Ограничения для проверок Роспотребнадзора
Действия представителей Роспотребнадзора не редко вызывают нарекания со стороны предпринимателей. Чего только стоят контрольные закупки ревизоров, которые, как правило, заканчиваются довольно ощутимыми штрафами. Видимо, устав от шквала поступающих в Роспотребнадзор жалоб, руководство ведомства решило вывести своих подчиненных на чистую воду.
Право на покупку
Редкий предприниматель не знаком с контрольной закупкой. Именно с ее помощью ревизоры пытаются уличить продавцов в недобросовестности. Как же происходит эта самая закупка? А все очень просто: инспекторы под видом покупателей приобретают товар и, если продавец «оступится», тут же оформляют протокол. Метод этот очень хорошо работает и может применяться даже в тех случаях, когда объект проверки предоставляет услуги. В таком случае проводится контрольное оформление заказа. К примеру, если на компанию поступает жалоба, инспекторы Роспотребнадзора, «замаскированные» под клиентов, обращаются в организацию за услугой. Если подозрения о нарушениях подтвердятся, то все закончится протоколом и штрафом.
Однако в редкой фирме осведомлены, что контрольная покупка относится к так называемым оперативно-розыскным мероприятиям, проводить которые вправе лишь оперативные подразделения милиции, ФСБ, ФСО и подобные структуры. Полный перечень уполномоченных содержится в статье 13 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Роспотребнадзор в этих списках не значится. Плюс ко всему, Кодекс об административных правонарушениях не дает инспекторам права проводить контрольную покупку при расследовании административного дела. Руководство Роспотребнадзора наконец-то посмотрело на работу своего ведомства критически и официально объявило контрольную покупку «в исполнении» собственных сотрудников вне закона (письмо Роспотребнадзора от 7 марта 2006 г. № 0100/247-06-32). В результате Роспотребнадзор лишился наиболее эффективного способа разоблачения предпринимателей, чем значительно облегчил им жизнь. В настоящее время ревизорам, чтобы доказать вину продавца, предложено использовать показания свидетелей и потерпевших. Теперь наверняка проверяющие пойдут на другую хитрость и будут прибегать к помощи «нештатных» сотрудников или других добровольных помощников. В результате смены правил игры поймать продавца за руку инспектору будет гораздо сложнее, а у предпринимателей и фирм появился дополнительный аргумент для обжалования действий ревизоров.
Предназначение предписаний
Кроме контрольной покупки инспекторам запретили во время или после проверки выносить предписания, в которых они обычно предлагают работникам организации исправить выявленные нарушения. Ревизоры имели право даже приостановить деятельность фирмы, если их «рекомендации» игнорировали (Закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ). А это означало, что проверяющие самостоятельно выносили решение о признании вины за компанией. Однако то, что компания провинилась, еще требует доказательств и вынесения постановления о штрафе. Тем самым игнорируется статья 1.5 Кодекса об административных правонарушениях (принцип презумпции невиновности). Эксперты журнала «Практическая бухгалтерия» отмечают, что по закону признать гражданина или организацию виновными может суд или должностное лицо, которое наделено соответствующими полномочиями (например, начальник территориального отдела Роспотребнадзора). Рядовой инспектор ведомства таким правом не обладает. В то же время практически на каждой проверке ревизоры «налево и направо» раздают предписания об устранении нарушений, тем самым фактически признавая фирму или ее сотрудников виновными в правонарушении. Решения суда или руководителя территориального отдела ревизоры не дожидаются. Руководство Роспотребнадзора решило умерить пыл своих служащих и указало им на приоритетное значение Кодекса об административных правонарушениях по сравнению с Законом № 134-ФЗ (письмо от 7 марта 2006 г. № 0100/247-06-32). Теперь, чтобы выписать предписание, проверяющие обязаны дождаться постановления о привлечении компании или ее работников к административной ответственности. По мнению руководителей ведомства, выдача предписаний не должна преследовать цель устранения выявленного правонарушения. С какой же целью инспекторы будут их оформлять, пока неизвестно.
Оформление экспертизы
Наряду со всем вышеперечисленным статус «вне закона» получил также акт отбора проб и образцов. Если возникает необходимость проверить качество товара, его соответствие стандартам, или установить срок годности продукта, инспекторы проводят такой отбор. В статьях 8 и 9 Закона № 134-ФЗ говорится, что результаты этой процедуры следует оформлять актом, в то время как в Кодексе об административных правонарушениях речь идет только о протоколах (ст. 26.2 КоАП). В связи с этим высшее руководство Роспотребнадзора сделало вывод, что если оформлять отбор образцов актами, то результаты экспертиз и исследований могут быть признаны незаконными. Чтобы это исключить, ревизорам рекомендовано вышеуказанную процедуру именно протоколировать.
Для фирм и предпринимателей эта позиция Роспотребнадзора – дополнительный аргумент в возможном споре с контролерами, ведь по привычке они еще долго будут оформлять отбор образцов ненадлежащим документом.
---
Источник: