Встречная проверка в новом облике
Налоговый кодекс в своей новой интерпретации содержит всего два вида контрольных мероприятий: выездная и камеральная проверки. Встречная, как таковая, «на бумаге» не фигурирует. Вместе с тем налоговики получили право проводить так называемое истребование документов. Причем вполне вероятно, что подобный поворот событий приведет к нежелательному раскрытию «секретов фирмы» ее партнерам, а возможно и конкурентам. Дабы не оказаться у всех как на ладони, нужно прибегнуть к некоторым мерам предосторожности.
Проверка без ограничений
Истребование документов и какой-либо иной информации о налогоплательщике или о конкретных сделках регламентируется статьей 93.1 Налогового кодекса. В соответствие с ней ревизоры вправе потребовать подобные сведения как у контрагентов организации, так и у других лиц в рамках налоговой проверки, либо если усмотрят некую «обоснованную необходимость».
По новым правилам, чтобы получить информацию от сторонней компании, инспекторы должны направить специальное поручение в ту налоговую, в которой фирма состоит на учете (п. 3 ст. 93.1 НК). Инспекция-посредник, в свою очередь, запрашивает у нее документы, приложив к своему требованию копию полученного поручения (п. 4 ст. 93.1 НК). В нем обязательно должны быть указаны название компании и ее реквизиты, то есть сведения общеизвестные.
Если же инспектору нужны сведения о какой-то конкретной сделке, то в поручении он обязан назвать данные, позволяющие ее идентифицировать (п. статьи 93.1 НК). В тех случаях, когда сведения получают не от второй стороны договора, а от какого-то третьего лица, может последовать разглашение коммерческой тайны одного из участников сделки. Ведь этот третий, вместе с требованием предоставить информацию, получит копию поручения с идентифицирующими данными. К тому же Налоговый кодекс не раскрывает способы идентификации сделки, в прямом смысле оставляя это на усмотрение налоговиков. Они же могут, сами того не подозревая, разгласить все секреты фирмы, резюмируют эксперты журнала «Расчет».
К примеру, агент, который от своего имени продает товары принципала по его поручению, хорошо знает рынок и обладает базой данных потенциальных покупателей. Именно поэтому принципал и прибегает к его помощи. Возможно, что инспекторы, проводя какие-то мероприятия налогового контроля, решат запросить у принципала информацию о сделках агента с покупателями. Должен же агент отчитываться перед принципалом. В поручении на запрос информации налоговики, чтобы идентифицировать сделку, называют участников ее сторон. Принципал получает копию поручения вместе с запросом от своей инспекции, в которой черным по белому написано, кто обычно покупает его продукцию. Вполне вероятно, что это подтолкнет его отказаться от услуг посредника-агента. Не секрет, что продавать напрямую, не тратясь на вознаграждение посреднику, гораздо выгоднее. Таким образом, в результате истребования документов агентское дело может развалиться.
Секретные материалы
Если фирма дорожит какой-либо информацией и хочет уберечь ее от посторонних глаз, стоит позаботиться о ее «засекречивании». Самый верный способ – оформить сведения как коммерческую тайну. Что и как можно засекретить, описано в Законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ. Фирма должна заранее проинформировать инспекторов, что определенная информация – ее коммерческая тайна. Предоставляя в ответ документы, следует проставлять на них гриф «Коммерческая тайна» (п. 4 ст. 6 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ). Тогда у ревизоров не будет права разглашать эти сведения, в том числе указывать их в поручении на запрос информации в рамках встречной проверки (ст. 13 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ). Более того, чтобы получить доступ к данной информации, налоговикам пришлось бы писать мотивированный запрос (п. 1 ст. 6 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ).
Следует обратить внимание на то, что не вся информация может быть засекречена. Существует перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (ст. 5 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ).
---
Источник: