Франшиза в туристическом бизнесе – лучший вариант?
Из-за стагнации последних лет и появления крупных игроков многие маленькие турагентства закрылись – не выдержали конкуренции. В этой ситуации сохранить турбизнес в формате малого и среднего бизнеса по силам, разве что франчайзингу.
Любой человек, работавший в туристическом бизнесе семь-восемь лет назад, скажет, что с тех пор многое изменилось. Появилась весьма ожесточенная конкуренция, а тех сверхприбылей, которые были когда-то, уже нет. Российские туристы стали более разборчивы, появилось понятие "недорогие туры" и сам факт поездки за границу уже не заставляет биться сердца потенциальных покупателей турпутевок.
Из-за стагнации последних лет и появления крупных игроков многие маленькие турагентства закрылись – не выдержали конкуренции. В этой ситуации сохранить турбизнес в формате малого и среднего бизнеса по силам, разве что франчайзингу.
Как и в любой другой области франчайзи покупает не только бизнес, но и поддержку со стороны франчайзора – наработанные технологии, рекламу, бренд и целый ряд других услуг, которые могут предоставляться, либо не предоставляться в зависимости от условий конкретной франшизы. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сформировать его фирменный стиль и убедится в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он использует наработки своего франчайзора.
Более того, для туристического бизнеса франчайзинг подходит ничуть не меньше, чем для быстрого питания, ведь на современном этапе развития основу массового туризма составляет логистика – чем большее количество пассажиров займет места в самолете, поезде или автобусе, а впоследствии – в отеле, тем более прибыльным окажется тур для туроператора. Вероятно, именно поэтому продажи франшиз на туристическом рынке России быстро стали обыденностью. Крупные туркомпании быстро оценили преимущества франчайзинга, который позволяет привлекать необходимые для развития инвестиции параллельно занимать через своих контрагентов регионы заодно выводя из игры мелких конкурентов. Но главное – такая бизнес-схема помогает "набивать" автобусы и самолеты под завязку.
История успехов
Первой франчайзинговой сетью на рынке продажи туров стал "Магазин Горячих Путевок", который предлагал приобретать франшизы на открытие туристических агентств под своим брендом. Несмотря на скептические оценки проекта многими владельцами турагентств и туроператорами, затея первопроходцев оказалась исключительно успешной. Уже к 2004-му году сеть состояла из 186 турагентств более чем в ста городах России, а количество клиентов достигло 220 тыс. человек (выехавших за границу через московский авиаузел). По экспертным оценкам, оборот всей сети составлял на тот момент более $130 млн.
Вслед за МГП франшизы начала продавать сеть "Куда.ру", а позже – практически все крупные туроператоры России. У большинства из них просто не оставалось другого выбора: слишком весомое конкурентное преимущество давал франчайзинг. В среднем активно работающая туристическая франчайзинговая сеть позволяет в течение трех лет на 40% увеличить оборот компании.
По словам самих участников рынка, выход на рынок франчайзинга для туроператора с раскрученным брендом практически ничего не стоит. В последствие основной статьей расходов для него окажется реклама – примерно $1,5-2 млн. в год. Впрочем, расходы на рекламу, которые берет на себя франчайзор окупаются в полной мере – таким образом постоянно повышается стоимость нематериальных активов и одновременно растет уровень инвестиционной привлекательности франшизы.
Когда потенциал "Магазина Горячих Путевок" по продаже франшиз на территории России был практически исчерпан, компания создала зонтичный бренд – франчайзинговую сеть ВЕЛЛ, которая предлагала франшизы на более выгодных условиях.
В этом году две крупнейшие франчайзинговые сети – МГП и "Куда.ру" объединились. Безусловно, обе компании от такого слияния только выиграли. Что касается их франчайзи, то их мнения разделились, что, впрочем, не повлияло на успешность сети в целом.
Что покупать?
Любой покупатель туристической франшизы должен отдавать себе отчет в том, что хотя выбор брендов на этом рынке исключительно богатый, большинство франчайзоров предложат практически идентичный набор туров и возможностей на схожих условиях. Поэтому успех бизнеса будет большей частью зависеть от места, в котором расположен его офис и профессионализма менеджеров, которые должны уговорить покупателя приобрести недорогой тур в Египет, Турцию или Испанию именно у них.
Встречаются и приятные исключения, когда франчайзор предоставляет франчайзи практически все, необходимое для работы, как в случае с сетью "Путевочка". Франчайзи получает не только фирменную символику и типовые туры, но и место под офис. Кроме того, "Путевочка" предлагает уже функционирующие франшизы, доказавшие свою рентабельность. Впрочем, концепция расположения офисов турфирмы в супермаркетах-дискаунтерах, таких как "Пятерочка", "Петровский" и др. не всегда успешна и во многом зависит от местоположения конкретного магазина или торгового центра.
В любом случае, приобретая туристическую франшизу, предприниматель гарантированно получит опыт в туристическом бизнесе и со временем сможет приобретать туры не только у своего франчайзора, но и у других туроператоров, а возможно и открыть новую – собственную турфирму, специализирующуюся на более престижном, индивидуальном туризме.
Источник: Бизнес ИнвесторОригинал: http://www.business-investor.info/journal/article-67.htm
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий