«Налоговая» апелляция
Выездная проверка позади, но компанию, мягко говоря, не устраивают ее результаты. Специально для подобных случаев Налоговым кодексом предусмотрена процедура обжалования. Причем с начала 2009 года организации уже не смогут избежать «похода» в вышестоящий налоговый орган.
Так что самое время разобраться, как проходит досудебный «разбор полетов» и есть ли шансы, что инспекторы отменят решение своих коллег.
Каким бы ни было решение инспекции, в той или иной ситуации за компанией сохраняется право его обжаловать. Причем сделать это можно, обратившись как в судебные, так и в налоговые органы (п. 1 ст. 138 НК). Если подается жалоба на решение ревизоров, которое не вступило в законную силу, то она именуется апелляционной (п. 2 ст. 139 НК). При ее подаче фирма обязана руководствоваться правилами, которые закреплены в статье 101.2 Налогового кодекса.
«Претензионный» порядок
Главный налоговый закон гласит, что решение о привлечении налогоплательщика к ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня вручения данного решения лицу, в отношении которого оно и было вынесено (п. 9 ст. 101 НК), либо его представителю. Соответственно, с того момента, как организация получила сей документ, у нее есть в запасе десять дней, дабы прибегнуть к подаче апелляционной жалобы. Некоторые судьи при рассмотрении дел об отмене инспекторских решений неправильно определяют точку отсчета для данного срока, принимая за нее дату постановления ИФНС о начислении санкций и налогов. В связи с этим 5 октября 2004 г. Президиум ВАС издал постановление № 5772/04, в котором растолковал арбитрам, от какой даты согласно Налоговому кодексу следует отталкиваться. Так что если фирма столкнется с подобной несправедливостью, приведенное постановление поможет ей расставить все точки над i.
Составлять жалобу следует в письменной форме, причем в тот же налоговый орган, который принял обжалуемое решение. Направить ее в вышестоящую инстанцию ревизоры должны сами в течение трех дней (п. 3 ст. 139 НК). Такие разъяснения дал Минфин в письме от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350. Финансисты особо отметили, что заявление, отправленное организацией в управление ФНС напрямую, неправомерно, считается недействительным и рассматриваться не будет. Следует отметить, что фирмы и предприниматели, не придерживающиеся данного алгоритма действий, рискуют пропустить тот самый десятидневный срок, выделенный законодательством на обжалование спорных решений (п. 2 ст. 139 НК). В названном письме чиновники также отметили, что Налоговый кодекс не устанавливает ограничений по представлению жалобы по почте. В данном случае применимы общие правила: днем отправки апелляционной жалобы по почте считается дата посылки почтового отправления с описью вложения.
Итак, предположим, что компанией соблюдены все правила, и «телега» уже попала в руки представителей УФНС. После этого сей орган обязан в течение месяца вынести решение по полученной жалобе. Обратите внимание, что данный срок может быть продлен, если на то укажет руководитель (его заместитель) УФНС. Однако отсрочка не может превышать 15 дней. Согласно пункту 3 статьи 140 Налогового кодекса основанием для продления срока служит необходимость получения от инспекции материалов или информации, нужной для того, чтобы принять решение в отношении апелляции.
Подчеркнем, что фирма имеет полное право отозвать жалобу. Эксперты журнала «Практическая бухгалтерия» отмечают, что при этом право на представление повторных претензий не теряется, но они должны быть направлены по другим основаниям или в другой вышестоящий налоговый орган.
Если компания «проворонила» срок подачи претензий и решение ревизоров вступило в силу, его все еще можно оспорить. Такой ход допускается в течение года со дня вынесения ревизорского решения (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК).
Пожинаем плоды
После того, как УФНС ознакомится со всеми материалами дела, оно должно принять одно из следующих решений:
– оставить решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения;
– отменить или изменить решение полностью или в его части, и принять новое;
– отменить решение и прекратить производство по делу.
Далее, в течение трех дней налоговики обязаны в письменном виде сообщить фирме о результате.
Компаниям следует иметь в виду, что в процессе обжалования недоимки, пени и штрафы взыскиваться не будут. В случае подачи апелляционной жалобы решение инспекции вступит в силу только после его утверждения вышестоящим налоговым органом (п. 9 ст. 101, ст. 6.1 НК). Соответственно, лишь после наступления этого момента фирме придется раскошелиться.
Двойная жалоба
Многие эксперты и юристы считают, что на практике обжаловать решение по выездной проверке в УФНС – дело неблагодарное. В связи с этим оптимальный вариант – жаловаться как инспекторам, так и судьям. Обжалуя в апелляции вердикт контролеров, фирма, естественно, должна соответствующим образом обосновать свою позицию. Например, подкрепить претензии письмами контролирующих органов, которые бы подтверждали доводы, выдвинутые заявителем; или приложить судебные решения, указывающие на положительную для налогоплательщиков арбитражную практику. Существует множество примеров, когда служители Фемиды признавали действия проверяющих незаконными и отменяли их решения (постановления ФАС Северо-Западного округа от 10 мая 2007 г. № А56-35174/2005, от 16 февраля 2007 г. № А56-40697/2006; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21 марта 2007 г. № Ф08-1340/2007-553А, постановление ФАС Центрального округа от 7 августа 2007 г. № А14-15018-2006/586/28). Поэтому раз компании предоставлено право жаловаться в обе инстанции одновременно, то лучше все-таки использовать все механизмы защиты своих прав. Тем более, что такое право сохранится у компаний лишь до 1 января 2009 года (п. 5 ст. 101.2 НК).