В Петербурге могут появиться паркоматы!
Ввести плату за парковку и установить специальные автоматы на всех центральных улицах Петербурга задумали в Смольном. До 1 мая текущего года будет создана рабочая группа, которая продумает законодательную сторону вопроса. Года через полтора эксперимент, возможно, будет проведен в Петроградском районе.
Юристы хватаются за голову: для реализации идеи нужно внести изменения в несколько федеральных кодексов.
Ограничить въезд в центральную часть Петербурга и просто в напряженные районы города теперь попытаются с помощью установки паркоматов. В мае текущего года над этим вопросом будет трудиться рабочая группа во главе с представителями юридического комитета Смольного. В нее войдут специалисты из комитета по транспорту, КБДХ и администрации Петроградского района. Последний оказался вписанным в проект благодаря своему главе - Алексей Делюкин, собственно, и выступил инициатором этой идеи на одном из рабочих совещаний по дорожной тематике 11 марта 2009 года. Напомним, что ранее высказывались другие предложения по ограничению автомобильного трафика: платный въезд в центр города или просто запрет на передвижения на личном авто. Машины при этом предлагалось оставлять на перехватывающих парковках — их начали возводить у отдаленных станций метро.
На самом совещании обсуждались вопросы уборки улично-дорожной сети, в том числе от «подснежников» - брошенных автомашин. Параллельно возникла тема с дефицитом парковочных мест в городе. Вместо увеличения их количества на совещании решили попробовать ограничить к ним доступ.
Как сообщил «Фонтанке» Алексей Делюкин, он предлагает использовать опыт европейских стран, где, по его словам, нигде припарковаться бесплатно невозможно. «Если человек приезжает в магазин в центре города, он может оставить машину, заплатить за час стоянки, купить все, что ему надо, и уехать. Но многие подъезжают на стоянку и бросают машину на целый день. В результате тому, кому надо зайти в магазин, просто не найти места, чтобы ненадолго оставить машину. Введение платы может стать одним из регуляторов трафика в городе, наряду с "перехватывающими парковками"», - прокомментировал Делюкин. От разговора о стоимости парковки глава Петроградского района воздержался. По его мнению, этот вопрос, исходя из экономической ситуации и целесообразности, должны решать местные законодатели. Он привел пример ценников на эту услугу в крупных европейских мегаполисах — там взимают примерно по 4 евро в час. «Для Петербурга это, конечно, невозможно», - считает Делюкин.
Не исключено, что при определении платы за стоянку может быть использована такая же схема, как в аэропорту или около вокзалов: первые 15 минут бесплатно, 100 рублей в час, 300 рублей на суточной стоянке за 24 часа.
Вандализма Делюкин не опасается. «Вспомните 90-е годы, в городе не было ни одного телефонного аппарата. А потом стали появляться. И те, кто их устанавливал, твердили: "Они бьют, а мы будем ставить". Так же и тут. Я помню, в Брюсселе в 1993 году все паркометры были разбиты. У нас-то в то время был хаос, но у них было хуже. И ничего, прошло время, люди воспитанные стали...» - говорит Делюкин.
Юристы же хватаются за голову: идея введения платы за парковку витает в воздухе уже не первый год, и несколько раз ее пытались реализовать. Но проблема в том, что нужно при этом вносить изменения сразу в три федеральных кодекса: в Земельный, Налоговый и Гражданский. Делюкин уверен — нужные изменения внести можно, передать полномочия по регулированию этой деятельности в субъекты федерации — тем более.
Напомним, что ранее с такой идеей выступал лидер фракции эсеров в городском парламенте Олег Нилов. «Движение парализуется автомобильными пробками; ежедневно десятки тысяч автомобилистов приезжают в центр. Машины, которые они оставляют до вечера на улицах у офисов, создают препятствия для движения других транспортных средств», - писал депутат в многочисленных обращениях на эту тему. Кроме этого, он напоминал, что в большинстве европейских городов плата за парковку в центре является серьезной статьей дохода бюджета — 30% и более.
Предположительно, при благоприятном стечении обстоятельств разработка законодательной базы может занять 2-3 месяца, проведение документов через Госдуму — около года. Еще полгода — год уйдет на создание региональных нормативных документов и на непосредственное воплощение идеи в жизнь. Однако процесс может серьезно затянуться.
Это уже происходит с другой инициативой по изменению федерального законодательства. Напомним, что еще 17 февраля, обсуждая вопрос о выделении из бюджета 200 миллионов рублей на перемещение и хранение задержанных эвакуаторами машин в течение суток, Валентина Матвиенко дала указание главе комитета по правопорядку и законности Леониду Богданову подготовить предложения по изменению федерального закона, переложившего это бремя с плеч автомобилистов на бюджеты субъектов федерации. За несколько дней до этого она обсуждала эту проблему с президентом РФ Дмитрием Медведевым. «Я считаю, что федеральный законодатель сделал большую ошибку, переложив нагрузку на субъекты федерации, то есть на налогоплательщиков. Добропорядочные налогоплательщики не должны оплачивать расходы нарушителей порядка. Мы направим наши предложения и будем добиваться их принятия. Такой же точки зрения придерживаются все губернаторы в других регионах. И не понимают, как нашла отражение такая норма и кто ее придумал», - сказала Матвиенко и дала две недели на подготовку предложений. Однако, как стало известно «Фонтанке», по состоянию на начало апреля документа нет.
Недавно вопрос платы за эвакуацию рассматривался в Верховном суде. В январе текущего года в Москве 29-летний мужчина попал в ДТП на Варшавском шоссе. Сотрудники ГИБДД вызвали эвакуатор, погрузили на него «Крайслер» и припарковали на одной из стоянок в Бирюлеве. Здесь водителю и предъявили чек почти на 4 тысячи рублей (за транспортировку и за 18 часов хранения). Слушать мнение юристов о незаконности таких финансовых санкций никто не стал. При этом и в ГУП «Мострансконтроль», и в столичном ГИБДД ссылались на постановление правительства РФ «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации». В одном из его пунктов написано, что не подлежат оплате только первые три часа хранения задержанного транспортного средства. Также там уточнено, что размер платы за транспортировку и хранение устанавливается субъектом Российской Федерации.
Чтобы доказать неправомерность этого постановления, пришлось обращаться в Верховный суд РФ, который нашел противоречия с федеральным законодательством и взыскал с государственной казны в счет водителя 7200 рублей — на все судебные издержки.