Золотые правила камеральной проверки
Статья 88 Налогового кодекса посвящена камеральным проверкам. С 1 января 2007 года она действует в новой редакции. Порядок этих проверок в корне изменился. Поправки коснулись сроков проведения «камералки», а также правил истребования документов и оформления решения по ее результатам. Самое время разобраться в тонкостях камеральной проверки – 2007. В частности, мы рассмотрим новый порядок ее проведения и предложим варианты защиты от необоснованных требований проверяющих. Ведь, как известно, в этом году «камералка» предстоит всем компаниям, у которых в декларации по НДС будет заявлена сумма налога к возмещению.
Правила проверки
Для начала отметим, что по новым правилам должна проводиться проверка, которая началась в 2007 году. Если же налоговая инспекция приступила к «камералке» до 1 января, то заканчивать ее в этом году она обязана в прежнем порядке. Об этом сказано в статье 7 Закона от 27.07.2007 № 137-ФЗ и письме Минфина России от 27.12.2006 № 03-02-07/1-338.
Итак, камеральная проверка в 2007 году проводится следующим образом.
Во-первых, для проведения «камералки» по-прежнему не нужно какое-либо специальное решение руководителя налоговой инспекции. Ее продолжительность составляет три месяца со дня представления налоговой декларации (расчета) и документов, которые должны к ней прилагаться. При этом период, за который может быть проведена проверка, Налоговым кодексом не определен.
Во-вторых, в 2007 году при проверке инспекторы не вправе запрашивать у фирмы дополнительные сведения и документы, обязанность предоставить которые прямо не предусмотрена Налоговым кодексом (п. 7 ст. 88 НК РФ). Из этого правила есть несколько исключений. Так, проверяющие имеют право запросить дополнительные документы:
-
при использовании компанией налоговых льгот;
-
при возмещении НДС. В таком случае могут истребовать документы, подтверждающие право на вычет;
-
при проверке налогов, связанных с использованием природных ресурсов (например, водного или земельного).
Прежняя редакция кодекса никак не ограничивала налоговиков в данном вопросе. И нередко инспекторы запрашивали у компании дополнительные документы практически по любому поводу. Это право сохраняется за инспекторами лишь в одном случае – если проверка была начата в 2006 году. Например, инспекторы в декабре 2006 года приступили к камеральной проверке деклараций по НДС. В поданных отчетах были заявлены суммы налога к уплате. В январе 2007 года проверяющие запросили у организации дополнительные документы для проверки (счета-фактуры, книги покупок и продаж, первичные документы, договоры с партнерами). В данном случае требования инспекторов обоснованны, так как порядок проверки будет регулироваться редакцией Налогового кодекса, действовавшей в прошлом году.
Еще одна ситуация, когда инспекторы вправе запросить дополнительные документы – ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия (несоответствия) между сведениями в представленных документах. Однако в этом случае представление таких документов – право, а не обязанность фирмы (п. 4 ст. 88 НК РФ). О выявленных ошибках или несоответствиях инспекция обязана известить организацию. Она в свою очередь в течение пяти дней должна либо сделать необходимые пояснения, либо внести нужные исправления.
В-третьих, на представление документов, необходимых для проверки, теперь отводят 10 рабочих дней с момента вручения специального требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). Если же фирма по объективным причинам в указанный срок не укладывается, то она вправе письменно уведомить об этом инспекторов. Тем самым организация сможет избежать ответственности, предусмотренной статьей 126 Налогового кодекса. Однако уведомить проверяющих необходимо не позднее дня, следующего за днем вручения требования налоговой. Тогда в течение двух дней с момента получения такого уведомления руководитель инспекции вправе продлить сроки представления документов или отказать фирме в этом. Заключительные процедуры
Если в результате камеральной проверки выявлены нарушения, то проверяющие в течение 10 рабочих дней после ее окончания обязаны составить акт. Форма документа установлена приказом ФНС России от 10.04.2000 № АП-3-16/138. Если фирма не согласна с выводами, которые изложены в акте, она может в течение 15 рабочих дней со дня получения документа представить свои письменные возражения. Выразить свое несогласие можно как по акту в целом, так и по отдельным его положениям. Кроме того, фирма имеет право приложить к письменному возражению документы, обосновывающие ее позицию (в т. ч. и те, с которыми инспекторы не были ознакомлены в ходе проверки).
По результатам проверки руководитель инспекции или его заместитель принимает решение о том, стоит ли привлекать компанию к ответственности. Сделать это он должен:
-
в течение трех месяцев со дня представления организацией налоговой декларации – по проверкам, не завершенным до 1 января 2007 года;
-
в течение 10 рабочих дней с момента окончания 15-дневного срока со дня вручения акта налоговой проверки – по проверкам налоговых деклараций, представленных в этом году.
В решении о привлечении к налоговой ответственности должен быть указан размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа, которую инспекторы намерены получить с нарушителя.
Решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней с момента его вручения представителю проверяемой фирмы.
После оформления решения о привлечении фирмы к ответственности руководитель инспекции вправе принять обеспечительные меры. Например, ввести запрет на отчуждение (продажу, передачу в залог и т. д.) имущества организации или приостановить операции по ее банковскому счету. Однако указанные меры по просьбе компании могут быть заменены банковской гарантией, залогом ценных бумаг или поручительством третьих лиц (п. 11 ст. 101 НК РФ).
В свою очередь у фирм также появилось новое право, которое позволяет если не отменить, то хотя бы приостановить исполнение решения проверяющих. А именно: организации могут подать апелляционную жалобу на решение налоговой службы. Получив такую жалобу, инспекция должна в течение трех дней с момента ее поступления отправить бумагу со всеми материалами в вышестоящий орган (как правило – налоговое управление по тому или иному региону). Вышестоящий орган может:
-
признать решение законным. Тогда документ считается вступившим в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом;
-
изменить решение. В этом случае срок его вступления определяется датой решения вышестоящего налогового органа.
Разрешите не согласиться
В ходе любой из проверок налоговые инспекторы зачастую пытаются привлечь фирму к ответственности за нарушения, которые таковыми не являются. Причем в 2007 году сделать это будет сложнее. В качестве примера приведем несколько важных нововведений, которые так или иначе могут помочь фирме при «выяснении отношений» с проверяющими.
Если инспекторы обнаружили ошибку в платежке, не пугайтесь. Ведь с этого года платить пени нужно только из-за двух неточностей в этом документе – неверный счет и наименование банка получателя (казначейства). Такая норма появилась в пункте 4 статьи 45 Налогового кодекса. При выявлении других ошибок (например, неверно указан КБК или статус налогоплательщика) инспекторы должны провести сверку взаиморасчетов и засчитать «невыясненные» суммы. Причем сделать это они обязаны на день фактической уплаты налога, а не на момент такой сверки. Тем самым, исправив ошибки, фирма избежит автоматически начисленных на сумму налога пеней. А как сказано в письме Минфина России от 03.11.2006 № 03-02-07/1-307, это положение имеет обратную силу. Таким образом, фирма может освободиться от пеней за три предшествующих года – 2004, 2005, 2006.
Следующее полезное для фирм нововведение касается разъяснений финансового и налогового ведомств. Руководствуясь при исчислении налогов письмами Минфина или ФНС, выпущенными в этом году, компания освобождается от штрафа и пеней. Причем не имеет значения, являются ли разъяснения ведомств адресованными непосредственно самой организации либо неопределенному кругу лиц. Данный вывод следует из положений пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса.
Обратите внимание: за просрочку уплаты авансовых платежей независимо от порядка их расчета с 1 января этого года инспекция получила право начислять пени (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Также следует иметь в виду, что перечень обстоятельств, которые исключают вину компании, стал открытым. Судьи и налоговые инспекторы могут самостоятельно решать, какие события к ним можно отнести, а какие – нет (п. 1 ст. 111 НК РФ).
---
Источник: