Как налоговая тормозит малый бизнес
Business FM обошла несколько налоговых и связалась с теми, кто пишет об этом на форумах. Оказалось что для рядовых предпринимателей проблема носит системный характер
«По претензиям налоговой арестовали все счета сразу», «Зарплату платить нечем», «Недоимок нет, а снять арест со счетов невозможно»: такие истории, которые рассказывают с возмущением и отчаянием, можно услышать почти в любой налоговой инспекции.
Предприниматель Анна, сидя в очереди в четвертой УФНС, пожаловалась, что ошиблась в коде бюджетной классификации: написала не ту цифру. Затем закрыла ИП, но даже то, что она уведомила налоговую о своей ошибке, не помогло ей избежать проблем:
«В 2015 году написала письмо: «Извините, ошиблась». Все это в 2015-м, решила, что вопрос закрыт. В 2018 году я получаю сам долг и пени, а речь идет о трех платежах: все в месте с пенями получается 370 тысяч».
Не всегда ошибки бизнесмена могут приводить к трудностям с УФНС. Директор салона красоты Ольга столкнулась с тем, что налоговая заблокировала счет, потому что не получила поступлений из Пенсионного фонда, несмотря на то, что на руках у предпринимателя была сверка об отсутствии задолженности:
«Мы в налоговую тут же приехали, привезли сверку расчетов, они нам сказали, что она не годится, и им нужно, чтобы эти данные поступили в электронном виде из Пенсионного фонда. Мы поехали в Пенсионный фонд, где попросили, чтобы как можно быстрее эти данные были переданы в налоговую — в пенсионном фонде сказали, что это возможно только вот как идут передачи данных, то есть быстрее они это делать не могут. Мы, соответственно, приостановили все расчеты безнала с поставщиками, прекратили прием расчетов через банковские карты с клиентов».
Зачастую для малого бизнеса блокировка счета может стать фатальной. Невозможно рассчитаться с партнерами, затруднен прием платежей по безналу. Банально нельзя выдать сотрудникам зарплату.
При личном визите в налоговую предприниматель сталкивается с длинными очередями. Даже дождавшись прием, проблему не всегда удается решить. На прием отведено всего семь минут — этого не хватает. Разобраться дистанционно практически нереально: на почту и телефонные звонки сотрудники налоговой отвечают крайне редко.
Есть и положительные примеры — когда сотрудники УФНС идут навстречу малому бизнесу. Все зависит от конкретного отделения, говорит бухгалтер Виктория, работающая сразу на несколько небольших фирм:
«Честно скажу, есть и положительные. Как бы большинство плохие ситуации: балашихинская — очень плохая налоговая, там вообще ни зачеты, ни письма, ничего не помогает. А положительные примеры есть — как ни странно, это область. Обычно раньше на область, на дальние районы ругались. Вот мы тут столкнулись с владимирской налоговой № 9. Очень вежливые, трубочки берут, можно все узнать, сказать, выяснить, они идут на контакт для того, чтобы налогоплательщик мог и деньги заплатить, и пени».
И все же в большинстве случаев предприниматели сталкиваются с неповоротливостью налоговых органов. Готовы предоставить необходимые документы, своевременно заплатили налоги — это не значит, что получится избежать штрафных санкций, говорит индивидуальный предприниматель Константин:
«Часто было так, что я ошибался в наименование кода бюджетной классификации (КБК). Они это узнавали не сразу, а через несколько месяцев, когда уже наступает время просрочки, говорят мне, что КБК неправильный, я должен платить пеню и еще заплатить налог. А вот перезачесть они не могут, то есть перекинуть с одного счета на счет — это трудно, и ходишь потом доказываешь: «Ребят, пожалуйста, все дела, перебросьте мне». Это раз. А второе — бывало так, что не сразу видят оплату. То же самое: «Я оплатил». Ответ: «Мы не видим, держи штраф».
На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в России приходится около 20%, в то время как в Европе эта цифра достигает 50%. По статистике, в нашей стране лишь 3,5% малых предприятий живут дольше трех лет. Вряд ли ситуация будет улучшаться, если блокировка счетов предпринимателей будет проходить также быстро, а решение их вопросов может затягиваться месяцами.