Как выиграть у налоговиков?
По статистике около 70 процентов налоговых споров заканчиваются победой компаний. Что нужно знать об ошибках налоговиков, чтобы победить в споре?
ФНС регулярно проводит в стенах своих инспекций разбор полетов, анализируя роковые ошибки, допущенные ревизорами в ходе судебных разбирательств. Вооружиться этими знаниями будет полезно и бухгалтерам. Ведь что ни говори, а наступить на одни и те же грабли может кто угодно, даже налоговый инспектор.
В большинстве случаев при предъявлении претензий инспекторов подводит их собственная самоуверенность. Ведь среди причин, по которым многие налоговые споры буквально развалились в суде, это:
– недостаточное представление доказательств для вынесения решения о нарушении налогового законодательства и привлечении налогоплательщика к ответственности;
– несоответствие выводов инспекторов фактическим обстоятельствам дела (когда не исследованы полностью фактические обстоятельства, относящиеся к делу, цепочки договорных взаимоотношений организаций-контрагентов не истребованы и не исследованы иные документы, относящиеся к делу).
Как видим, фирмам открывается широкий простор для фантазии и отстаивания своих интересов. Рассмотрим несколько подробнее ситуации, в которых налоговики показали себя нелучшим образом.
Цена договора
Далеко не всегда налоговики обоснованно применяют нормы статьи 40 Налогового кодекса при проверке правильности формирования рыночных цен по договорам аренды или купли-продажи. Так, судьи ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 19 апреля 2007 г. № Ф04-2419/2007(33586-А27-27) указали, что инспекция неправомерно использовала метод последующей реализации, поскольку идентичные услуги, которые можно было бы использовать для сравнения размеров арендной платы, отсутствовали. Кроме того, инспекторы не учли особенностей совершения сделки.
Арбитры напомнили, что согласно статье 40 Налогового кодекса для целей налогообложения принимается цена товара, работ, услуг, указанная сторонами сделки. Причем она считается рыночной, пока не будет доказано обратное. Пунктом 3 статьи 40 кодекса установлено, что в случаях, когда цены товаров, работ, услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных товаров, ИФНС вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней. Последние должны быть рассчитаны таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Итак, рыночной ценой товара (работ, услуг) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (при их отсутствии – однородных) товаров в сопоставимых экономических условиях (п. 4 ст. 40 НК). К тому же предоставление в субаренду одних и тех же помещений для целей налогообложения расценивается как оказание идентичных услуг.
Сделка по счету
ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 21 февраля 2007 г. № Ф08-6449/2006 отказался поддержать налоговую, которая на первый взгляд вполне обоснованно привлекла фирму к ответственности. Компания уменьшила налогооблагаемую прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением товара, но не подтвержденную соответствующим договором купли-продажи. Налогоплательщик по требованию ИФНС представил счета-фактуры, накладные, платежные поручения, выписки банка, на основании которых поставщикам оплачивали товары и услуги. Инспекторы же отказались принять их во внимание, ссылаясь на отсутствие договоров купли-продажи и статьи 159 и 161 Гражданского кодекса, в соответствии с которыми сделки между юридическими лицами должны совершаться в письменной форме. Следовательно, сделки фирма фактически не совершала, а понесенные затраты – необоснованны.
Бесспорно, сделки между организациями все же должны совершаться в простой письменной форме (подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК). Вместе с тем пункт 1 статьи 434 Гражданского кодекса разрешает заключать договор в любой форме. Тем более что одним из видов договора признается оферта (счет). В таком случае один партнер направляет другому счет, который тот должен оплатить, если принимает бизнес-предложение.
Заметим, что в оферте обязательно надо отразить существенные условия сделки, такие как наименование продавца и покупателя, реквизиты сторон сделки; наименование товара, его цена и количество; сумма оплаты, налоги, сроки оплаты и поставки; подписи сторон и печати. При их наличии письменная форма договора считается соблюденной (п. 3 ст. 433 и ст. 434 ГК).
Правда, оформление договоров при помощи счета и последующей оплаты все же имеет некоторые нюансы, предостерегают эксперты журнала «Московский бухгалтер». Так, подписывать счет в подобном случае должен либо руководитель организации, либо лицо, у которого есть доверенность на подписание договоров. А при оплате такого счета особое внимание надо уделять правильному указанию его реквизитов в платежном поручении. Ведь иначе доказать, что деньги перечислены по конкретному счету (а значит, имело место и заключение договора), будет невозможно.