Пять роковых ошибок, которые убьют ваш бизнес
О смертельных «болезнях» успешных компаний рассказывает управляющий директор по развитию бизнеса СБ-банка Игорь Комягин
Малый бизнес, как любой растущий организм, не застрахован от болезней. И если вовремя их не диагностировать, они могут стать смертельными. О «болезнях» бизнеса и лекарствах я и предлагаю поговорить.
Вегетососудистая дистония
Главный вопрос, встающий перед предпринимателем: как органично расти? Это очевидно: активно продвигать свой продукт. Обычно продвижение финансируется за счет товарного кредита и предоплаты от покупателя. И сначала эта стратегия себя оправдывает: обороты бизнеса действительно растут. Однако скоро наступает день X, когда владелец бизнеса понимает: расходы не успевают за доходами. И при вполне живом бизнесе предпринимателю нечем оплачивать свои расходы. Собственник видит прибыль на бумаге, но в реальности в конце месяца у него нет наличности.
Если бизнес быстро растет, то такой «разрыв ликвидности» может просто задушить его.
Что делать: как только размер затрат начинает превышать объем прибыли, надо уменьшать расходы на развитие новых продуктов, чтобы сократить долговые обязательства.
Кома от жадности
Довольно часто бывает так: компания успешно вышла на рынок, завоевала нишу, нашла потребителей. И вдруг: стоп. Владельцы решают, что пришло время «снимать сливки». Это грубейший промах, потому что экономия на инвестициях в новые разработки — замедленная смерть.
Мы наблюдали провал компании с 20-летней историей, которая почивала на лаврах и не оценила рынок
Если предприниматель считает, что хорошие продажи сегодня — залог светлого будущего, он не просто рискует, он сам себе роет яму. Сценария обычно два: на рынке появится конкурент с низкой себестоимостью и высоким качеством или потребитель изменит предпочтения.
Мы наблюдали историю такого провала. Компания — разработчик, издатель и дистрибутор компьютерных игр в одном лице с 20-летней историей, имевшая в активе более 1000 игровых наименований, обанкротилась, потому что вовремя не отреагировала на рыночные изменения. Ее владельцы не поняли, что пользователи переключились на интернет-игры, и те, кто не специализируются на онлайн-играх, окажутся на обочине рынка.
Иногда успех кружит голову, и компания начинает «проедать» прибыль
Кстати, одна из вариаций такой ошибки — замкнутый бизнес-цикл компании. Нередко успех кружит голову, и компания начинает «проедать» свою прибыль вместо того, чтобы вкладываться в развитие.
Что делать: все время искать новые ниши. Мир стал настолько мобильным, что если ты упустил время сегодня, то завтра для тебя уже не найдется места.
Валютная амнезия
Аксиома о незнании закона и ответственности особенно актуальна в контексте валютных операций между компанией и ее контрагентами. Малый и средний бизнес часто работает со странами Таможенного союза — Белоруссией и Казахстаном. Как правило, эти операции проводятся в рублях. Поэтому очень многие предприниматели уверены, что никакое валютное законодательство на этот бизнес не распространяется — но они ошибаются.
Операции в рублях с Белоруссией и Казахстаном считаются валютными, и в банк нужно подать справку, иначе вам грозит штраф
Чтобы проиллюстрировать масштабность проблемы, достаточно взять цифры Федеральной службы финансово-бюджетного надзора: за первое полугодие 2013 года вынесено более 9000 постановлений о назначении административного наказания за нарушение валютного законодательства. Общая сумма штрафов — 122 млн рублей. Более половины нарушений связаны с нарушением порядка и сроков по валютным операциям. Вроде бы банальная вещь, а риски и последствия очень ощутимы.
Штраф за нарушение валютного законодательства может негативно повлиять на успешность бизнеса в целом, потому что он «рубит» под корень всю маржу.
Что делать: компаниям, осуществляющим подобную деятельность, нужно иметь в виду, что им необходимо представлять в банк соответствующие документы, в том числе справку о валютных операциях, даже если выручка получена в рублях.
Зависимость от контрагентов
Зависимость от одного контрагента — и даже от двух или трех — делает компанию крайне уязвимой с экономической точки зрения. Был случай, когда фирма, продающая упаковочную пленку, была вынуждена заморозить продажи, потому что ее единственный завод-поставщик закрылся на профилактику.
При этом компанию даже не предупредили об этом, хотя стандартное условие в типовых договорах — об остановке производства необходимо предупреждать за три месяца. Подобная зависимость означает, что любой форс-мажор — реальный риск закрытия бизнеса.
Что делать: не уповать на то, что твоя бизнес-модель выстроена, договоры заключены и ни в какие глубинные процессы больше не нужно вникать.
Короткие деньги и длинные проекты
Бизнес, и не только малый, часто финансирует долгосрочные проекты — покупку оборудования или недвижимости — за счет коротких денег, то есть за счет кредитов на пополнение оборотных средств. Причем в расчет при принятии подобного «гениального» решения не принимается, что сам проект, куда вложены огромные по меркам компании средства, сможет приносить прибыль в лучшем случае, скажем, года через два.
Например, сервисная компания, снимающая офис на «заводской» окраине столицы, решила выкупить права аренды на эти квадратные метры. Цена была настолько привлекательной, что деньги на покупку решили «вытащить» из оборота. При этом владельцы не подумали, что как минимум три года придется работать только на покрытие долга. Они рассчитывали, что часть помещения можно будет сдать в аренду или субаренду и получить кредит на оборотные средства в банке. Но банк увидел разрыв в бухгалтерии и кредит не выдал, а сдать площадь в аренду не получилось. В итоге — трагический финал. Через полгода компания оказалась на грани банкротства.
Покупка оборудования за наличные — еще один способ поставить крест на своем бизнесе
Зачастую компании наступают на подобные грабли, когда решают покупать оборудование за наличные. Владельцы рассчитывают на амортизацию оборудования, но в расчет не берется тот факт, что высокие затраты на покупку не только сильно сокращают резервы наличности, но могут потом аукнуться во время уплаты налогов. Если постепенно списывать дорогостоящее оборудование, компания не сможет указать его как единоразовую затрату. А если постепенное списание невозможно, то размер налога существенно возрастет.
Что делать: крупные покупки лучше делать за счет кредитов, а не наличных.
Хороший совет про крупные покупки за счет кредитов. Хотя, если вложения быстро окупаются, оборудование много и эффективно работает, или можно купить б/у, то за наличные выходит лучше - намного дешевле.