Масштаб встречных проверок
Как известно, при «встречках» налоговики могут затребовать только те документы, которые в той или иной степени относятся к проверяемому партнеру. Однако четкого перечня, на какую именно информацию могут претендовать инспекторы в данных случаях, Налоговый кодекс не содержит. Не так давно представители Минфина решили прояснить ситуацию, но их выводы мало кого обрадуют.
Полномочия контролеров
Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки. Налоговики вправе также проверить, как у контрагента отражены взаимозачетные и иные операции.
«Встречка» может проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки. При этом возможно, что фирма-контрагент и сам проверяемый состоят на учете в разных инспекциях. Таким образом, встречный визит может нанести как инспекция, в которой зарегистрирован налогоплательщик-контрагент (по запросу другой налоговой), так и та, которая проводит выездную или камеральную проверку.
Нередки ситуации, когда контролеры запрашивают у фирмы бумаги, имеющие отношение не к проверяемому контрагенту, а к какому-либо другому предприятию, на котором ревизия не проводится. Инспекторам эти сведения необходимы потому, что данное предприятие сотрудничает с проверяемой фирмой. Однако такие требования судьи признают неправомерными (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2004 г. № А19-3516/04-5-51-Ф02-3670/04-С1; ФАС Московского округа от 10 февраля 2005 г. № КА-А40/342-05; ФАС Уральского округа от 16 мая 2005 г. № Ф09-1967/05-С7).
Налоговый кодекс не регламентирует процедуру проведения встречной проверки, не ограничивает ее сроков и налоговых периодов, за которые она проводится. Также отсутствуют ограничения и по количеству повторных «встречек» по одним и тем же налогам за проверенный период.
Проводить встречную проверку или нет, инспекторы решают по своему усмотрению. Но если они исследуют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то к его поставщику придут обязательно (или направят требование о представлении документов по почте). Этого требует приказ МНС от 3 сентября 2001 г. № БГ-14-03/106дсп.
Предприятие обязано представить документы о своем контрагенте в пятидневный срок. Нарушителей могут оштрафовать на 5000 рублей (ч. 2 ст. 126 НК). Причем отдать следует не подлинники, а заверенные копии (ст. 93 НК). В письме от 2 августа 2005 г. № 01-2-04/1087 налоговая служба разъяснила, как именно их заверить. Юридическую силу будут иметь лишь те бумаги, которые соответствуют требованиям данного письма.
Встречная проверка у вас…
Если встречная проверка проводится на вашей фирме, то по ее итогам вам ничего не грозит – оштрафовать организацию нельзя. Но полученные данные могут спровоцировать инспекторов на полноценную выездную проверку, однако провести ее они не всегда имеют право.
Так, например, контролеры провели на фирме выездную проверку. Через некоторое время инспекторам понадобились те же самые документы, но в рамках встречной проверки. Просмотрев их еще раз, они обнаружили в компании нарушения. По итогам встречной проверки оштрафовать они не могут, а значит, нужно либо проводить еще одну, выездную, за уже проверенный период, либо просить разрешения на повторную у вышестоящей инстанции. Первое запрещено Налоговым кодексом, а второе невыгодно самим налоговикам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким образом, у фирмы есть шанс избежать наказания.
Эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера» отмечают, что согласно письму Минфина от 30 августа 2006 г. № 03-02-07/1-234, бумаги, которые в рамках «встречки» может затребовать инспекция, должны прямо или косвенно относиться к деятельности партнера. Если ревизоров заинтересовала какая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе запросить, должны быть с ней связаны. Это, например, договор, счета-фактуры, накладные, платежные поручения. Правда Минфин толкует это правило более широко: по мнению финансистов, контролеры имеют право потребовать и приказ об учетной политике фирмы, и декларации по НДС. Совершенно очевидно, что эти бумаги к деятельности контрагента не имеют никакого отношения, однако таковы предписания.
Для того чтобы получить документы, инспекторам следует выслать компании специальное требование, форма которого утверждена приказом МНС от 10 апреля 2000 г. № АП-3-16/138. В запросе должны быть проставлены реквизиты документов, которые интересуют контролеров (их название, дата составления, номер). Необходимо, чтобы из него фирма четко и ясно поняла, что именно нужно контролерам. «Расплывчатые» формулировки (например, бухгалтерские документы за январь) в требовании не допускаются. В противном случае его можно не выполнять (постановление ФАС Московского округа от 12 февраля 2004 г. № КА-А40/453-04). Кроме того, запрос должны отправлять по почте с уведомлением о вручении. Если оно направлено обычным письмом, то документы также представлять не обязательно. Ответственность за это фирма не понесет, ведь налоговики не сумеют доказать, было ли оно получено (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2005 г. № А19-3861/05-41-Ф02-3003/05-С1).
…и у вашего партнера
Если встречную проверку проводят у контрагента, то положение компании во многом будет зависеть от ее результатов. Одна из возможных ситуаций – отсутствие искомой фирмы, то есть делового партнера компании. В таких случаях ревизоры обычно отказываются принять документы «потерявшегося» контрагента в качестве подтверждения расходов. Также они не принимают к вычету НДС, уплаченный в составе этих расходов.
Если дело доходит до судебного разбирательства, служители Фемиды иногда встают на сторону предприятия, обосновывая это тем, что налогоплательщик не может отвечать за своих контрагентов. Однако в настоящее время это происходит все реже и реже. В большинстве регионов арбитры настроены не так уж и лояльно. Свою позицию они обосновывают тем, что, например, экспортер не может принять к возмещению НДС, уплаченный поставщику по приобретенным у него товарам. Ведь продавец после реализации этих товаров экспортеру НДС в бюджет не перечислил.
Гораздо сложнее обстоит дело, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов или, того хуже, – цифры в «первичке» партнеров различаются. Тут в руках у налоговиков сразу же оказываются весомые аргументы: например, два экземпляра одного и того же счета-фактуры, где стоят одинаковые печати, но цифры разные. А это доказательство того, что кто-то из партнеров нечист на руку. Если возникнет необходимость, эти бумаги ревизоры смогут предъявить в суде. Если расхождения окажутся серьезными и приведут к искажению налоговой базы на сумму более 500 000 рублей, налоговики передадут материалы налоговым милиционерам, которые, в свою очередь, могут возбудить уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов). Так что, составляя документы по сделкам с контрагентами, будьте предельно внимательны.
---
Источник: