Шпаргалка от налоговых инспекторов
Право на неправоту
Главная обязанность налогоплательщика состоит в уплате налогов и сборов в сроки, установленные законодательством. Об этом говорят статьи 23 и 45 Налогового кодекса. За несвоевременное перечисление их в бюджет фирму ждут пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за сроком уплаты.
Большое значение при уплате налогов в федеральный бюджет имеет правильность заполнения платежных документов. Если они оформлены с ошибками, то средства не доходят до адресата. Бухгалтеру следует учитывать, что ошибки в платежках могут привести к тому, что деньги не поступят в соответствующий бюджет или будут учтены по другому виду налогов. В результате в доход нужного бюджета их зачислят несвоевременно. Это обстоятельство приведет к расхождениям в учете уплаченных налогов между инспекцией и данными организации, что влечет негативные последствия для налогоплательщика в виде начисленных пеней и мер принудительного взыскания недоимки.
При заполнении полей расчетных документов на перечислении платежей в бюджет налогоплательщикам и налоговым агентам следует руководствоваться введенными с 1 января 2005 года. Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджет. Они утверждены приказом Минфина от 24 ноября 2004 г. № 106н.
Заплатка на платежке
Правильное заполнение всех имеющихся реквизитов платежных документов по уплате налогов, своевременное их перечисление в казну — основная обязанность каждого добросовестного налогоплательщика, указывает УФНС.
Однако ошибки в платежках на перечисление налогов — явление не редкое. И это несмотря на то, что урегулировать последствия опечаток или описок достаточно сложно. Чаще всего при заполнении расчетных документов бухгалтеры неправильно указывают:
-
ИНН, КПП получателя платежа;
-
КПП налогоплательщика;
-
статус плательщика;
-
коды бюджетной классификации (КБК).
При наличии хотя бы одной из описанных ошибок в платежном поручении деньги не попадают в карточку «Расчеты с бюджетом». Часто организация узнает об ошибках только после получения из ИФНС требования об уплате налога, выставленного на сумму недоимки и пеней. Последние образуются, так как денежные средства не были своевременно учтены в карточке расчетов фирмы с бюджетом из-за неточностей в платежке.
Оформление одного расчетного документа допускается только по одному налогу (сбору) согласно классификации доходов бюджетов. В платежном поручении по одному КБК не может быть указано более одного налога.
По следам документов
Расчетные документы проходят обработку в автоматизированном режиме в соответствии с цифровой информацией, указанной в электронном платежном документе. В случае ошибок, допущенных при его формировании или в платежке самой фирмы, средства могут быть отнесены в разряд невыясненных платежей. Органы Федерального казначейства в разряд неклассифицированных невыясненных доходов относят поступления по расчетным документам, в которых указаны:
-
несуществующий КБК;
-
несуществующий код ОКАТО муниципального образования;
-
ИНН и КПП несуществующего получателя — территориального органа администратора поступлений в бюджет;
-
ИНН/КПП получателя, не соответствующий коду администратора, указанному в КБК (первые три разряда).
Либо не указаны:
-
код ОКАТО муниципального образования;
-
КБК;
-
ИНН и КПП получателя.
Напомним, неклассифицированные доходы не подлежат распределению органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы России. Любопытно, что ежедневно московское Управление Федерального казначейства при обработке банковской выписки автоматически относит в разряд «невыясненных» от 235 до 1400 платежей на общую сумму от 4,5 до 11 млн рублей. И это только по причине неправильно указанных реквизитов получателя платежа (ИНН и КПП налогового органа) в учетных документах на перечисление налогов.
Кстати, региональные казначейские управления направляют в налоговые органы информацию о поступлениях платежей, администрируемых налоговиками (совместный приказ ФК и ФНС от 27 июня 2005 г. № 7н/САЭ-3-10/ 285).
Банковский фактор
Ведение финансово-хозяйственной деятельности организаций неразрывно связано с кредитными организациями. Их взаимодействие особенно важно в части перечисления платежей в бюджет. Банки несут ответственность за ненадлежащее исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов (п. 4 ст. 60 НК). Если такое произошло, фирма вправе в письменном виде заявить, что ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронных платежных документов. Для этого к заявлению необходимо приложить копию оформленного фирмой расчетного документа.
В этом случае ИФНС направит в банк уведомление об ошибочном указании информации и необходимости представления в налоговую документов, подтверждающих или опровергающих факты, изложенные в заявлении плательщика. Такой порядок действий указан в рекомендациях по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» (утверждены приказом ФНС 12 мая 2005 г.
№ ШС-3-10/201@). При получении из кредитной организации документов, подтверждающих слова плательщика о надлежащем исполнении обязанности по уплате налога, инспекторы пересчитывают пени, начисленные фирме в связи с ошибкой, допущенной банком.
45 — плати опять
1 января вступил в силу закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, существенно изменивший статью 45 Налогового кодекса. В частности, уточнена процедура взыскания налога в судебном порядке, а также указаны условия прекращения обязанности по уплате налога. Основные положения, на которые надо обратить внимание, отмечает УФНС:
1. В пункте 3 описаны условия, при которых обязанность по уплате налога признается исполненной. Отличия от ранее действовавшего порядка:
-
новое условие признания налога уплаченным — наличие на счете достаточного денежного остатка на день платежа (подп. 1);
-
отдельно определено условие для бюджетных организаций — налог признается уплаченным с момента отражения операции по перечислению налога на лицевом счете организации (подп. 2);
-
возможность уплаты налога наличными денежными средствами предусмотрена только для физических лиц (подп. 3);
-
решение суда об обязании налогового органа произвести зачет переплаты не является основанием для признания налога уплаченным (подп. 4).
2. В пункте 4 описаны условия, при которых обязанность по уплате налога не признается исполненной. Отличия от ранее действовавшего порядка:
-
обязанность по уплате налога не признается исполненной при возврате налогоплательщику наличных денежных средств, принятых для уплаты налога (подп. 3);
-
обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неперечисления суммы в бюджетную систему вследствие неправильного указания налогоплательщиком в платежном документе номера счета Федерального казначейства, наименования банка получателя (подп. 4).
3. Обязанность по уплате налога исполняется в рублях без каких-либо оговорок (п. 5). Ранее исключения предусматривались для иностранных организаций, а также физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами.
4. Пункт 7 вводит норму, согласно которой поручения на перечисление налогов заполняются в соответствии с правилами, установленными Минфином по согласованию с Центробанком.
5. Введен механизм исправления ошибок в оформлении поручения, не повлекших неперечисление налога в бюджетную систему. Его основные элементы:
-
подача налогоплательщиком в налоговый орган заявления об ошибке с просьбой уточнить необходимые реквизиты;
-
проведение сверки между налогоплательщиком и налоговым органом (в случае необходимости) с составлением акта;
-
истребование налоговым органом у банка (в случае необходимости) копии поручения налогоплательщика;
-
принятие налоговым органом решения об уточнении платежа на день фактической уплаты налога и перерасчет пеней.
Правила статьи 45 кодекса применяются в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Правильное заполнение платежных документов на перечисление налогов избавит от проблем с необоснованным начислением пеней и принудительным взысканием со стороны налоговиков сумм недоимки. Поможет избежать неприятностей также постоянный контроль со стороны бухгалтера за полнотой и своевременностью зачисления в бюджет платежей с их отражением в лицевых счетах фирмы, которые ведут ИФНС.
---
Источник: