Санкции на ввоз легковых автомобилей из США и Европы ударят по российскому авторынку
Если Россия введет полный запрет на ввоз легковых автомобилей из США и ЕС - то ущерб заграничных автопроизводственных концернов может составить в 2015 г. примерно 550 млн евро (выпадающий импорт оценивается в 230 000 шт.), но эта мера не принесет России выгоды, а наоборот, убытки - вытекает из исследования российского офиса Roland Berger Strategy Consultants.
GM, BMW, Daimler, Ford, группа VW, PSA Peugeot Citroen - являются основными импортерами из США и ЕС, - перечисляет член правления российского офиса Roland Berger Strategy Consultants Эдуард Черкин. Поступления в федеральный бюджет могут сократиться на 1,4 млрд евро, а местный рынок сократится сильнее ожиданий — до 2,13 млн легковых машин вместо 2,24 млн шт. (прогноз на 2014 г. — 2,4 млн шт.) - сообщают «Ведомости».
В выигрыше будут азиатские импортеры, говорится в исследовании Roland Berger Strategy Consultants. Но они даже вкупе с местными автозаводами смогут компенсировать только половину выпавшего импорта (см. график). У корейцев, китайцев и отечественных марок нет такого количества подходящих для российского рынка моделей, а местные заводы, построенные иностранцами, не смогут быстро локализовать все выпавшие модели, в том числе из-за отсутствия технической возможности (разные платформы и проч.), объясняет Черкин.
Быстро перестроиться не получится: выпуск автомобилей нужно будет организовывать на новых платформах, а это долгий процесс, добавляет источник, близкий к одному из европейских автоконцернов. Решить проблемы за счет организации крупноузловой сборки тоже не выйдет — из-за обязательств автоконцернов по повышению уровня локализации, говорит он.
О том, что Россия в ответ на новые западные санкции может ограничить импорт автомобилей. В сентябре помощник президента России Андрей Белоусов не исключил ограничение импорта подержанных машин. Конкретных решений о защитных мерах в сфере автопрома пока не принято, говорят федеральный чиновник и сотрудник одного из российских автозаводов.
Представители автоконцернов и Минпромторга не ответили. Отечественные производители смогут заменить импорт — их мощности загружены менее чем на 70%, считает чиновник. Заместить все премиальные бренды будет сложно, поправляет старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. По его мнению, в случае полного запрета импорта машин из ЕС и США в краткосрочной перспективе возможен бум на рынке подержанных автомобилей, частично сгладить проблему поможет увеличение складских запасов, добавляет эксперт.
Еще одной мерой защиты может быть повышение таможенных пошлин на автомобили из ЕС и США до уровня, предшествующего вступлению в ВТО (30-35%), допускает Roland Berger Strategy Consultants. Рынок в этом случае тоже сократится, но разница будет меньше, чем при других сценариях, часть импорта компенсируют местные заводы и импорт из Азии; это увеличит доходы бюджета на 55 млн евро и простимулирует локализацию, перечисляет Черкин. «Повышение пошлин, конечно, противоречит условиям вступления России в ВТО. Но такой сценарий реален, хоть и мало вероятен», — замечает он.
Если в качестве защитной меры будет введен запрет на ввоз из США и ЕС автомобилей дешевле 30 000 евро, то их импорт из этих стран сократится в 2,4 раза до 95 000 шт., выпадающие доходы автоконцернов составят 175 млн евро, подсчитал Roland Berger Strategy Consultants. Но этот вариант тоже невыгоден России, считают аналитики.