Проверка вне плана - только с санкции прокурора или по жалобам потребителей
Первый федеральный закон со сложным, но красивым названием – «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», был принят еще в 2001 году. Но на практике он не применялся, так как содержал почти два десятка исключений: под установленные меры защиты бизнесменов не подпадали налоговые, валютные и таможенные проверки, лицензионный и санитарный контроль, оперативно-розыскные мероприятия и т.д. За восемь лет никто так и не смог понять, от действий каких служб он должен был защищать предпринимателей.
Ревизионный мандат
Вступивший в силу 1 мая 2009 года
Все остальные – пожарные, санитары, лицензирующие органы и т.д., смогут проводить плановые проверки лишь раз в три года. Причем только предварительно внеся компанию или предпринимателя в годовой план, который с 2010 года должен согласовываться с Генеральной прокуратурой России и публиковаться на ее сайте.
Особую защиту получают субъекты малого предпринимательства (компании и частные предприниматели). Плановые проверки их деятельности не могут длиться дольше 50 часов в год, а микропредприятий (численностью до 15 человек) – 15 часов в год. А внеплановые проверки малого бизнеса могут проводиться только с санкции прокурора или по жалобам конкретных потребителей.
Насколько новый закон защитит бизнес от вмешательства чиновников? Половина (49,4 процента) всех споров между государственными органами и коммерческими организациями или предпринимателями, рассмотренных арбитражными судами в прошлом году, касалась налогов и сборов. Проверки налогового ведомства под предусмотренные законом ограничения не попадают. Почти каждый десятый штраф налагался в связи с нарушением установленного порядка производства, оборота и продажи алкогольной продукции. Остальные арбитражные административные дела связаны были с нарушениями, выявленными при проведении лицензионного, таможенного, антимонопольного и финансового контроля, экологических нарушений, охране земли, бюджетного законодательства и т.д.
Наказание без вины не бывает?
Проверки большинства надзорных органов, как правило, завершаются выявлением нарушений – без составленного протокола чиновник, кажется, уже чисто психологически не может завершить контрольное мероприятие. Например: налоговые инспекции Ленинградской области за I квартал этого года провели 205 выездных проверок организаций и в 205 из них выявили нарушения. Практически всегда компании инкриминируют «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» – под это понятие подпадает практически любая ошибка бухгалтера или пусть даже формально неправильно оформленный документ.
У каждого ведомства есть повод «поставить на колени» практически любого бизнесмена. Были случаи, когда пожарные инспекторы закрывали офис из-за отсутствия на телефонных аппаратах надписи «При пожаре звонить 01» или этикеток с указанием напряжения на розетках и т.д.
А в ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области уверены, что лицензию на частную детективную деятельность должны получать все рекрутинговые агентства, компании, проводящие маркетинговые исследования, и даже редакции средств массовой информации. Действительно, по закону детективной деятельностью являются услуги по изучению рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров, выяснение биографических данных об отдельных гражданах при заключении ими трудовых контрактов, иная деятельность.
Все на благо человека!
Но наибольшую изобретательность в поиске нарушений проявляет бывший СЭС – ныне Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). Благо многочисленные СанПиНы (санитарные нормы и правила) дают возможность уличить любую компанию.
Чуть проще предпринимателям, работающим в других сферах потребительского рынка, но и тут Роспотребнадзор найдет к чему придраться. Например, магазин «Связной» попытались оштрафовать за отсутствие на кабелях USB и брелоках для телефонов информации о производителе. Газоснабжающую организацию уличили в том, что в подъездах всех домов на обслуживаемой территории не были размещены доски объявлений с информацией об исполнителе и оказываемых им коммунальных услугах.
Не ограждены от претензий защитников «благополучия человека» и компании, которые вообще не работают с населением. Ведь специальный СанПиН требует, чтобы окна в офисах были оборудованы занавесками, жалюзи, внешними козырьками и др. Все кресла должны быть полумягкими, с подъемно-поворотными механизмами, а под каждым столом надо поставить также регулируемую подставку для ног. Устанавливая ксерокс, нужно провести расчет объема выделяемого им тепла, влаги и вредных веществ, а также оборудовать их специальными отводами. Регламентированы высота и ширина столов, обивка кресел, отделка офиса, типы светильников и их мощность, направление света, уровень шума, концентрация вредных веществ и т.д. За любое отступление – штраф.
Простые потребители и работники должны быть довольны – Роспотребнадзор защищает их права. Но, на практике, как раз жалобы граждан на грубейшие нарушения закона это ведомство зачастую игнорирует. Более того, некоторых бизнесменов Роспотребнадзор штрафует как раз за то, что они помогают потребителям. Например, магазин аудио-видеотехники принял для проведения гарантийного ремонта проданный им DVD-плеер Dаewoo. За это он и был наказан, так как, по мнению чиновников, не является организацией, уполномоченной осуществлять гарантийный ремонт продукции марки Dаewoo. А значит – обманул покупателя. Правда, арбитражный суд счел доводы Роспотребнадзора абсурдными, а компанию невиновной.
Ссылки по теме: