Малый бизнес – большой грех: Что на самом деле думают о предпринимателях силовики?
Малый бизнес и контролирующие его инстанции живут, как кошка с собакой. Все равно друг от друга никуда не деться, значит надо следовать тому, что подсказывают инстинкты. Предпринимателям они велят попадаться на глаза своим контролерам как можно реже.
Если встреча все же происходит, бизнесмены перед представителями власти чаще всего заискивают, а за глаза «поливают» почем зря. Те, в свою очередь, «пинают» предпринимателей – чаще не по злобе или из желания заработать, а почти инстинктивно.
Как следует из расшифровок фокус-групп работников налоговых органов и милиционеров, которые проводили сотрудники Фонда «Общественное мнение», представители власти признаются и в приеме подношений – но только ритуальных – и в хамстве, не считая это чем-то зазорным. Оттого, что малые бизнесмены – просто «не такие», несистемные и никудышные люди. По контрасту: государевы люди в массе своей считают, что сами они выполняют важную работу на благо стране. Особенно это свойственно милиции, в куда меньшей степени налоговикам. Но доминирующие отношение представителей власти к малому бизнесу как к не самой симпатичной, но неотъемлемой, части пейзажа, и предопределяет его, бизнеса, существование.
То, как относится малый бизнес к власти в целом, известно всем. Данные опросов воспринимаются, как банальность: бизнес давили, давят, и будут давить, несмотря на неустанную «заботу» государства о том, чтобы это давление снизить.
В последнее время государство строит новые планы использования малого бизнеса, как локомотива экономики, а малые бизнесмены сигнализируют о некотором усилении властного произвола, что они связывают с кризисом.
12% компаний малого и среднего бизнеса сообщают о случаях противоправных действий со стороны правоохранительных органов, сообщается в последнем мониторинге состояния малого и среднего бизнеса, опубликованном «Опорой России». 11% компаний жалуются на противоправные действия налоговых органов, 4% респондентов – на криминал, а попытки рейдерских захватов отметили 13%. Другими словами, по степени вреда для предпринимателей ФНС и МВД чуть лучше рейдеров и намного страшнее бандитов.
Количественные исследования мнений милиционеров и налоговиков о предпринимателях не проводятся, но, судя по беседам с ними социологов из ФОМ, большинство определило бы бизнесменов куда-то в один ряд с карманниками, которые уже сели в переполненный трамвай.
Малым бизнесменам налоговики приписывают отсутствие честности, законопослушности и – в числе недостатков – тягу к обогащению, как один из основных мотивов деятельности, а также пренебрежительное отношение к законам, почти нигилизм.
С точки зрения правоохранителей, предприниматели делятся на две основные группы. Первая – это в целом законопослушные и добросовестные, которых даже при выявлении мелких нарушений «казнить рука не поднимается». Вторая – те, кто нарушает законы, причем некоторые из представителей власти склонны относить к таковым любых представителей малого и среднего бизнеса. Эту незаконопослушную категорию рисуют в черных красках: «барыги, спекулянты, уголовники».
Но большинство милиционеров и налоговиков полагает (и, видимо, имеет на то свои основания), что самая многочисленная категория – не «кулаки», не бедняки, а середняки: «химичат» на свой страх и риск, чуть-чуть закон нарушают».
Возможно, поэтому в описаниях незаконопослушных предпринимателей проскакивают даже позитивные оценки, как у комиссаров продотрядов к крепким крестьянам: «реалисты, они готовы и способны идти на нарушение законов, идти договариваться», «они способны приспосабливаться к конкретным условиям обстановки, в отличие от честных». Упоминается и о
Работники ФНС разделяют малый и средний бизнес куда лучше, чем это получается у правительства, которое часто меняло формальные критерии для этих групп. У слуг государевых глаз наметан, а критерии просты – чем бизнес больше, тем он «уважаемей». Их отношение к предпринимателям в зависимости от размера их активов резко меняется. Они усматривают связь между величиной компании и «уровнем общей культуры», добросовестностью и образованием ее руководителя.
Средний бизнес воспринимается благожелательнее. По мнению налоговиков, у предпринимателей этого калибра «богатый жизненный опыт и более уважительно отношение к ФНС». Они воспринимаются как люди серьезные, квалифицированные, культурно и интеллектуально развитые, социально ответственные – некоторые даже "занимаются пожертвованиями». Соответственно, по мнению налоговиков, «средние» предприниматели относятся к ним адекватнее, чем «малые».
Естественно, что негативное отношение порождает ответную озлобленность, поэтому милиционеры не питают иллюзий на счет отношения к себе со стороны бизнеса. Многие уверены, что предприниматели их считают злодеями, взяточниками и попрошайками, хотя на самом деле они – «санитары леса», хоть и не самые симпатичные, но нужные.
Налоговики же полагают, что малый бизнес убежден в их равнодушии, бюрократизме, лени и некомпетентности. В лучшем случае, представители обеих структур ожидают, что бизнесмены воспринимает их как необходимую часть общественной системы, от которой «никуда не деться».
В добрые помыслы даже самых «честных» бизнесменов в органах тоже не верят. А чаще всего – вообще в полезность их для страны. В лучшем случае за ними признают полезную функцию работодателя для отчаявшихся и таких же несистемных – что-то вроде частной службы занятости.
В остальном от бизнеса скорее вред, чем польза, полагают милиционеры. Например, уверены многие участвовавшие в беседе правоохранители, мораторий на внеплановые проверки на три года приведет к тому, что малый бизнес завалит страну некачественной продукцией, и «мы захлебнемся, простите меня, в дерьме в полном», после чего государству придется заново создавать контроль малого бизнеса. А некоторые контролеры видят себя чуть ли не рыцарями-защитниками интересов государства от
Удивительно, но отношение к малому бизнесу остается на том же уровне – «ларешники», «торгаши» – что и в 90-е. Даже несмотря на то, что экономическое значение малого и среднего бизнеса в стране очевидно выросло: еще в 2004 г. доля малого бизнеса в ВВП составляла 12%. В 2008 г., после 4 лет беспрецедентного сырьевого бума, малый бизнес умудрился увеличить эту долю до 17% (это цифры Росстата – по данным Минэкономразвития в 2008 г. доля малого бизнеса составила 21%). В большинстве регионов доля налоговых поступлений «малышей», несмотря на упрощенные схемы уплаты налогов и систематические уклонения от них, не меньше доли малого бизнеса во внутреннем региональном продукте. Московский бюджет состоит из денег «малышей» на 30% – при том, что именно в столице зарегистрированы почти все наши промышленные и финансовые гиганты.
Впрочем, как раз малых бизнесменов как плательщиков налогов – а так же как благотворителей – представители власти терпеть готовы. Но ведь мало сознательных: все хотят получать прибыль и больше ничего.