Удастся ли остановить «исход» предпринимателей?
Эта сладкая пора – пенсия.
Грандиозные предвыборные обещания заставили правительство и финансовые институты страны задуматься о том, где черпать средства на их выполнение.
Особое волнение, естественно, вызывает состояние Пенсионного фонда. Не смотря на относительно не большую продолжительность жизни, доля стареющего населения неуклонно растет и пул работоспособных граждан уже с трудом справляется с обеспечением своих пенсионеров.
В Китае, правда, ситуация со старением еще печальнее, особенно, учитывая их миллиардное население и перекредитованность экономики, но там пенсию получают лишь бывшие госслужащие. Остальные же заботятся о своей старости по ходу жизни или, возлагая эту почетную миссию на своих детей.
Поэтому, для китайского государства это хоть и неприятно, но не смертельно.
У нас же все осложняется тем, что не приучены люди откладывать себе на жизнь самостоятельно. Конечно, поколение нынешних 30-ти и даже 40-летних уже задумалось об этом и слабо верит в незыблемость пенсионной системы. И лет через 15 ее наличие (или отсутствие) будет уже не так критично как для граждан, так и для власти. Только вот что делать в эти ближайшие 15 лет?
Население от 50-ти до 70 лет, которым как раз и понадобится пенсия от государства в эти ближайшие 10-15 лет – это самый, что ни на есть, идеальный электорат. Они ходят по привычке на выборы, чужды протестных или радикальных настроений, смотрят по вечерам телевизор и не слишком опутаны всемирной паутиной.
И еще, они финансово зависимы от власти и любая угроза их нынешней или грядущей пенсии – самый большой удар по их лояльности.
А в Пенсионном фонде кассовый разрыв ……
Что делать?
Все просто – нужно поднимать налоги. Вопрос только – для кого поднимать?
Совсем крупный бизнес не обложишь – госмонополии управляются как раз теми, кто эти решения должен принимать.
Обычный бизнес и без того уже платит социалки почти половину зарплатного фонда.
13% плоской шкалы трогать пока не решаются (хотя, в бессмертие 13-ти тоже уже не верится). Во-первых, это исходило с самого-самого верха. Во-вторых, плоская шкала все же дала свой антитеневой эффект. Ну, и в третьих – это опять же электорат, да еще и работающий, то есть головы и руки всей страны.
Остается один источник – индивидуальные предприниматели. С ними экспериментируют уже давно, раз пять меняли за последние годы систему налогообложения
Решение, согласитесь, весьма странное. ИП обеспечивают примерно 4% от всех налоговых поступлений. Налоги ИП за год, к слову, составляют около 1 % затрат на Олимпиаду. Поэтому, чтобы добиться хоть какого-нибудь серьезного влияния этого источника на казну, пришлось повысить налог аж в 2,3 раза. А всего же за три года налог вырос примерно в 5 раз. Печаль здесь в том, что даже такое повышение не позволяет заложить достойную пенсию.
Теоретически сделать это было легко – ИПшники, пожалуй, один из самых бесправных классов предпринимателей. Не очень много денег и влияния, привыкли работать, а не бунтовать, не очень пользуются структурами, призванными их пестовать – всякими там союзами предпринимателей.
Короче, не политики и не магнаты. И на выборы не ходят – приходится в дни выборов тоже работать, чтобы выжить. Да и верят больше в свои силы, чем в государственных функционеров.
Решили – сделали.
Болезненный откат
Результат последовал почти мгновенно. 3,7 миллиона человек закрыли свои ИП в 2013 году.
3% населения страны, бывших индивидуальными предпринимателями, таковыми быть перестали. Чтобы подсластить горькую пилюлю, люди, причастные к подготовке этого решения, говорили о закрытии «пустых» ИП, которые не ведут деятельность.
Понятно, что были и «пустышки», однако, сложно предположить, что такое огромное количество предприятий просто числилось, не ведя никакой деятельности.
Причины, скорее всего, другие. В первую очередь «отвалились» стартапы. Они и без того не рассчитывали на большой доход, а пришлось еще раз пересматривать расчеты.
Часть ИП ведет эпизодическую операционную деятельность, поэтому, система налогообложения с низкой базовой ставкой позволяла им не закрывать предприятие и проводить время от времени законные сделки. От этого, естественно, пришлось отказаться.
Кроме того, индивидуальному предпринимателю легче, чем остальным увести финансовую составляющую в другое русло – в договора подряда, оказания услуг, но чаще всего, как опасаются налоговики, просто в тень.
Что дальше?
Госорганы сочли ситуацию достаточно серьезной. Показателем того служит быстрый возврат к примерно прежней сумме взноса в ПФР. Правда, ввели еще прогрессивную надбавку, для тех, кто все же сумел дойти хоть до какого-то успеха. Успехом в России сочли совокупный годовой доход в 300 000 рублей (3-6 квадратных метров жилплощади в регионах).
Схема на 2014 год выглядит так - 16239,6 рублей в год при доходе 300 000 плюс 1 % с дохода, превышающего эту сумму.
К сожалению, даже этот возврат не будет стимулировать рост малого бизнеса. Еще не начав зарабатывать, предприниматель уже должен хоть что-то заплатить . Но больше всего напрягает постоянная смена правил игры.
Не плохим подспорьем могла бы быть предложенная в прошлом налоговая амнистия для новых ИП, но эти разговоры, скорее всего, уже канули в лету.
А зря, доля малого бизнеса в развитых экономиках 50-80%. Хорошо бы и нам стремиться к таким показателям, одной газовой трубой страну не поднять и на пенсию всем не заработать.
Автор:
Легкий Сергей
Бизнес-консультант
Успехов Вам и Вашему бизнесу!
Источник: ТренингБестОригинал: http://www.trainingbest.ru/
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий