоговой задолженности каждой из организаций и физических лиц. И в установленном законом порядке такая информация разглашается только в исключительных случаях, когда на то есть законные основания. Узнать об имуществе компании может, например, судебный пристав или следователь.
Такая информация строго конфиденциальна. Но ее иногда удается получить и незаконно, за вознаграждение и в куда больших объемах, если заплатить соответствующее вознаграждение работнику инспекции ФНС, который может решить такой вопрос.
Так, «заказчику» иногда могут быть предоставлены данные не только по самим открытым расчетным счетам, но и возможном движении денежных средств по ним. Можно узнать налоговую задолженность перед бюджетом. Можно найти имущество. Получив такую информацию, злоумышленники могут найти сокрытое для кредиторов (или рейдеров) имущество, за счет которого можно поживиться. Или просто шантажировать «коллегу», или использовать эту информацию против него. Также можно перерегистрировать в богатой фирме директора (этим как раз занимается ФНС) и под его подписью продать за гроши все ценное. В Санкт-Петербурге была целая группа «предприимчивых людей» в ИМНС № 15, некоторых даже посадили.
Регистрация организации по действующим законам не представляет особой сложности. Конечно, для верного заполнения документов нужны соответствующие знания, умения и навыки, но получить отказ при их подаче довольно трудно: причин для отказа совсем немного, поэтому регистрируются практически все. Нередко служащие ИФНС сами идут навстречу учредителю, если тот по неграмотности поставил «галочку» в неправильной графе заявления.
Однако встречаются и другие предприниматели, которые желают зарегистрировать фирму для заведомо незаконных целей, что ранее по уголовному законодательству именовалось лжепредпринимательством. Например, если нужно зарегистрировать фирму по несуществующему или фальшивому паспорту, без соответствующего волеизъявления номинального учредителя или «украсть» долю в уставном капитале ООО. ФНС является держателем реестра юридических лиц, и многие действия с ним могут принести хорошую прибыль злоумышленникам и кошмарные убытки для добросовестных предпринимателей. За это также предусмотрена уголовная ответственность, поэтому незаконные действия с таким реестром также могут сопровождаться внесением немалых платежей в адрес руководителя налогового органа или его заместителя.
За плату недобросовестные сотрудники ФНС также могли бы доставить хлопоты компании, которая является конкурентом для, к примеру, хорошего друга начальника ИФНС. При хорошем «улове» организацию можно вообще поставить под угрозу банкротства или парализовать ее работу. А поскольку есть на подобные услуги спрос, есть и предложение среди «оборотней» в налоговых органах.
Для инициации проверки в компании нужно заплатить некую сумму либо предварительно, либо по итогам работы инспекторов (если они что-либо «накопают»). Проведение (читай: затягивание) камеральных проверок может доставить немало хлопот: то документы предъявить, то поставщика не найти и т.п. Однако поводов для проведения внезапных камеральных проверок практически нет. Зато выездные проверки можно проводить то по одному налогу, то по другому – лишь бы в плане на проверку стояла «нужная» организация. За это и денег побольше попросят. Самый дешевый вариант – проверка ККТ (у кого они имеются), хоть и мелочь, но тоже неприятность для конкурента.
Можно быть уверенным, что просто так от жертвы налоговые органы не отстанут. Системой предусмотрено, что от налогоплательщика инспекторы должны добиться максимума из возможных недоимок, пеней и штрафов. А разбирательства налоговых споров в арбитражных судах дойдут как минимум до кассационной инстанции, поскольку у юридических служб есть неофициальное указание «сверху»: обжаловать максимум решений судов, вынесенных в пользу налогоплательщиков, даже если те для налоговиков являются абсолютно бесперспективными.
Роман Терехин
Опубликовано 29.11.10.