Кредитование малого бизнеса. Проверка службой безопасности и финансовый анализ бизнеса
Следующая стадия оформления кредита после сбора и подачи документов является скрытой от клиентов, неявной. На этом этапе работают лишь сотрудники банка. Итак, далее документы обратившегося клиента попадают в службу безопасности (СБ). Иногда в разных банках ее называют службой информационной или экономической или юридической безопасности. Всем известно, откуда берут людей на данную работу. Тем же принципом руководствуются, когда создают частные охранные службы при коммерческих фирмах. Полученный опыт работы в предыдущих местах дает этим людям широкие возможности для защиты экономических интересов банка.
Служба безопасности выносит свое решение по принципу «да/нет». То есть либо с данным клиентом можно сотрудничать, либо сотрудничать не рекомендуется. Чем руководствуются сотрудники СБ при вынесении своих решений – конфиденциальная информация, и она не разглашается даже кредитным экспертам, непосредственно обслуживающим клиента. Тем более, о причинах отказа никогда не сообщается самим клиентам. Такова общепринятая банковская политика. Тем не менее, есть определенные факты, наличие которых позволит предопределить отклонение заявки на кредит со стороны СБ. Рассмотрим наиболее распространенные причины отклонения заявок службами безопасности.
- Клиент имеет условное или уголовное осуждение, и таким образом, является для банка неблагонадежным
- Имеет место мошенничество с представленными документами
- Наличие неуказанного в заявке текущего кредита в другом банке
Первые два случая очевидны и вряд ли требуют комментариев. В последнем случае возможны следующие ситуации. Если действующий кредиткредит платится вовремя, и со стороны другого банка к заемщику претензий по обслуживанию
нет, то, скорее всего, кредитный эксперт попросит заемщика предоставить текущий кредитный договор с другим банком. Информация, полученная им из кредитного договора, будет учтена при проведении дальнейшего финансового анализа. Серьезных негативных последствий для оформления нового кредита это иметь не будет, если, конечно, не окажется, что на выплату действующего кредита уходит вся месячная прибыль из бизнеса. В случае же, если по сокрытому кредиту в другом банке допускались неоднократные просроченные платежи, есть текущая просроченная задолженность, или, хуже того, с данным клиентом идет судебное разбирательство из-за неисполнения им обязательств, то отклонение заявки службой безопасности будет быстрым.После прохождения клиентом проверки СБ и получения одобрения кредитный эксперт приступает к анализу финансовой деятельности заемщика. Методология Европейского банка реконструкции и развития, на основе которой построены внутренние методики кредитования клиентов малого и среднего бизнеса, основывается на взаимосвязи ряда ключевых показателей бизнеса. Общераспространенный в нашей стране подход к финансовому анализу в бухгалтерской и налоговой отчетности основывается на 2 основных формах отчетов - бухгалтерском балансе и отчете и прибылях и убытков (ОПиУ). В подавляющем большинстве банков анализ также основывается на этих основных документах. С той разницей, что для малого бизнеса ОПиУ и баланс составляются кредитным экспертом самостоятельно, исходя из полученной или собранной информации во время выезда к клиенту. Исключением является также составление отчета о движении денежных средств (кеш-флоу), который для официальной отчетности не применяется. Про особенности составления экспертом кеш-флоу и его отличия от ОПиУ мы поговорим позднее.
Баланс, составленный кредитным экспертом, используется исключительно в банковских целях для принятия наиболее квалифицированного решения по заемщику. Не погружаясь в бухгалтерские детали составления баланса, рассмотрим некоторые особенности его оформления. Структурно баланс состоит из 2 частей - актив и пассив. В актив (левую часть) относятся все имеющиеся в распоряжении предприятия на дату проведения анализа денежные средства в кассе и на расчетных счетах, дебиторская задолженность контрагентов перед предприятием, сырье, материалы и товары на складе, а также основные средства (оборудование, транспорт, недвижимость), непосредственно использующиеся в бизнесе.
Крайне важным показателем баланса является собственный капитал, относящийся к пассиву. Он рассчитывается исходя из разницы всех средств из левой части (актива баланса) и всех привлеченных средств. К привлеченным средствам относятся как кредитные средства, так и задолженность перед поставщиками, собственные вложения хозяев бизнеса, в том числе прочие (менее частые) задолженности перед сотрудниками по зарплате, по налоговым платежам и другим видам долгов. Собственный капитал не может быть отрицательной величиной - он показывает, сколько реальных собственных средств предприятия участвует в бизнесе. Процентное отношение собственного капитала к валюте баланса влияет на устойчивость и безопасность бизнеса. Очень важно видеть и понимать, на каких средствах основывается бизнес. Сколько собственных и сколько привлеченных средств задействовано в бизнесе. Наглядное представление баланса и соотношений заемных и собственных средств может быть небезынтересным и самому предпринимателю. По описанным принципам можно попробовать составить собственный реальный баланс и увидеть, насколько устойчив и независим бизнес от внешнего влияния.
Кроме того, величина выданного кредита, скорее всего, не будет превышать размера собственного капитала, рассчитанного вышеописанным способом. В кредитовании соблюдается главный принцип: банк не будет рисковать деньгами большими, чем рискует сам предприниматель. Данное правило применяется для стандартных кредитов на бизнес, в случаях проектного финансирования или инвестиционного кредитования возможны исключения и другие условия, обсуждаемые в рамках индивидуального подхода.
Баланс - это фотографический снимок состояния дел в бизнесе на конкретную дату. Для того чтобы получить представление о динамике бизнеса, сезонности, выручках и структуре расходов, а также прибыльности кредитный эксперт составляет отчет о прибылях и убытках. Выше мы уже отмечали, что анализ, проводимый экспертом, основан на реальных финансовых данных. Этот же принцип полностью соблюдается и при формировании отчета о прибылях и убытках. В нем учитываются все расходы и выручки бизнеса, даже не подтвержденные документально (имеются ввиду документы, принимаемые налоговой инспекцией для расчета и подтверждения расходов и выручки).
Структурно ОПиУ представляет собой таблицу, состоящую из строк с наименованием статей расходов и столбцов по каждому месяцу деятельности. Помимо строк с расходами выделяются отдельными строками выручка предприятия и остающаяся по итогам месяца прибыль. Обычно исследуется информация за 6 предыдущих анализу месяцев. В случаях, если в бизнесе существует выраженная сезонность, анализируется последний календарный год деятельности. Итоговым столбцом выделяют средние суммы по каждой строке. В нем определяют размеры и процент основных расходов и средний размер ежемесячной прибыли. По результатам ОПиУ рассчитывают среднюю наценку на продукцию и рентабельность бизнеса. Анализируя показатели из баланса и ОПиУ, рассчитывается скорость оборачиваемости товара (не происходит ли затоваривание в бизнесе).
Наиболее важным для выдачи кредита является размер остающейся нераспределенной прибыли предприятия. В зависимости от допущений методик разных банков максимальный взнос по рассматриваемому кредиту должен составлять от 70 до 80% средней прибыли. В случае если взнос больше этой величины, то клиенту, конечно, не откажут в кредите. Будет применено либо снижение допустимой суммы кредита, либо (если есть соответствующие основания в практике ведения бизнеса помимо суммы взноса) будет предложен индивидуальный график погашения кредита. Наиболее частым случаем в практике кредитования является простое снижение суммы кредита.
Отчет о движении денежных средств является третьим финансовым документом, который составляет кредитный эксперт. Отличием кеш-флоу от ОПиУ является способ его составления. ОПиУ показывает все данные по отгрузке, то есть, без учета момента поступления денег в кассу фирмы и фактического времени осуществления расходов. Отчет о прибылях и убытках отражает совокупность осуществления операций за определенный месяц. Однако очень часто время осуществления сделки и время получения оплаты не совпадают (из-за предоплаты, отсрочек платежей, консигнаций и прочих форм расчетов, принятых в деловом обороте). Для отражения потока денежных средств, которыми предприятие реально распоряжается, составляется отчет о движении денежных средств. Смысл его анализа заключается в определении достаточности средств предприятия как для оплаты всех его расходов, так и для будущей выплаты кредита. Отчет о движении средств составляется кредитным экспертом ретроспективно (обычно за 6 месяцев) и на будущее (обычным является планирование финансовых потоков на 6 и более месяцев от месяца получения кредита).
Структурно кеш-флоу похож на ОПиУ. Одним из самых важных различий является то, что кеш-флоу отражает реальное поступление выручки и осуществление расходов в том месяце, когда они были осуществлены. Независимо от времени возникновения обязательств по их уплате или времени непосредственного оказания услуг (времени продажи товара). Для предпринимателя данный отчет будет полезен своей наглядностью движения финансовых потоков. Для анализа собственной ликвидности его можно также составить самостоятельно. Очевидность и простота этой таблицы помогает снять частое противоречие, когда деятельность успешно ведется, по ОПиУ прибыль рассчитывается, но самой прибыли на руках почему-то не видно.
Таким образом, банковский финансовый анализ, прежде всего, основан на расчетах эффективности бизнеса обратившегося клиента. Зная маленькие секреты и методы банковского анализа, каждый потенциальный заемщик может самостоятельно посмотреть, насколько эффективно устроен его бизнес, какие существуют риски, и держать руку на пульсе. Возможно, это поможет лучше понимать банковских сотрудников и мотивы их действий. Ведь взаимопонимание и согласованность действий - это основа долгосрочного и успешного делового сотрудничества.
Опубликовано 14.12.10.