Учет затрат на сертификацию
Сертификация - это форма подтверждения соответствия товаров, продукции, работ, услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст. 2 Федерального закона от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»). Подтверждение такого соответствия на территории Российской Федерации может носить как добровольный, так и обязательный характер.
Обязательное подтверждение соответствия
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (ст. 23 закона № 184-ФЗ).
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.
Декларирование соответствия может осуществляться путем:
-
принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
-
принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (ст. 24 закона № 184-ФЗ).
При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.
При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в вышеприведенном порядке:
- включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);
- предоставляет сертификат системы качества (в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего его) за объектом сертификации.
Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии любой продукции, за исключением случая, если для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.
Декларация о соответствии содержит:
- наименование и местонахождение заявителя;
- наименование и местонахождение изготовителя;
- информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;
- наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;
- указание на схему декларирования соответствия;
- заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;
- сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
- срок действия декларации о соответствии;
- иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.
Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ, на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия содержит помимо приведенных позиций декларации о соответствии также наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего его.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ (п. 3 ст. 23 закона № 184-ФЗ). Срок их действия определяется соответствующими техническими регламентами.
Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 (в ред. от 17.12.05 № 775). До февраля 2004 года обязательной сертификации подлежали также некоторые виды работ и услуг. Их перечень приводился в том же постановлении № 1013. К таковым были отнесены: техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, услуги розничной торговли и общественного питания. Однако постановлением Правительства от 10.02.04 № 72 данный перечень признан утратившим силу.
При ввозе на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании.
Полученные за пределами РФ документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны на территории России в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст. 30 закона 184-ФЗ).
Для целей таможенного оформления продукции списки продукции, внешнеэкономической деятельности утверждаются Правительством РФ на основании технических регламентов. Письмом ФТС России от 12.01.05 № 01-06/107 (в ред. от 29.12.05) доведен список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию РФ.
Добровольное подтверждение соответствия
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектом добровольного подтверждения соответствия является продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между ним и органом по сертификации (ст. 21 закона № 184-ФЗ). При этом орган по сертификации осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия и выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие её.
Объекты, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации.
Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.
Рядом постановлений Госстандарта России утверждены нормативные документы в части проведения сертификации:
- Правила по проведению сертификации в Российской Федерации - постановлением от 10.05. 2000 № 26;
- Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации - постановлением от 21.09.94 № 15;
- Правила по сертификации «Оплаты работ по обязательной сертификации продукции и услуг» - постановлением от 23.08.99 № 44.
Бухгалтерский учет затрат
В бухгалтерском учете расходы на сертификацию собственной продукции, проводимую как в обязательном, так и в добровольном порядке, в полном объеме относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»; утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н).
Данные расходы складываются из стоимости договора на проведение сертификации, заключенного со специальным органом по её проведению, а также себестоимости образцов продукции, которые переданы на испытания и в дальнейшем не подлежат реализации. Если же принятия декларации о соответствии осуществляется на основании собственных доказательств, то в качестве расходов на сертификацию принимаются собственные затраты не её проведение.
Как было сказано выше, сертификат соответствия на продукцию выдается на определенный срок. Затраты же, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов. Данные затраты подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией, в течение периода, к которому они относятся (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации; утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н).
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предусмотрено использование счета 97 «Расходы будущих периодов». Поэтому расходы на сертификацию вначале следует отразить на упомянутом счете. В течение же срока действия сертификата они будут ежемесячно списываться на расходы по обычным видам деятельности в соответствии с установленным порядком их списания: равномерно, пропорционально объему продукции и др. В бухгалтерском учете при этом производятся следующие записи:
Дебет 97 Кредит 60
- учтены расходы на получение сертификата соответствия;
Дебет 19 Кредит 60
- выделен НДС, уплаченный организации, проводившей сертификацию;
Дебет 97 Кредит 43
- списана себестоимость образцов готовой продукции, переданных для проведения сертификации;
Дебет 20 Кредит 97
- отнесены на затраты производства расходы на сертификацию в части, приходящейся на текущий месяц.
Пример 1
Организация занимается производством бытовой радиоэлектронной аппаратуры. 11 мая 2006 года она перечислила по договору со органом, проводящим сертификацию продукции, 7670 руб., в том числе НДС - 1170 руб. Одновременно ею были переданы для проведения сертификационных испытаний 2 образца готовой продукции. Их себестоимость составила 13 660 руб. 1 июня получен сертификат соответствия на срок по 30 мая 2008 года.
В бухгалтерском учете операция по получению сертификата сопровождается следующими записями. В мае:
Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51
- 7670 руб. - перечислена предоплата за осуществление сертификации;
Дебет 43 субсчет «Переданные образцы» Кредит 43
- 13 660 руб. – переданы образцы для проведения сертификации.
В июне:
Дебет 97 Кредит 60
- 6500 руб. (7670 - 1170) - отражена стоимость полученного сертификата соответствия;
Дебет 19 Кредит 60
- 1170 руб. – выделен НДС по расходам на сертификацию;
Дебет 97 Кредит 43 субсчет «Переданные образцы»
- 13 660 руб. - списана себестоимость двух переданных образцов продукции для проведения сертификационных испытаний;
Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
- 7670 руб. - зачтен ранее перечисленный аванс на проведение работ по сертификации;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 1170 руб. - принят к вычету НДС.
С июня 2006 года по май 2008 года ежемесячно в последний день месяца осуществляется проводка:
Дебет 20 Кредит 97
- 840 руб. ((6500 руб. + 13 660 руб.) : 2 года : 12 мес. х 1 мес.) - отнесены на затраты расходы по сертификации в части, приходящейся на текущий месяц.
Нередко случается, что организация прекращает выпуск продукции до момента окончания срока действия на неё сертификата соответствия. В этом случае несписанная сумма расходов на сертификацию относится на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Пример 2
С мая 2006 года организации прекратила производство водонагревателей. Ею в ноябре 2004 года был получен сертификат соответствия на эту продукцию со сроком действия до 31 октября 2006 года. Расходы на проведение сертификации составили 18 240 руб. При этом органу, осуществляющему сертификацию, был уплачен НДС в сумме - 1584 руб.
С ноября 2004 года по апрель 2006 года в бухгалтерском учете организации ежемесячно в расходах по обычным видам деятельности включались и затраты по сертификации водонагревателя:
Дебет 20 Кредит 97
- 760 руб. (18 240 руб. : 2 года : 12 мес. х 1 мес.) – учтены затраты, связанные с сертификацией водонагревателя.
В этот период в расходах учтено 13 680 руб. (760 руб./мес. х (2 мес. + 12 мес. + 4 мес.)), где 2, 12 и 4 – количество месяцев в 2004-2006 годах, в которых осуществлялся учет затрат по сертификации.
После прекращения производства водонагревателей оставшаяся не списанной сумма – 4560 руб. (18 240 – 13 680) относится к прочим расходам:
Дебет 91-2 Кредит 97
- 4560 руб. – отражена часть затрат по сертификации водонагревателя, приходящаяся на период, когда их производство прекращено (с мая по октябрь 2006 года).
При списании в прочие расходы оставшейся величины расходов по сертификации продукции налоговые органы могут потребовать восстановления и уплаты в бюджет ранее правомерно принятой к вычету суммы НДС, приходящуюся на эту часть расходов. Позиция налоговых органов основана на положении, установленном пунктом 2 статьи 171 НК РФ. Согласно этой норме вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым только для осуществления операций, облагаемых НДС. Суммы же налога, предъявленные продавцом налогоплательщикам по имуществу, которое не используются для осуществления операций, облагаемых НДС, должны учитываться в его стоимости (п. 2 ст. 170 НК РФ). Списание затрат по сертификации, приходящихся на период, когда прекращено производство сертифицированной продукции, по мнению налоговиков означает, что они больше не используются для осуществления операций, облагаемых НДС. Поэтому суммы налога, ранее принятые к вычету по таким расходам, подлежат восстановлению.
В текущем году действует новая редакция пункта 3 статьи 170 НК РФ. Ею установлен закрытый перечень случаев, когда налогоплательщик должен восстанавливать правомерно принятую ранее сумму НДС. И упомянутого выше случая в нем нет.
Как видим, возникает спорная ситуация. И руководство организации самостоятельно должно принимать решение. Избирая тот или иной вариант поведения, налогоплательщик должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. При выборе варианта, несовпадающего с позиции налогового органа, надо быть готовым к отстаиванию своего взгляда в арбитражном суде.
Следование же рекомендациям работников налоговых органов обязывает организацию совершить дополнительные действия.
Продолжение примера 2 Налогоплательщик согласился с предложением налоговиков.
В бухгалтерском учете к приведенным выше записям добавляются ещё:
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 396 руб. (1584 руб. : 24 мес. x 6 мес.) – восстановлена сумма НДС, приходящаяся на несписанные затраты по сертификации;
Дебет 91-2 Кредит 19
- 396 руб. – учтена восстановленная сумма НДС.
Организации, осуществляющие торговую деятельность и приобретающие товары для перепродажи, в некоторых случаях обязаны осуществить их сертификацию. Данное происходит при импорте товаров.
Если на приобретаемый товар, подлежащий обязательной сертификации, имеется иностранный сертификат, не признаваемый в Российской Федерации, или сертификат вообще отсутствует, то для их ввоза на территорию РФ следует получить российский сертификат системы обязательной сертификации.
В этом случае в бухгалтерском учете расходы на обязательную сертификацию ввозимого товара относятся к затратам на их приобретение (п. 5 и 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; утв. приказом Минфина России от 09.06.01 № 44н). Они формируют фактическую себестоимость товаров, по которой товары принимаются к бухгалтерскому учету.
Пример 3 В мае 2006 года организация приобретает у иностранной фирмы партию товаров для реализации их на территории РФ. Контрактная стоимость товаров - 350 000 руб., таможенная пошлина - 35 000 руб., таможенный сбор - 350 руб., НДС - 69 300 руб. Ввозимые товары подлежат обязательной сертификации.
Для получения сертификата организация заключила договор со специальным органом по сертификации Стоимость услуг по обязательной сертификации партии товаров составила 7080 руб. в том числе НДС - 1080 руб. Для её проведения представлены образцы ввозимых товаров на сумму 3500 руб.
В бухгалтерском учете организации оприходование ввозимых на территорию РФ товаров отражается следующим образом:
Дебет 60 Кредит 52
- 350 000 руб. - перечислены денежные средства за ввозимые товары;
Дебет 76 Кредит 51
- 35 000 руб. - уплачена таможенная пошлина;
Дебет 76 Кредит 51
- 350 руб. - уплачен таможенный сбор;
Дебет 76 Кредит 51
- 69 300 руб. - отражена сумма НДС, уплаченная таможенному органу;
Дебет 60 Кредит 51
- 7080 руб. - перечислены денежные средства по проведению обязательной сертификации ввозимых товаров;
Дебет 41 субсчет «Товары, переданные для проведения сертификации» Кредит 41
- 3500 руб. - переданы товары органу сертификации для проведения испытаний;
Дебет 41 Кредит 60
- 350 000 руб. - учтена контрактная стоимость товаров;
Дебет 41 Кредит 76
- 35 000 руб. - сумма уплаченной таможенной пошлины включена в стоимость ввозимых товаров;
Дебет 41 Кредит 76
- 350 руб. - включена в стоимость товаров сумма уплаченных таможенных сборов;
Дебет 41 Кредит 60
- 6000 руб. - затраты на обязательную сертификацию включены в стоимость ввозимых товаров;
Дебет 41 Кредит 41 субсчет «Товары, переданные для проведения сертификации»
- 3500 руб. - списана стоимость товаров, переданных органу сертификации для проведения испытаний;
Дебет 19 Кредит 60
- 1080 руб. - отражена сумма НДС, предъявленная органом за услуги по проведению сертификации;
Дебет 19 Кредит 76
- 69 300 руб. - отражена сумма НДС, уплаченная таможенному органу;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 70 380 руб. (69 300 + 1080) - принят к вычету НДС, уплаченный таможенному органу и органу по проведению сертификации.
Себестоимость партии ввозимых на территорию РФ товаров составит 394 850 руб. (350 000 + 35 000 + 350 + 6000 - 3500).
Торговые организации могут осуществлять добровольную сертификацию приобретенных для перепродажи товаров и после их принятия к учету. В этом случае расходы на сертификацию должны отражаться в составе расходов по обычным видам деятельности.
Если сертификат выдан на определенную партию товаров, период его действия не устанавливается. Он ограничивается сроком годности товаров, на которые выдан такой сертификат.
Пример 4
Организация, занимающаяся оптовой торговлей, в апреле 2006 года приобрела товары, которые не подлежат обязательной сертификации. Поставщику за них было уплачено 212 400 руб. в том числе НДС - 32 400 руб. В мае она решила получить сертификат соответствия на товар. За услуги органу, проводящему сертификацию, перечислено 5900 руб., в том числе НДС - 900 руб.
В бухгалтерском учете при отражении данных операций производятся следующие записи.
В апреле:
Дебет 60 Кредит 51
- 212 400 руб. - перечислены денежные средства в оплату товаров;
Дебет 41 Кредит 60
- 180 000 руб. - оприходованы товары;
Дебет 19 Кредит 60
- 32 400 руб. - учтен НДС по приобретенным товарам;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 32 400 руб. - принят к вычету НДС по приобретенным товарам.
В мае:
Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51
- 5900 руб. - перечислены денежные средства органу, проводящему сертификационные испытания;
Дебет 97 Кредит 60
- 5000 руб. - отражена стоимость полученного сертификата соответствия;
Дебет 19 Кредит 60
- 900 руб. - выделена сумма НДС с услуг по сертификации;
Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
- 5900 руб. - зачтен авансовый платеж;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 900 руб. - предъявлен к вычету НДС по расходам на сертификацию.
Затраты на сертификацию, учтенные на счете 97, списываются на расходы на продажу по мере реализации товаров этой партии:
Дебет 44 Кредит 97
- учтены расходы по сертификации данной партии товаров.
Налоговый учет расходов
В налоговом учете затраты на сертификацию относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ). Причем по этой статье расходов можно учесть затраты как на обязательную, так и на добровольную сертификацию, так как законодатель в НК РФ не установил ограничения по такому виду расходов. Таким образом, расходы на сертификацию: добровольную и обязательную, признаются в налоговом учете при условии их экономической обоснованности.
Налоговое ведомство в отмененных Методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. приказом МНС России от 20.12.02 № БГ-3-02/729, отменены приказом ФНС России от 21.04.05 № САЭ-3-02/173) считало, что экономически обоснованными признаются затраты на сертификацию, которые производились в соответствии с действующим в то время Законом РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (п. 2 раздела 5.4. рекомендаций). Так как закон № 5151-1 утратил силу со дня вступления в действие федерального закона № 184-ФЗ - 1 июля 2003 года, то не должны вызывать сомнений у работников налоговых органов расходы по сертификации, которые осуществлены в порядке, установленном законом № 184-ФЗ.
Указанные расходы налоговики рекомендовали включать в состав расходов текущего периода в течение срока, на который выдан сертификат. Поэтому величины затрат на сертификацию, относимые в примере 1 в бухгалтерском учете к расходам по обычным видам деятельности, будет совпадать с суммами, включаемыми в прочие расходы в налоговом учете. В примерах 3 и 4 такое совпадение также возможно, если учетной политикой для целей налогообложения организации установлено включение расходов на сертификацию товаров в их первоначальную стоимость. Напомним, что налогоплательщик вправе самостоятельно формировать стоимость приобретенных товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением (ст. 320 НК РФ).
Учёт же во внереализационных расходах в налоговом учете части затрат по сертификации продукции, приходящихся на период, когда её производство прекращено (пример 2), с большей вероятностью вызовет негативное отношение у работников налоговых органов. Они посчитают такие затраты экономически необоснованными.
Следование же их пожеланиям обязывает организацию обратиться к нормам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утв. приказом Минфина России от 19.11.02 N 114н). Возникающая разница в расходах в бухгалтерском и налоговом учетах признается постоянной, так как она не учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль как в отчетном, так и в последующих периодах. Поэтому в бухгалтерском учете начисляется постоянное налоговое обязательство (п. 4-7 ПБУ 18/02):
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 1094,40 руб. (4560 руб. х 24%) - начислено постоянное налоговое обязательство.
Если же учитывать и восстановленную сумму НДС, то величина постоянного налогового обязательства достигнет 1189,44 руб. (1094,40 руб. + 95,04 руб. (396 руб. х 24%)).
---
Источник: