СЭС. Проверки санэпидемстанции
В последнее время фирмы, деятельность которых связана с продуктами, все чаще посещают санврачи. И хотя такие проверки непосредственно не касаются бухгалтера, их последствия могут существенно прибавить ему работы.
Санэпидемстанция может проводить контрольные мероприятия в соответствии с нормами приказа Минздрава от 17 июля 2002 г. № 228. Это могут быть как плановые, так внеплановые проверки, причем их продолжительность не должна превышать один месяц. Однако в исключительных случаях (п. 6 приказа) контролеры могут продлить еще на один месяц свое пребывание на фирме. Тем не менее плановая ревизия не может проходить чаще, чем раз в два года.
Не стоит забывать и о Законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарном благополучии населения». Согласно ему санврачи в случае угрозы распространения инфекционных заболеваний и отравлений могут принимать решение о приостановке производства, хранения, транспортировки и реализации продуктов и воды (п. 51 Приказа № 228). То есть ресторан, кафе или столовую закроют до тех пор, пока все нарушения не будут устранены.
Проверки СЭС
К сожалению, причиной санитарной проверки может стать рядовой обход участкового. Ведь в общепите почва для различных финансовых, уголовных, административных нарушений самая благоприятная. Кто-то разыскивает «черный нал», другие – незаконных иммигрантов, третьи – контрабандный алкоголь и сигареты, четвертые устанавливают недовес и недолив.
Тем не менее основания или поводы для проверки можно разделить на три типа. Первый тип – проверка «по рекомендации». Формально у проверяющих может и не быть фирме никаких претензий. Но, вероятнее всего, «засветилось» какое-либо предприятие, имевшее с вашей организацией контакты по роду своей деятельности, например, вы провели с ними несколько сделок. Этот тип проверки трудно предугадать, поскольку опасность часто приходит оттуда, откуда ее совсем не ждешь.
К примеру, при получении взятки с поличным был взят один из чиновников. Как выяснилось в ходе следствия, за «вознаграждение» он согласовывал и подписывал документы, разрешающие возведение на территории округа розничных торговых точек. В ходе обыска у него изъяли записную книжку, в которой в числе многих был указан телефон управляющего одного из ресторанов, которые курировал чиновник. Естественно представители праворганов и санитарной службы провели совместную проверку «засветившегося» предприятия и выявили множество нарушений.
Как видим, сотрудники милиции сразу поняли: раз у ресторана появилась необходимость обойти закон при помощи чиновника, то, возможно, есть и масса других нарушений. А ведь на взятках могут попасться и пожарные, и санитарные инспекторы, и сотрудники миграционной службы.
Второй тип – так называемая «сплошная зачистка». В этом случае точка общепита подпала под проверку, потому что было указание проверить предприятия определенного вида деятельности, отвечающие определенным критериям. Например: сотрудникам милиции дали разнарядку найти нарушения и временно прекратить деятельность предприятий, имеющих среди учредителей людей, находящихся на контроле в ОБЭП, проще говоря, криминальных элементов. В этом случае наверняка закроют довольно много ресторанов и точек с плохой репутацией. Справедливости ради стоит отметить, что приостановить деятельность многих из них не составит никакого труда.
В непростой ситуации оказалось одно из кафе: милиция провела проверку с пристрастием. Ее сотрудники ксерокопировали журналы кассира-операциониста, потребовали накладные за позапрошлый год, вывезли даже мусор. Кроме того, они все время задавали вопросы о «черном нале», проведя фактически самый настоящий допрос персонала.
Третий тип проверок можно назвать «Вы нам писали». Представьте ситуацию: в ресторане был посетитель, которого незаслуженно обидели: обсчитали, недолили коньяка или просто поставили ему на стол не очень чистую посуду. В ответ на замечания ему, ко всему прочему, нахамила официантка. В результате человек пишет жалобу в определенную государственную структуру. Заявление там надлежащим образом регистрируют. Далее контролеры просто обязаны отреагировать и, если надо, оштрафовать.
От такого типа проверок спасения нет и специально подготовиться к ним никак не получится, замечают эксперты журнала «Московский бухгалтер». Надо только обязательно ознакомить сотрудников с должностными инструкциями и предупредить, что в случае обмана покупателей отвечать придется перед законом и разбирательство может дойти до возбуждения уголовного дела.
Есть еще и четвертый тип возможных проверок — «все идет по плану». Цель данных ревизий – проверить, соблюдает ли ваше предприятие нормы, предъявляемые к тому виду деятельности, которым оно занимается. Это может быть, например, проверка нормативов по лицензированию розничной торговли алкоголем. Если усиливается борьба с незаконной миграцией, то будут проверять, не работают ли у вас такие граждане. У предприятия должна быть в порядке вся разрешительная документация. Ведь если нет лицензии или по результатам проверки ее отберут, то дальнейшая деятельность компании невозможна.
Правила трех «О»
Осторожность. Никогда не подставляйте под удар предприятие по своей вине. Ведь вы бухгалтер, и именно от вас зависит порядок на фирме. Был такой случай: на мониторе одного из компьютеров был приколот клочок бумаги со следующей записью: «Черная касса – С:ОтчетыСHEKASSA.doc». Как удачно, ничего даже не нужно долго искать! Не стоит иметь дел с незаконным денежным оборотом, ведь к бухгалтеру придут в первую очередь. Составьте для администраторов четкий порядок действий: как себя вести, если пришла неожиданная проверка. Иногда лучше вообще сказать, что бухгалтерии на предприятии нет и учетом наемный сотрудник занимается дома. Или, например, бухгалтер внезапно заболел и помещение закрыто, а ключи только у него. Контролеры не будут выламывать дверь, просто опечатают – и все. Поверьте, штраф за вскрытие будет намного меньше, чем за нарушения, которые могут найти.
Осмотрительность. Не стоит говорить лишнего даже коллегам. Не распространяйтесь о размерах своей заработной платы. Многие иногда такого наговорят в задушевной беседе с дружелюбным налоговым инспектором, а потом еще удивляются, почему у них так часто проверяют правильность исчисления НДФЛ.
Осведомленность. Изучайте методы проверок. Самое главное – нужно знать как свои права, так и допустимые полномочия контролеров. Старайтесь вообще не общаться с проверяющими без присутствия директора или юриста. Штудируйте нормативную базу. Даже если в ресторане или кафе найдут серьезные нарушения, но при этом не будут учтены процессуальные требования, результаты проверки юристы смогут опротестовать в вышестоящих структурах или суде.
Я недавно начал работать в этой сфере бизнеса, документы для СЭС мне подготавливали в sanepservice.ru, не выдержал сам этим заниматься. Все сделали отлично, лицензия на руках.