Законопроект о товарном рейдерстве запрещает продавать арестованную технику до решения суда
Госдума вчера приняла в первом чтении законопроект о противодействии товарному рейдерству. Он запрещает продавать арестованную технику до решения суда, а также вводит уголовную ответственность для оценщиков. Участники рынка считают, что закон упразднит схему отъема техники у компаний, по которой только в Москве продавалось конфиската на сумму $100 млн в год.
Законопроект, внесенный в Госдуму в марте 2007 года, вносит две поправки в законодательство. Первая касается статьи 82-й УПК РФ, которая дает следователю право выносить решение о реализации вещественных доказательств в ходе следствия, если их хранение затруднено либо слишком дорого. Вторая поправка вносит изменения в ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ". Предлагается ввести уголовную ответственность для оценщиков за злоупотребление своими полномочиями, а также лиц, допустивших незаконные действия в отношении арестованного имущества.
Сейчас следователь может выносить решение о реализации товара до решения суда, а оценщик не несет ответственности. Одним из самых распространенных видов товарного рейдерства является так называемая схема РФФИ. В рамках схемы милиционеры выбирают жертву с ликвидным товаром на складе, берут существующее уголовное дело по контрабанде и "обнаруживают" сведения, что на складе фирмы-жертвы хранится товар, имеющий отношение к делу. Затем следователь выписывает постановление на обыск и изъятие, и товар вывозится на склады фирмы, аккредитованной при Российском фонде федерального имущества (РФФИ). Далее конфискат оперативно сбывают. Основанием для распродажи обычно служит заявление директора фирмы при РФФИ, который объясняет поспешность недостатком складских помещений. Следователь соглашается, признав товар вещественным доказательством. Затем товар оценивают, занижая реальную стоимость в среднем в десять раз, и продают "фирме-прокладке". Последняя реализует товар по цене примерно на 30% ниже рыночной.
Один из вывозов товара по "схеме РФФИ" произошел в апреле этого года, когда со складов "Компонентов и систем" (КиС) сотрудники МВД вывезли компьютерную технику. По словам гендиректора КиС Сергея Цыбакова, часть изъятой техники была обнаружена на складах розничной сети Ultra Electronics (уже не существует), но все деньги КиС вернуть не удалось. Как утверждает господин Цыбаков, со склада вывезли 220 тыс. единиц товара стоимостью (в закупочных ценах) около $10 млн, а оценщик РФФИ оценил технику в 42 млн руб. Также в марте 2006 года у компании "Евросеть" изъяли 167,5 тыс. мобильных телефонов под предлогом несоответствия требованиям безопасности. Часть этой партии впоследствии была продана. "Обсуждаемые поправки после принятия закроют эту лазейку: товар можно будет продавать только после решения суда",— говорит директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов.
Участники рынка напоминают, что законопроект, по сути, вносит изменение, которое Конституционный суд РФ одобрил в июле 2008 года. В постановлении суда говорилось, что подпункт 1 части 2-й статьи 82-й УПК РФ позволяет лишать собственника имущества без вступившего в законную силу приговора суда, а это прямо противоречит Конституции РФ. Кроме того, КС постановил, что без судебного решения изъятие имущества допустимо лишь как временная мера, которая не приводит к лишению права собственности. "По идее после решения КС РФ поправки в законодательство должны быть внесены в течение двух месяцев, но процесс принятия законопроекта несколько затянулся. То есть лазейка в законодательстве еще не закрыта",— говорит господин Гуськов. Ранее участники рынка говорили, что в 2005-2006 годах только в Москве продавалось конфиската на сумму более $100 млн ежегодно.
Член правления Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) Александр Гуккин считает, что законопроект может встретить сопротивление при втором чтении. По его словам, в текст законопроекта будут вноситься технические поправки, но главные положения (о реализации и ответственности оценщиков) в итоговом документе останутся.