Утвержден список 54 экологических товаров, содействующих "зеленому" росту, на которые будут снижены пошлины
Участники саммита составили точный список экологических товаров, которые будут облагаться минимальными пошлинами
|
После долгих дискуссий участники сосредоточились непосредственно на содержании списка. Но возникла другая проблема. Первоначальная версия списка включала 150 позиций, но затем одна из стран региона, заявила, что готова поддержать только 4 позиции. После продолжительного обсуждения страны пришли к решению, что в список будут включены 54 позиции. Именно на эти товары к 2015 году должны быть снижены пошлины. Минимальными пошлинами будут облагаться товары, относящиеся к категории высокотехнологичных, которые снижают уровень загрязнения окружающей среды.
"Мы приветствуем и одобряем Перечень экологических товаров АТЭС, непосредственным и позитивным образом содействующих достижению наших целей "зеленого" роста и устойчивого развития.
Мы подтверждаем обязательство по снижению до пяти или менее процентов тарифных ставок на указанные экологические товары к концу 2015 года, принимая во внимание экономические обстоятельства экономик-участниц без ущерба для их позиций в ВТО. Снизив тарифы на экологические товары, мы поможем нашим предпринимателям и гражданам получить доступ к важным экологическим технологиям, что будет способствовать их внедрению и использованию и вносить тем самым значительный вклад в достижение целей АТЭС по обеспечению "зеленого" роста и либерализации торговли", - отмечается в декларации.
При этом лидеры констатируют, что поддерживая устойчивый рост, содействие "зеленому" росту не должно использоваться в качестве предлога для введения протекционистских мер. "Мы обязуемся не допускать того, чтобы наши природоохранные меры приводили к затруднению торговли и противоречили нашим международным торговым обязательствам.
Мы признаем, что природные ресурсы и экосистемы, от которых они зависят, являются первоосновой устойчивого экономического развития. В этой связи мы выражаем обеспокоенность ростом незаконной торговли находящимися под угрозой исчезновения и охраняемыми ресурсами дикой природы, в том числе ресурсами моря, и связанными с ними продуктами, что влечет за собой экономические, социальные и экологические последствия, а также угрозу безопасности для наших экономик", - сообщается в документе.
Стороны обязуются наращивать совместные усилия по борьбе с незаконной торговлей ресурсами дикой природы, древесиной и связанными с ними продуктами, а также принимать меры по обеспечению рационального управления морской и лесной экосистемами и упрощению условий устойчивой, открытой и справедливой торговли недревесной продукцией леса.
"Мы также предпримем действенные шаги по поощрению рационального управления и охраны популяций диких животных, решая проблемы нелегального спроса и предложения в отношении находящихся под угрозой исчезновения и охраняемых ресурсов дикой природы путем наращивания потенциалов, сотрудничества, усиления правоприменения и задействования других механизмов", - говорится в декларации.
Сообщил журналистам глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов на брифинге во Владивостоке.
По его словам, тема экологических товаров, пошлины по которым должны быть снижены до конца 2015 года до 5% и ниже, вызвала бурную дискуссию. Он напомнил, что соответствующее поручение давали в свое время лидеры экономик.
"Подобный список отрабатывался в течение 10 лет на различных международных площадках, в том числе в ВТО. В АТЭС был в течение года сформирован список из 20 товаров, который был отобран сегодня", - сообщил Белоусов.
В то же время, по его словам, представители развитых экономик АТЭС предложили расширить этот список.
Вопрос о создании списка "зеленых" товаров несколько лет обсуждается на разных мировых площадках, таких как ВТО, ОЭСР и АТЭС. Экологические товары определяются на основе экологичности их производства и использования чистых и энергосберегающих технологий. В ноябре 2011 года по этому вопросу была принята декларация лидеров АТЭС в Гонолулу, в июне 2012 года на совещании в Казани министры торговли стран-участниц АТЭС выработали механизм создания списка экологических товаров.
Также министр сообщил, что на встрече обсуждались вопросы продовольственной безопасности, в том числе такие важные аспекты, как ограничение протекционизма и борьба с ограничениями экспорта продовольствия. По его словам, такие меры были признаны министрами экономик АТЭС негативными для развития экономик.
Кроме того, участники встречи пришли к выводу, что для обеспечения транспарентности рынка продовольствия необходимы, в том числе инвестиции в сельскохозяйственную инфраструктуру, включая хранение продовольственных товаров.
Глава Минэкономразвития не смог уточнить, какой объем инвестиций в агропромышленный комплекс стран АТЭС необходимо для решения большинства проблем, однако привел в качестве примера Россию, где за 10 лет уровень инвестиций в сельское хозяйство поднялся практически с нуля до уровня капиталовложений в электроэнергетику.
"Российское сельское хозяйство стало инвестиционно привлекательной отраслью", - отметил он, добавив, что в стране появились практически целые отрасли внутри сельского хозяйства, возникла сфера переработки, возникли крупные компании в сфере птицеводства, свиноводства, в производстве говядины.
По словам Белоусова, ограничения экспорта продовольствия является очень распространенным явлением в последнее время. "Протекционистские меры затрагивают 3-4% мировой торговли", - сказал он. По его мнению, тенденция к усилению протекционизма в сфере продовольственного обеспечения, возможно, будет нарастать с развитием кризисных явлений.
Белоусов считает, что вероятность наступления второй волны кризиса составляет менее 50%, однако в долгосрочной перспективе на пространстве АТЭС он видит существенную дифференциацию стран по уровню экономического развития. Поэтому, полагает он, в рамках форума АТЭС необходимо принять ряд решений, препятствующих такому развитию событий, тем более, что у участников Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества есть достаточный доступ к ресурсам.