Составляем жалобу. Апелляционная и кассационная жалобы
Решение арбитражного суда участники спора могут обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях. Такое право им дают статьи 257 и 273 Арбитражного процессуального кодекса. Чем же отличаются друг от друга эти жалобы? Данный вопрос будет интересен бухгалтерам небольших фирм, поскольку им зачастую приходится выполнять обязанности юриста.
Прежде всего апелляционная и кассационная инстанции различаются кругом рассматриваемых вопросов. В апелляционном суде проверяется и обоснованность, и законность решения. То есть фактически дело разбирается повторно с изучением всех имеющихся документов. Необходимо знать, что в апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не рассматривались в суде первой инстанции. Нельзя подавать и новые документы, за исключением случаев, когда бумаги не были представлены в суд первой инстанции по уважительным причинам.
При проверке обоснованности решения судьи анализируют выводы: соответствуют ли они фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной инстанции проверяется только законность решения. Под законностью решения подразумевается правильность применения норм материального или процессуального права. Поэтому любые ссылки на необоснованность не будут приняты в кассации.
Сроки подачи апелляции
Подателю жалобы очень важно помнить о сроках. Так, на подачу апелляции отводится месяц со дня принятия решения в полном объеме. Заметим, что отсчет срока начинается не с момента оглашения решения, а со дня подготовки его полного текста. И если фирма хотя бы на один день опоздает с подачей апелляции, то жалоба может быть возвращена заявителю. В таком случае отстоять свое право компания не сможет даже при помощи суда (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 ноября 2005 г. по делу № Ф04- 6924/2005(15483-А46-10)). Но если организация обратится в суд с ходатайством, пропущенный срок может быть восстановлен. Правда, при условии, что данное прошение подано не позднее шести месяцев со дня принятия решения и повод для опоздания является уважительным (п. 2 ст. 259 АПК РФ). К сожалению, список уважительных причин пропуска срока кодексом не определен.
Анализ арбитражной практики показал, что далеко не все обстоятельства судьи принимают во внимание. Например, одна кировская фирма не успела подать жалобу, объяснив опоздание большим объемом дела и праздничными днями, выпавшими на срок подготовки документа. Однако суд не счел доводы компании убедительными (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 апреля 2004 г. по делу № А28-6803/2003-265/21). Арбитры не сочли уважительной и другую причину. Фирма пропустила срок для подачи жалобы из-за того, что не была извещена о рассмотрении дела и впоследствии не получила копию решения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12 октября 2005 г. по делу № А28-18166/2004-452/9).
В некоторых случаях апелляционная жалоба может быть оставлена без движения. Это может произойти, когда податель не приложил к ней какого-либо из обязательных документов. В такой ситуации суд устанавливает срок, до которого нужно устранить оплошность. В противном случае жалоба возвращается фирме.
Если апелляционная жалоба подана и принята к производству, то решение вступает в силу только после ее рассмотрения и вынесения постановления апелляционным судом.
Кассационную жалобу участник спора вправе подать в течение двух месяцев после вынесения постановления апелляционным судом или в течение трех месяцев после вынесения решения судом первой инстанции (если дело не рассматривалось в апелляционной). Обжаловать в кассационном суде можно либо решение суда первой инстанции, либо одновременно это решение и постановление апелляционного суда, либо только постановление апелляционного суда.
Апелляционная и кассационная жалобы рассматриваются коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дел в первой инстанции с особенностями, предусмотренными главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса.
По итогам рассмотрения жалоб и апелляционный, и кассационный суды принимают постановления. Полный текст постановления направляется сторонам в пятидневный срок с момента его принятия. В случае отмены обжалуемого решения апелляционная инстанция выносит новое решение. Кассационная же при отмене предыдущего решения может как вынести новое, так и отправить дело на повторное рассмотрение. В последнем случае дело изучается заново с учетом рекомендаций кассационного суда.
Апелляционная и кассационная жалоба налоговой инспекции
В случае, когда спор решен в пользу организации, апелляционную и кассационную жалобы могут подать инспекторы.
Фирме сразу следует учитывать, что у налоговиков есть четкая установка – по любому спору идти до конца. К тому же налоговые инспекции освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче исков и жалоб в суд. Поэтому на практике львиная доля споров между предприятиями и налоговой службой проходит и через апелляционную, и через кассационную инстанции.
К судебному заседанию по апелляционной жалобе налоговой инспекции фирма должна подготовить отзыв. Хотя представление отзыва и не является обязательным, судьи апелляционного суда относятся к этому ревностно. В отзыве не следует пересказывать содержание иска (заявления). Необходимо лишь мотивированно опровергнуть доводы инспекции, изложенные в жалобе. Отзыв желательно заранее направить в апелляционный суд и налоговую по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Можно также передать лично в канцелярии суда и инспекции.
Как уже сказано выше, кассационную жалобу инспекторы вправе подать в течение двух месяцев после вынесения постановления апелляционным судом, либо в течение трех месяцев после вынесения решения судом первой инстанции.
На практике довольно часто налоговики исполняют решение суда только после того, как оно пройдет через кассационную инстанцию. Это неправильно. Кассационная жалоба подается на уже вступившее в законную силу решение (ст. 273 АПК РФ). Поэтому фирма должна добиваться его исполнения вне зависимости от того, подана инспекторами кассационная жалоба или нет. Однако по ходатайству налоговой инспекции кассационный суд отдельным определением может приостановить исполнение решения. В этом случае компании все же придется ждать окончательного вердикта арбитров.
На кассационную жалобу предприятию также нужно подготовить и направить отзыв. Подается он в том же порядке, что и отзыв на апелляционную жалобу.
В поисках справедливости
Если же вердикт суда не устраивает фирму, готовить и подавать жалобы придется ей самой. Решение суда можно опротестовать полностью или частично. Если апелляционная инстанция оставит решение в силе, то в двухмесячный срок фирма должна будет обратиться с жалобой в кассационный суд.
Госпошлина при подаче апелляционной и кассационной жалоб фиксированная. Она не зависит от размера заявленных требований и составляет 1000 рублей (п. 12 ст. 333.21 НК РФ).
При подготовке и оформлении апелляционной и кассационной жалоб фирме необходимо учитывать их отличия друг от друга. По форме они мало чем отличаются от заявления, предназначенного для первой инстанции арбитражного суда.
Адресуется жалоба в ту инстанцию суда, которая будет ее рассматривать, но обязательно через канцелярию суда, принявшего обжалуемое решение (постановление).
В тексте жалобы следует указать номер дела, дату принятия решения, с которым компания не согласна, а также коротко изложить резолютивную часть постановления. Далее необходимо четко сформулировать доводы и мотивы, по которым фирма считает судебный акт необоснованным или незаконным. Не нужно копировать первоначальное заявление и перегружать жалобу излишними подробностями. Важно акцентировать внимание только на тех моментах, которые, по мнению организации, не были достаточно изучены и учтены судом. Каждый довод в документе должен подкрепляться ссылками на законы и материалы дела.
В итоговой части жалобы фирма должна потребовать полностью или частично отменить обжалуемое решение (постановление). Документ обязательно подписывается руководителем и заверяется печатью организации. Главный бухгалтер или другой работник фирмы могут завизировать эту бумагу только на основании доверенности. Ее копию необходимо приложить к жалобе.
Также вместе с жалобой надо подать копию судебного акта, оригинал документа об оплате госпошлины и документ, подтверждающий отправку копии жалобы в налоговую инспекцию. При отсутствии какого-либо из вышеперечисленных документов жалоба будет оставлена без движения на срок, указанный в определении. После устранения недостатков документ принимается к производству и назначается дата судебного заседания.
Источник:
Часто в составлении подобных жалоб просто необходима помощь юриста. В таких случаях зачастую сложно сразу определится с специалистом, к которому стоит обратиться. Я советую в таких случаях попробовать сервис - advoo.ru