Как петербургские ретейлеры будут возвращать tax free
Россия готова присоединиться к международной практике возврата налога на добавленную стоимость (НДС) иностранным покупателям, больше известной как система tax free. В список магазинов, которые примут участие в пилотном проекте в 2017 году, вошли ДЛТ, петербургские бутики Bosco и Babochka. Однако, кто станет оператором системы и какую именно сумму смогут вернуть гости Северной столицы, для ретейлеров все еще остается загадкой.
Минпромторг направил в Минфин и аппарат правительства предложения по списку участников пилотного проекта по внедрению системы tax free, который должен стартовать в России в первом квартале 2017 года, сообщает газета «Ведомости» в ночь на 3 октября.
По данным издания, тестирование будет проходить в трех городах. В Москве в нем примут участие ГУМ, «Петровский пассаж» (входят в группу Bosco), «Третьяковский проезд» (основной арендатор – группа Mercury) и «Крокус сити молл». В Петербурге – универмаг ДЛТ (принадлежит Mercury), три магазина группы Bosco на Невском проспекте, а также три бутика ретейлера Babochka на Невском проспекте. В Сочи — «Морской вокзал» (Bosco).
Как пояснили в Минпромторге, для эксперимента были отобраны точки в «знаковых исторических местах, притягивающих туристические потоки», владельцы которых при этом не имеют задолженностей по налогам. Если первый опыт окажется удачным, к нему смогут присоединиться и ретейлеры из других регионов.
Зачем это нужно
Цель tax free — стимулировать продажи. Получая возмещение включенного в цену товара НДС, заграничные покупатели будут оставлять у российских ретейлеров больше денег, пояснил «Фонтанке» экс-глава универмагов ДЛТ и «У Красного моста», а ныне независимый fashion-консультант Денис Рыженко.
При этом государство, которое причитающийся ему налог будет отдавать иностранцам, тоже не останется внакладе: если ретейлеры больше продадут, то они больше закупят, а значит, казна получит больше дохода от ввозной пошлины.
В пресс-службах ДЛТ и Bosco на момент публикации на запрос «Фонтанки» не ответили. В Babochka сообщили, что на данном этапе не могут дать какие-либо комментарии.
По оценке Дениса Рыженко, сейчас иностранцы совершают 15 – 16% покупок в петербургских магазинах высокого ценового сегмента. Однако во время чемпионата мира по футболу 2018 года ожидается наплыв гостей из-за рубежа. «Если будет действовать tax free, выручки от продаж туристам вырастут в два раза», – считает он.
Торговому дому «Империя Моды» иностранцы уже сейчас приносят 40% выручки, говорит его совладелица Лилиана Петросян. «За счет tax free доля может вырасти до 50%», – считает она. «Империя Моды» уже подала заявку в Минпромторг на участие в эксперименте и надеется включиться в проект в декабре 2016 года, после завершения ребрендинга. Вопрос о tax free «прорабатывает» и универмаг «У Красного моста», хотя заявку пока не подавал, сообщили в компании.
Как это будет работать
Дорожная карта по tax free в России, за разработку которой отвечает Минфин, пока не утверждена российским правительством. Однако, согласно предложениям рабочей группы, возмещение НДС можно будет получить при сумме покупки от 10 тыс. рублей. Пока предполагается, что tax free будет распространяться только на непродовольственные товары. Однако, по данным «Коммерсанта», Минпромторг направил в Минфин предложение по включению в систему и продуктов питания.
Налог на добавленную стоимость в России для товаров непродовольственной группы составляет сейчас 18%, для некоторых продовольственных товаров, книг и товаров для детей действует пониженная ставка 10%.
Ранее сообщалось, что оператором системы tax free, то есть той компанией, которая будет выдавать покупателям деньги, а затем получать от государства уплаченный ими при покупке НДС, может выступить одна из глобальных компаний — Global Blue и Premier Tax Free (Fintrax). По словам Лилианы Петросян, информации от Минпромторга об окончательной договоренности пока нет — в данный момент идет обсуждение той комиссии, которую будет брать оператор, а значит, и того возмещения, которое получит покупатель. «Конечно, хочется, чтобы оно было как можно больше», – подчеркивает предприниматель.
Сама процедура возврата, по ее словам, будет повторять европейскую: в магазине нужно будет заполнить специальную анкету и заявление на возврат НДС, затем в аэропорту поставить штамп о пересечении границы и обратиться на стойку оператора tax free. Деньги можно будет получить наличными на руки либо переводом на карту в течение двух недель.
По мнению Дениса Рыженко, выбор в качестве участников пилотного проекта люксовых операторов — это логичный шаг. «Поскольку оформление возврата НДС связано с определенными бюрократическими сложностями, то люди идут на это только ради большой скидки», – сказал он. Кроме того, 10 тыс. рублей — это около 150 долларов, а именно такой лимит устанавливают международные операторы tax free.
Предполагается, что информировать иностранных покупателей о возможности вернуть tax free будет сам оператор. «Это все входит в пакет», – сообщила Лилиана Петросян. По ее словам, стоимость подключения к системе возврата НДС для ретейлера составляет около 2 млн рублей.
Однако продавцы готовы платить такую сумму, поскольку tax free позволяет им получать данные о том, кто и сколько у них покупает, и в соответствии с этим строить свою маркетинговую политику, говорит Денис Рыженко.
По мнению эксперта, наиболее действенным каналом коммуникации будет реклама в аэропорту, а также бортовых журналах авиакомпаний. «Впрочем, иностранцы, как правило, и так в курсе – больше половины спрашивают про tax free и удивляются, что такой возможности нет», – заключает он.
Автор: Галина Бояркова