Франшизофрения, или что мешает франчайзингу в России?
Во всем мире франчайзинг считается чуть ли не самым надежным способом запуска бизнеса. Чем может похвастаться российский франчайзинг? Ответ – ничем. Он просто есть - но не более того.
О «потенциале» охотно говорят почти все эксперты.
«Нужно понимать главное, — говорит гендиректор компании «Алтан» Валерий Покорняк, — сегодня, когда в стране есть деньги, необходимо семимильными шагами развивать малый бизнес. И франчайзинг в частности. Понятно, что на нефти и газе долго не прожить, поэтому так или иначе малый бизнес должен «выстрелить». Да и сегодняшние олигархи — это как раз малый бизнес 90-х. Даже сети операторов мобильной связи начинали развиваться как малые бизнесы, а сейчас это предприятия с огромной капитализацией».
Да и статистика на стороне оптимистов: по данным РАФ, из ста независимых стартапов в течение трех-пяти лет выживают лишь 10%, тогда как из сотни предприятий, открытых по франчайзингу, за тот же срок закрывается лишь 20%.
Камни на дне
— Согласен, существуют факторы, сдерживающие развитие франчайзинга в России, — признает Валерий Перков (РАФ). — Прежде всего, это не сложившийся еще до конца в стране средний класс и отсутствие у многих россиян предпринимательской жилки, желания иметь собственное дело. О чем можно говорить, если во многих учебных заведениях даже экономического профиля уделяется минимум внимания франчайзингу как форме развития бизнеса! В итоге многие плохо представляют себе, что такое франчайзинг на самом деле. Были случаи, когда студентам предлагалось написать дипломную работу на тему «Применение франчайзинга для открытия филиала компании в другом городе». То есть — полная абракадабра! После такого начинаешь понимать, что даже на уровне преподавателей нет понимания сути франчайзинга.
Предложенный Перковым логический ряд легко продолжить. Но не трудно и поспорить с экспертом. Сложившийся средний класс — не столько основа, сколько следствие развития бизнеса, рынка и малого предпринимательства. Более того, толпы голодных и амбициозных граждан как раз и составляют социальную базу, на которой зиждется предпринимательство. Если бы россияне не стремились к созданию собственного бизнеса, все было бы логично. Однако же стремятся!
— Практически все существующие в стране хорошие франчайзинговые системы быстро растут, — делает ударение на слове «хорошие» Валерий Митякин. — Вопрос только в том, что таких систем совсем немного. Если в США, как и в Китае, почти три тысячи франчайзеров, то в России их всего около трех сотен. Это мало, очень мало для нашей страны. Все больше людей в России хотят начать свое дело, чтобы быть независимыми, производить качественные товары и услуги и хорошо зарабатывать. Многие из них готовы вложить деньги в перспективный, интересный бизнес. На каждой ежегодной выставке «Купи Брэнд» вы увидите огромное количество людей, которые ищут новые возможности в бизнесе. Но многие уходят, так и не найдя то, что искали: «Увы, выбор невелик».
Любопытно: Валерий Перков говорит о вялом интересе со стороны потенциальных предпринимателей, тогда как Митякин — о скудном предложении на рынке франшиз. И похоже, что правы оба. Каждый по-своему.
Феликс Альберт обнаруживает прямую связь между развитием франчайзинга в России и успехом действующих франчайзинговых моделей. «Чем они будут успешнее, тем более информированным станет предпринимательское сообщество. А значит, тем лучше будет результат. Ведь франчайзинг — это обычный бизнес. Если это выгодное дело, многие в него включатся. Это рынок, который должен сам себя регулировать. И вмешательства государства здесь не требуется».
Похоже, как раз перехода качества в количество (именно так, ведь успех действующих франшиз определяет отношение к франчайзингу в целом) сегодня и не хватает. А рынок (прежде всего розничный) и правда огромен, о чем говорит Валерий Покорняк: «Когда люди понимают, что со своими небольшими магазинчиками и отделами уже не могут выделиться на фоне однотипного предложения, они начинают переходить на качественно новую систему — франчайзинг. Но если не принимать во внимание стихийные рынки и убогие магазинчики, нам еще очень далеко до того уровня, которого розница достигла даже в Восточной Европе, не говоря уже о ведущих развитых странах. По статистике, в Чехии на 100 тысяч жителей приходится один гипермаркет. В Италии — один на 10 тысяч. Значит, в Москве должно быть около 120 гипермаркетов. А их у нас сегодня наберется чуть более десятка. Емкость рынка огромна, и есть куда двигаться. Просто нужно начать наконец-то работать».
Аморальный аспект
Еще одна причина вялого развития франчайзинга в России, на взгляд Валерия Митякина, — этика российского бизнеса: «Франчайзинг не терпит обмана. Он предполагает честность в отношениях между сторонами, прозрачность бизнеса, полное выполнение обязательств. Франчайзинг — это сотрудничество, а не конфликты и конкуренция». Пока же франчайзерам очень непросто найти в полном смысле партнеров, от которых не нужно было бы ежеминутно ожидать обмана или воровства ноу-хау. «Если предприниматель уклоняется от уплаты налогов, то почему он не будет уклоняться от уплаты роялти? —– рассуждает Митякин. — Франчайзинг — это же, по сути, «софт», своего рода «программное обеспечение» для бизнеса, которое франчайзер передает в пользование франчайзи как свою интеллектуальную собственность. А многие ли у нас пользуются лицензионным программным обеспечением? Впрочем, в своем окружении я замечаю некоторые изменения. Становится модно вести полностью «белый» бизнес, пользоваться лицензионными программами… Уважение к интеллектуальной собственности растет. А значит, и у франчайзинга, который является синонимом честного и прозрачного бизнеса, в нашей стране есть будущее».
И все же пока это скорее приятные исключения. «Франчайзи могут брать на реализацию не только товар франчайзера, но еще и товары других поставщиков. С той же легкостью они могут не выполнять предложенную технологию продаж, — говорит Валерий Покорняк. — Расстояния в нашей стране огромные, а значит, отследить выполнение единых стандартов практически невозможно. А ведь франчайзинг, особенно в первое время после запуска нового партнерского бизнеса, предполагает жесткое выполнение единых стандартов и требований. У нас же предприниматели часто пытаются «совершенствовать» инструкции и, как следствие, терпят фиаско».
И деньги до кучи
Директор по маркетингу Русь-банка Дмитрий Юрцвайг согласен: для начала должна измениться вся банковская система. «В США банковский сектор куда более открыт для заемщиков, в том числе благодаря свободной конкуренции, — говорит он. — Наш же банковский рынок сегодня слишком зарегулирован. В итоге весь рынок психологически не очень готов к классической модели франчайзинга».
— Сегодня малым предприятиям очень нелегко даже получить компенсации из межгосударственных фондов, — признает Дмитрий Юрцвайг. — Нужна система, которая обеспечила бы начинающим предпринимателям доступ к деньгам — к долгосрочным кредитам. Но это должны быть четко выстроенная схема и довольно простая процедура. Тогда можно внедрять поддержку на уровне государства.
Согласен с таким подходом и Валерий Покорняк. На его взгляд, ЦБ РФ мог бы ввести ряд льгот для банков, активно работающих как раз с малым бизнесом.
Законное дело
— Активное использование термина «франчайзинг» в нашей стране обусловлено особенностями заключения договоров коммерческой концессии с иностранными компаниями, имеющими известный товарный знак и стремящимися выстроить работу на новом рынке по апробированным технологиям, — говорит Валерий Перков. — Как следствие, возникло несоответствие между международной и российской терминологией в сфере франчайзинга. Кроме того, в российском законодательстве не определены многие смежные понятия, связанные с франчайзингом, а действующая глава 54-я ГК содержит ряд запретительных дефиниций, тормозящих развитие франчайзинга в России и не характерных для международной практики заключения подобных договоров.
Не более гуманны и многие обязательные процедуры. В частности — непременная, но длительная процедура регистрации в Роспатенте, буквально связывающая франчайзера и франчайзи в самом начале сотрудничества. Порой на это уходит от нескольких месяцев до года. И пока договор в Роспатенте не зарегистрирован, юридически он является ничтожным.
— Государство не только не помогает франчайзингу, но чуть ли не вредит ему, создав невыносимые законодательные условия для этой формы предпринимательства, — возмущается Валерий Митякин. — Абсурдность 54-й главы ГК РФ давно очевидна для всех. Возможно, это самый одиозный и глупый закон, который существует сегодня в нашей законодательной системе. Почему законодатели игнорируют очевидные интересы малого бизнеса? Для меня это остается загадкой…
Впрочем, Митякин не только критикует несовершенство законодательства, но и предлагает действовать: «Что мы можем сделать? Прежде всего, потребовать от Думы изменить или отменить эту статью Кодекса. А для этого нужно оказывать давление на законодателей через СМИ. А возможно, бизнесменам стоит подумать о проведении демонстрации у входа в Думу с плакатами «Долой 54-ю главу ГК РФ…»
Впрочем, пока сторонники франчайзинга идут по самому мягкому пути. Так, при РАФ была сформирована рабочая группа из юристов и франчайзеров, разработавших на основе анализа мнений участников рынка проект поправок в законодательство. После обсуждения проект будет передан в Госдуму для внесения изменений в злосчастную 54-ю главу.
При этом Валерий Покорняк не видит смысла в чрезмерной регламентации франчайзинга: «Больших законов для франчайзинга принимать и не нужно. Необходима деловая этика, а она складывается не за один день».
«Все зависит только от нас, предпринимателей, — говорит Стрельников. — От нашей самостоятельности, решимости делать бизнес. Не нужно ничего бояться. На самом деле для франчайзи достаточно правильного выбора брэнда или сильной комбинации торговых марок. В предпринимательском сообществе пора заканчивать с инфантильностью и стремлением переложить ответственность за свои неудачи на франчайзеров. Как и любой другой бизнес, франчайзинг требует ответственности и самостоятельности в принятии решений. И никаких законодательных мер для этого принимать не нужно».