Имеют ли право налоговики проводить контрольную закупку?
Не выданный кассовый чек при расчете наличными – это одно из самых частых и легко выявляемых налоговых правонарушений. Ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ и влечет за собой предупреждение или административный штраф в следующих размерах:
- на граждан (продавец или кассир) – от 1 500 до 2 000 руб.;
- на должностных лиц (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) – от 3 000 до 4 000 руб.;
- на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб. Кто виноват в непробитом кассовом чеке?
По-видимому, вопрос о том, кто виноват в невыдаче кассового чека – кассир или собственник бизнеса – является вопросом повышенной государственной важности, т.к. им занимался сам Конституционный суд РФ (Определение от 14.12.00 № 244-О). Подобный ответ дал и ВАС РФ в Постановлении от 03.08.04 г. № 5940/04 – неприменение ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов в результате нарушения работником трудовых обязанностей не освобождает от ответственности сам хозяйствующий субъект.
При этом возложение ответственности за непробитый кассиром чек на индивидуального предпринимателя не лишает его права потребовать от работника возмещения ущерба. На самого работника штраф в размере до 2 000 руб. тоже может быть наложен, дополнительно к штрафу самого ИП.
Что такое контрольная закупка?
Все подробности о том, как выбрать, зарегистрировать в налоговых органах и эксплуатировать кассовый аппарат вы можете узнать в замечательной книге Людмилы Маслак – «Все секреты ККТ». В этой же статье мы поговорим именно о том, имеют ли право налоговики проводить контрольную закупку.
О том, что такое контрольная закупка, имеют понятие все – сотрудник проверяющих органов под видом покупателя приобретает какой-то товар, чаще всего мелкий, а при обнаружении факта неприменения ККТ предъявляет документы и составляет акт о нарушении. Кстати, под неприменением кассового аппарата понимают не только не выданный чек. К этому же нарушению относят следующие ситуации:
- кассового аппарата нет на месте торговли;
- применяемый кассовый аппарат не зарегистрирован в налоговой инспекции или его марка не включена в Гос. реестр;
- у аппарата нет фискальной памяти или блок фискальной памяти поврежден;
- ККТ работает в нефискальном режиме;
- ККТ повреждена или отсутствует пломба;
- кассовый чек был пробит на сумму меньшую, чем получено от покупателя.
С точки зрения закона – контрольная, а точнее проверочная закупка – это мероприятие, которое относится к оперативно-розыскной деятельности, и проводить его могут уполномоченные на то органы (ст. 13 закона от 12.08.95 № 144-ФЗ), среди которых нет работников налоговых служб. Таким образом, контрольную (проверочную) закупку налоговики проводить не могут, но у них есть другие способы зафиксировать нарушения при применении ККТ.
Как налоговики могут фиксировать факт неприменения ККТ?
Хотя налоговые органы не указаны среди тех, кто имеет право проводить контрольную закупку, право осуществлять контроль за применением контрольно-кассовой техники дано им законом № 54-ФЗ от 22.05.03. В п. 1 ст.7 этого закона четко сказано, что налоговые органы проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.
О том, как именно, по мнению ФНС, должен осуществляться контроль за применением ККТ, можно узнать в специальном Административном регламенте, в котором процесс такого контроля назван ни больше ни меньше как «Государственная функция». В п. 23 этого документа читаем, что «проверка выдачи кассовых чеков специалистами Инспекций включает в себя приобретение товара, работ, услуг и их оплату наличными денежными средствами». Что называется, найдите десять отличий между контрольной закупкой и проверкой выдачи кассовых чеков налоговиками…
Далее Регламент указывает формы, в которых может проводиться такой контроль специалистами инспекций:
- визуальное наблюдение, с применением или без такового способов видеоаудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров, (т.е. аудио- и видеозаписи покупки);
- аналитические процедуры, направленные на выявления фактов выдачи или не выдачи кассовых чеков (как именно проводится такая аналитика, в Регламенте не сказано).
Поручение на исполнение Государственной функции проверяемому объекту предъявляется после проверки выдачи кассовых чеков, когда уже зафиксирован факт неприменения кассового аппарата.
Если вам кажется, что контроль за применением ККТ в такой форме подозрительно похож на следственно-розыскное мероприятие (да еще и с применением необъявленной аудио и видеозаписи), то вы не одиноки. Судебных споров о незаконности такого вида проверки немало, к сожалению, чаще всего судьи не видят ничего запретного в таких действиях налоговиков.
Решения судей по вопросу контрольной закупки налоговыми органами
Арбитражная практика по этому вопросу противоречива. Судьи в некоторых округах признают, что, поскольку контрольная закупка налоговиками применяться не может, то такие доказательства собраны с нарушением закона (Постановление Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 26.08.2013 г. № 09АП-26047/2013-АК, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 № 15АП-2776/2011 и др.).
На стороне же налоговых органов не только многочисленные решения окружных судов и ВАС РФ, но и Верховный суд РФ (Постановления от 24.07.2009 № 46-АД09-1, от 29.07.2009 № 41-АД09-3, от 11.05.2012 № 45-АД12-4), и, наконец, Конституционный суд РФ (Определение от 22.04.05 № 198-О). Вывод судей таков – поскольку Закон № 54-ФЗ не содержит явных запретов или ограничений действий налоговых органов, в том числе запрета на проведение контрольной закупки, налоговые инспекторы в этих случаях действуют в рамках своих полномочий.
Таким образом, не стоит ломать копья в вопросе о том, могут ли налоговые органы проводить контрольную закупку, т.к. шансов выиграть судебный спор в таком деле немного. Лучше ознакомить под роспись вашего продавца или кассира с инструкцией по работе с кассовым аппаратом и заключить с ним договор о материальной ответственности, чтобы иметь возможность возместить причиненный им ущерб.
-
Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности
-
ФЗ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"