Франшиза: «за» и «против»
Франшиза имеет множество преимуществ по сравнению с открытием бизнеса «с нуля», однако помните: не каждый бизнесмен сможет построить преуспевающую компанию-франчайзу.
Приняв решение об основании франчайзы, вы должны задуматься о том, насколько независимым вы хотели бы быть. Любите ли вы руководить? Как вы воспринимаете необходимость следовать чьим-то советам, подчиняться не вами установленным правилам и ограничениям? Может быть, вы планируете экспериментировать с новыми методами рекламы, новыми товарами, каналами быта и системами послепродажного обслуживания?
Если вы чувствуете себя настоящим предпринимателем, то мы советуем вам дважды подумать перед тем, как соглашаться на франшизу. Ни один франчайзер не позволит вам полностью контролировать все аспекты работы вашей компании, обязывая вас следовать достаточно жесткой системе правил. С другой стороны, полностью независимому предпринимателю никто не может диктовать свою волю. Хорошо это или плохо – решать вам.
«Руководители компаний-франчайз часто считают себя предпринимателями, но, на самом деле, они ими не являются», – говорит Майкл Зейд, консультант по франчайзингу из Коннектикута: «Настоящие предприниматели хотят строить полностью новый бизнес и принимать свои собственные решения. Они любят экспериментировать, и хотят руководить своим бизнесом в соответствие со своими собственными представлениями». Что же касается франчайз, то им предлагается модель организации бизнеса и система стандартов, описывающая его функционирование, причем они не имеют возможности отклоняться от этих стандартов.
Определившись с тем, насколько автономным вы видите свой будущий бизнес, вы должны принять во внимание другие факторы, которые могут повлиять на ваше решение:
- Франчайзы получают в свое распоряжение хорошо известные бренды, что на практике означает моментальное приобретение покупательской базы. С другой стороны, независимому предпринимателю приходится создавать репутацию продвигаемого им бренда самому, что требует существенных затрат времени и ресурсов;
- Большинство франчайзеров помогают своим партнерам на подготовительном этапе, консультируя их по вопросам выбора местоположения будущего предприятия, его оборудования, организации складских запасов и т.д.;
- В ходе своей работы франчайзы получают от франчайзеров поддержку, в которую входит первоначальное и текущее обучение руководителей и сотрудников компании;
- Франчайзеры могут позволить себе вести исследования в области разработки и создания новых товаров в масштабах, недоступных для небольших независимых компаний;
- Франчайзы пользуются преимуществами общенациональных рекламных кампаний, акций по продвижению новых продуктов, ведущихся в интересах всех держателей данной франшизы;
- «Одно из самых главных преимуществ
- В независимом бизнесе никто не станет заглядывать вам через плечо до тех пор, пока вы сами не попросите его об этом. Что же касается франчайз, то они вынуждены делиться с франчайзерами информацией о своем финансовом положении, доходах и текущей деятельности. Кроме того, периодически они подвергаются визитам представителей франчайзера, контролирующих их работы;
- Независимые компании не должны выплачивать франчайзерам роялти и вести с ними переговоры об условиях контрактов на предоставление франшизы;
- Владелец независимой компании обладает всей полнотой полномочий по руководству своим бизнесом. В свою очередь, руководитель компании-франчайзы вынужден сотрудничать с другими держателями данной франшизы в области принятия решений, и, в некоторых случаях, подчиняться принятым большинством голосов решениям даже тогда, когда лично он с ними не согласен;
- Руководитель независимой компании может в максимальной степени реализовать те преимущества, которые дает личное знакомство с покупателями, так как большинство людей предпочитают вести дела с теми, кого они знают. Кроме того, известно, что во многих случаях люди предпочитают работать с относительно небольшими компаниями, которые выглядят в их глазах более привлекательными, чем их более крупные конкуренты. Естественно, что этот фактор работает только тогда, когда предлагаемые небольшой компанией товары и услуги по качеству превосходят то, что предлагает сеть франчайз;
- Как правило, у небольших независимых компаний не хватает времени на эффективное обучение своего персонала;
- Во многих случаях независимые предприниматели сталкиваются с потерей ориентации, при этом, в отличии от франчайз, им бывает не у кого спросить совета о том, что им дальше делать.