Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года
Наличие
- горожанам - понимать, в каком городе и каких условиях они, их дети, внуки будут жить через 15 -20 лет;
- органам власти-согласовать с обществом видение будущего и распределять имеющиеся ограниченные ресурсы для достижения поставленных целей;
- бизнесу -строить свои планы, инвестировать, развиваться сообразуясь с целевыми установками города;
- общественным организациям - заявить и продвинуть интересы отдельных общественных групп.
Этапы Стратегии 2030
При разработке Стратегии должны быть пройдены в той или иной последовательности следующие этапы.
Этап 1. Анализ социально-экономического положения
Санкт-Петербурга.
Этап 2. Выявление условий (факторов) социально-экономического развития Санкт-Петербурга и источников роста экономики города.
Этап 3. Определение сценариев социально-экономического развития
Санкт-Петербурга.
Этап 4. Прогнозирование социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Этап 5. Определение целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Этап 6. Приоритеты социально-экономического развития
Санкт-Петербурга.
Этап 7. Формирование механизмов (инструментов) достижения целей.
Этап 8. Контроль реализации Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года.
Общая характеристика экономики Санкт-Петербурга
Валовой региональный продукт (ВРП) Санкт-Петербурга в 2011 году составил 2071,6 млрд. рублей, в 2012 году (по оценке Комитета
по экономической политике и стратегическому планированию
Санкт-Петербурга) – 2137,9 млрд. рублей. Индекс физического объема ВРП
в 2011 году в сопоставимых ценах к предыдущему году в Санкт-Петербурге составил 108,3%, в 2012 году—104,5%.
В отраслевой структуре ВРП Санкт-Петербурга на протяжении многих лет преобладает промышленное производство, его доля в 2011 году составила 29,1%, в 2012 году — 28,7% (включая производство и распределение электроэнергии, газа и воды).
Темпы роста промышленного производства в Санкт-Петербурге
в 2012 году превысили среднероссийские значения. Индекс промышленного производства (ИПП) по Санкт-Петербургу составил 104,3%, в среднем
по России – 102,6%
Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь-декабрь 2012 года, составила 33171 руб. (110,9% к уровню января-декабря 2011 года), что на 24,3% выше средней по стране.
Вызовы социально-экономического развития
Санкт-Петербурга
Уже сейчас можно обозначить основные внутренние вызовы социально-экономического развития Санкт-Петербурга. И главные их них – в сфере демографии.
Во-первых, это непростая демографическая ситуация в городе: в прошлом году лишь обозначился минимальный естественный прирост населения города, но по-прежнему (и это останется тенденцией ближайших лет) прирост численности населения Санкт-Петербурга обеспечивается в основном за счет миграционного потока. И надо отдавать себе отчет в том, что и естественный прирост обеспечивает не коренное население, а мигранты.
Во-вторых, растет нагрузка на трудоспособное население, доля населения моложе и старше трудоспособного возраста составляет в сумме около 40% населения.
В-третьих, на рынке труда по-прежнему наблюдается нехватка квалифицированных кадров. Напряжённость на рынке труда (число незанятых граждан, зарегистрированных в Службе занятости, в расчёте на одну вакансию) в конце декабря 2012 года составила 0,41 чел./вакансию.
В связи с тем, что, благодаря своему приграничному положению, экономика Санкт-Петербурга интегрирована в мировую экономику, кроме внутренних следует учитывать и внешние вызовы социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Среди них: нестабильность мировых рынков и зависимость экономики Санкт-Петербурга от конъюнктуры мировых рынков.
Проблемы экономического развития Санкт-Петербурга
Одна из важнейших задач анализа социально-экономического развития – определение проблем, препятствующих этому развитию. Сегодня к таким проблемам могут быть отнесены:
- Зависимость от конъюнктуры мирового рынка энергоресурсов;
- Устаревшая структура экономики;
- Административные барьеры;
- Неустойчивый характер развития (роста) экономики;
- Большая доля государства на рынке;
- Недостаточно высокая производительность труда;
- Нехватка квалифицированных кадров и старение населения;
- Энергоемкость;
- Экология, уборка мусора;
- Износ основных фондов;
- Несовершенная структура управления;
- Несбалансированность социально-экономического и территориального развития;
- Долги управляющих компаний в сфере ЖКХ перед РСО
- И другие….
Условия (факторы) социально-экономического развития Санкт-Петербурга
При разработке Стратегии должны быть уточнены факторы (условия), определяющие социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга.
В общем случае к таким факторам следует отнести:
- ресурсы: трудовые, территориальные, сырьевые (площадь территории города – 143,7 тыс. га; численность экономически активного населения в 2012 году составила 2,9 млн.чел.; произведено электроэнергии - 18166 млн.кВт-ч, получено из-за пределов города – 5504 млн.кВт-ч; отпущено тепловой энергии населению – 27,5 млн. гигакал; потреблено газа – 2142 млн.куб.м; подано воды в сеть – 679,5 млн.куб.м);
- финансовое обеспечение (доходы бюджета Санкт-Петербурга в 2012 году составили 373,5 млрд.руб., инвестиции в основной капитал –
351,9 млрд.руб.).
Источники роста экономики Санкт-Петербурга
Определение возможных «точек роста» экономики должно быть одной из главных задач Стратегии. По мнению экспертов такими «точками роста» являются:
- экономика знаний;
- жилищное строительство;
- промышленность (желательно, на инновационной основе);
- транспорт;
- сфера услуг.
У каждого из этих направлений есть свои преимущества и недостатки, однако очевидно, что особое значение мы должны придать развитию экономики знаний, наиболее адекватно отвечающей вызовам сегодняшнего времени и обеспечивающей качество жизни горожан в 1-й трети 21-го века.
Сценарии социально-экономического развития
Санкт-Петербурга
При разработке Стратегии должны быть предусмотрены 3 варианта развития городской экономики (согласно Минэкономразвития): консервативный, инновационный и форсированный.
• Консервативный - основан на экстенсивном расширении экономики
за счет традиционных секторов.
• Инновационный - основан на оптимизации использования всех видов ресурсов на основе инновационных технологий.
• Форсированный - основан на максимальном раскрытии потенциала стратегического развития Санкт-Петербурга, в том числе экономического потенциала, человеческих ресурсов, развития территорий, а также увеличения глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на мировом рынке.
Прогноз социально-экономического развития
Санкт-Петербурга до 2030 года
Для каждого из сценариев должен быть составлен прогноз развития города до 2030 года по основным показателям:
1. Демографические показатели
2. Валовой региональный продукт
3. Промышленное производство
4. Рынок товаров и услуг
5. Инвестиции
6. Финансы
7. Денежные доходы и расходы населения
8. Труд и занятость
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года
На данном слайде представлен прогноз ключевых показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года, сформированный в июне 2012 года КЭРППиТ. Прогноз будет актуализирован в рамках подготовки Стратегии.
Выявленные проблемы, факторы и источники роста вместе с прогнозными показателями должны лечь в основу формирования целей и приоритетов Стратегии.
Цели социально-экономического развития
Санкт-Петербурга
Целеполагание и определение приоритетов дальнейшего социально-экономического развития города является важнейшей задачей Стратегии.
Генеральной целью социально-экономического развития, безусловно, должно быть повышение качества жизни населения.
К целям первого уровня можно будет отнести:
- повышение благосостояния человека;
- повышение качества городской среды;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности;
- развитие экономики;
-совершенствование системы государственного управления;
- и другие…
Каждая из целей первого уровня и последующих может содержать в себе несколько конкретизирующих подцелей.
Таким образом, будет сформировано дерево целей, единое для всех сценариев социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Из всего дерева целей будут выделен ряд приоритетных для города, достижение которых будет являться результатом реализации Стратегии.
Приоритеты социально-экономического развития
Санкт-Петербурга
Определение приоритетов, пожалуй, - ключевой элемент разработки Стратегии, поскольку именно они будут определять все направления политики социально-экономического развития.
Для определения приоритетов необходимо разработать критерии отбора и количественные показатели, а также иметь ввиду, что определение приоритетов может вытекать как из текущих проблем, так и быть нацелено на дальнейшее развитие города.
Возможными приоритетами могут быть:
ü строительство жилья (в настоящее время жилая обеспеченность составляет 23,88 кв.м на человека, для сравнения – в Испании – около 30 кв.м, в Германии порядка 40кв.м);
ü развитие общественного транспорта (на сегодняшний день 40% подвижного состава общественного транспорта самортизированы);
- создание парковочного пространства (в городе практически не предусмотрены парковочные места, особенно в центре, притом что, официально в Санкт-Петербурге зарегистрировано 1,5 млн. личного автотранспорта, а по факту по городу передвигается в несколько раз больше автомобилей);
- обеспечение местами в детских садах (до сих пор сохраняется очередь в детские сады, охват детей местами в садиках – 83,6%).
- повышение надежности систем теплоснабжения (22% труб не соответствуют нормативам);
- обеспечение безопасности на дорогах (в 2012 году в ДТП погибло 444 человека, среди них 7 детей);
- и другие…
Механизмы достижения целей
Механизмы достижения поставленных Стратегией целей из числа приоритетных реализуются через экономическую политику, формируемую Правительством.
Базой для формирования экономической политики должны стать основные направления деятельности Правительства Санкт-Петербурга, которые будут уточнены и реформированы в рамках создания системы государственного планирования Санкт-Петербурга.
Система государственного планирования
Инструментом достижения поставленных целей и приоритетов станет вся система государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга, в том числе, программы социально-экономического развития на среднесрочные периоды, государственные программы развития отраслей и территорий, долгосрочные и ведомственные целевые программы.
Стратегия как вершина системы государственного планирования Санкт-Петербурга определит вектор экономической политики города, как в целом, так и по направлениям (образование, здравоохранение, транспорт, благоустройство и пр.).
Контроль реализации Стратегии 2030
Контроль над реализацией Стратегии будет осуществляться, в первую очередь, исполнительными органами государственной власти
Санкт-Петербурга, а также бизнес-сообществом, общественными организациями, населением.
Важное место в контроле над реализацией Стратегии должно принадлежать Экономическому Совету.
Предложения к Стратегии 2030 по теме "
Стратегия социально-экономического развитияСанкт-Петербурга до 2030 года