Ритейл за II квартал 2014: Россияне покупают продукты, на остальное не хватает денег
Во II квартале 2014 г. влияние на ритейл общих экономических факторов в стране пошло на спад, сообщается в обзоре Центра конъюнктурных исследований института статисследований университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ).
В обзоре использованы результаты ежеквартальных выборочных опросов руководителей около 4 тыс. организаций розничной торговли из 78 регионов России, проводимых Федеральной службой госстатистики.
1. Уверенность в ритейле растет
Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) возрос во II квартале 2014 г. до отметки +6%, перекрыв минимумы предшествующих кварталов и вернувшись в диапазон средних ретроспективных результатов последних двух лет. Индекс рассчитывается с учетом оценок уровня складских запасов и экономических показателей работы предприятий.
Главным источником восстановительного процесса и определенной жизнестойкости торговых организаций выступил весенне – летний сезон. Но задействован лишь продовольственный драйвер, тогда как динамика развития непродовольственного сегмента рынка свидетельствует о продолжающейся стагнации.
Tемп роста ИПУ в непродуктовой рознице относительно предшествующего квартала замедлился с +11% до минимального значения +7%, результата, характерного для одного из самых неблагоприятных конъюнктурных циклов 2009 – 2010 гг. – периода жесткой экономии на товарах длительного пользования. Обращает на себя внимание, что еще в аналогичном периоде 2013 г. индекс достигал +13%, отмечается в исследовании.
В шести федеральных округах Российской Федерации наибольшее значение индекса предпринимательской уверенности зафиксировано в организациях розничной торговли Приволжского федерального округа (+14%), наименьшее – Сибирского федерального округа (+4%).Но, как отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований, преобладающие пассивные ожидания руководителей розничных предприятий в ближайшее время отодвигают перспективу перехода ритейл – отрасли в зону заметного роста на неопределенный срок.
2. Россияне покупают продукты, на остальное не хватает денег
Российская розница, несмотря на риски и слабое развитие, выгодно отличается от остальных представителей реального сектора. Компании более гибко реагируют на спрос и подстраиваются под условия на рынке. Но рынок далек от насыщения, невысок уровень конкуренции, что удерживает высокие цены, а с учетом инфляции и падения курса рубля ритейл пережил серьезное испытание.
Модель развития сектора держит в напряжении всех взаимосвязанных участников розничной торговли, компании ритейла проходят тест на рентабельность в текущих условиях.
Судьба сектора в руках потребителей, которые не спешат тратить деньги, и это не добавило оптимизма предпринимателям. «Данное обстоятельство, вероятнее всего, следует связать с очевидным усилением сберегательных настроений домохозяйств, замедлением темпов роста реальных располагаемых денежных доходов, достаточно высоким уровнем инфляции, возникшими сложностями в получении потребительского кредита», – полагает директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович.
На фоне перекредитованности потребителей в 2013 г. сужение кредитных возможностей способно заморозить продажи. В наибольшей степени под эту меру вновь попадет непродуктовая розница, испытывающая явный недостаток в покупательском спросе.
И если инфляционное ралли близко к завершению, то мотивировать потребителей тратить сбережения на товары не первой необходимости пока не представляется возможным, считает эксперт. Необходимо время для адаптации к текущим условиям и ритейла, и потребительских предпочтений россиян.
В целом во втором полугодии 2014 г. в секторе розничной торговли сохраняется высокий риск консервации существующих экономических проблем, отмечает Остапкович.
3. Ритейл сокращает персонал и расширяет ассортимент
Рынок труда в розничной торговле на протяжении последних 4 – х кварталов не подает признаков роста. Спрос на новых сотрудников слабый, чаще людей увольняют: сохраняется баланс изменения численности занятых на отрицательном уровне «минус 8%».
В разгар летнего сезона это выглядит как минимум странно, однако, по всей видимости, предприниматели, продолжая сокращать персонал, стараются сохранить расходы и доходы своих компаний на оптимальном уровне, полагают в Центре конъюнктурных исследований.
Однако, если в первые месяцы 2014 г. уменьшение прибыли констатировали 35% предпринимателей, то в текущем квартале их доля снизилась до 30%.
Согласно оценкам более 80% руководителей ритейла не стоит ожидать изменений в их кадровой политике также и во втором полугодии. Согласно исследованию во II квартале 2014 г. средняя доля импортной продукции в общем объеме оборота розничной торговли снизилась и составила 31%. В большей степени это касается непродовольственных товаров. В целом средняя доля импортных непродовольственных товаров достигла 45%, импортного продовольствия – 26%.
Резкое сокращение ассортимента продуктов и товаров в большинстве торговых фирм в России в начале года по итогам I полугодия сменилось незначительным расширением. Балансовое значение показателя относительно предшествующего квартала увеличилось на 2 п. п. и составило +14%.
Но этот результат невысок: годом ранее выбор товаров и продуктов для россиян был в 1,5 раза больше. Как отмечают эксперты, это связано с изменениями предпочтений россиян, под которые подстроился ритейл.
4. Цены вырастут незаметно
Цены в ритейле росли с учетом инфляции. Прогноз инфляции на ближайшие месяцы 2014 г. повышен. Вместо ожидавшегося ранее снижения инфляции в июне 2014 г. по отношению к июню 2013 г. до 5,8–6,1% прогнозируется ее повышение до 7,7–7,9%, отмечал в начале текущей недели Банк России.
К сентябрю 2014 г. прогнозируется замедление инфляции до 6,8–7,0% в условиях стабилизации курсовой динамики, хорошего урожая, снижения уровня индексации цен и тарифов на услуги ЖКХ, слабой динамики спроса.
В результате цены в рознице разгоняли оптовики, более 50% предприятий розницы в России повысили цены, менее половины готовы повысить согласно данным опроса.
Отсутствие массовых планов предпринимателей повышать цены говорит том, что инфляционный пик в розничной торговле достигнут, если не будет непредвиденных ухудшений в экономике России.
Средний сложившийся уровень торговой наценки в ритейле не изменился по сравнению с I кварталом и составил 27%. При этом, по мнению руководителей в рознице, желаемая средняя торговая наценка для получения необходимой прибыли должна быть 40%.
Руководители в ритейле не прогнозируют восстановление спроса, объемов продаж и товарооборота. В III квартале они предполагают как минимум удержать показатели на текущем уровне.
Руководители розничных предприятий в России жалуются на слабый спрос россиян, которые стали больше экономить и меньше тратить, также жалуются на нехватку недорогих кредитов, высокий уровень налогов, высокую арендную плату, высокие транспортные расходы, недостаток торговых помещений.