Как удержать бизнес на плаву в сложной экономической ситуации?
Экономический кризис поставил под удар предприятия, организации всех форм собственности и частных предпринимателей. О том, как удержать свой бизнес на плаву и вовремя взять себя в руки в непростых экономических условиях, рассказывают наши эксперты!
«ЧТО ДЕЛАТЬ КОНСАЛТ»
В сложных экономических условиях каждая компания и предприниматель пытаются найти пути сохранения бизнеса и, при возможности, его расширения. Чтобы эффективно противостоять кризисным явлениям, важно учитывать следующее.
1. Следите за изменениями законодательства
Это нужно делать сразу по двум причинам: во-первых, для того чтобы знать о том, в каких случаях организацию могут привлечь к ответственности за нарушение новых требований нормативных актов; а во вторых, какими льготами и преимуществами она может воспользоваться.
Так, в 2015 году одними из наиболее важных изменений законодательства, которые могут повлиять на ведение предпринимательской деятельности, были изменения в критериях субъектов малого и среднего предпринимательства, введение торгового сбора, изменения в регулировании заключения и исполнения гражданско-правовых договоров, отмена печати.
2. Оптимизируйте трудовые ресурсы
Важно помнить, что оптимизация ‒ это необязательно сокращение численности или штата работников (хотя в некоторых случаях без неё, к сожалению, не обойтись). Менее радикальными её способами могут быть перевод части сотрудников на режим неполного рабочего времени, оформление простоя в работе, заключение срочных трудовых договоров.
При этом, оптимизируя трудовые ресурсы, необходимо учитывать требования Трудового кодекса РФ. Например, некоторые категории работников не подлежат сокращению, а срочный трудовой договор далеко не во всех случаях может быть заключён по инициативе работодателя.
3. Правильно отстаивайте свои интересы в спорах с контролирующими органами
Решения государственных органов не всегда справедливы. Тем не менее многие компании не рискуют с ними спорить. Так, они фактически соглашаются с необоснованными решениями, приятыми не в их интересах.
А зря! Ведь нередко суды в подобных спорах с органами власти встают на сторону организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, в некоторых случаях даже не потребуется доводить дело до суда. Будет достаточно правильно обосновать свою позицию и указать в таком обосновании сложившуюся судебную практику. Так, сама ФНС России в Письме от 26.11.2103 № ГД-4-3/21097 соглашается с тем, что решения судов имеют приоритет перед её собственными разъяснениями.
Ситуация сейчас, конечно, не самая простая. Но к любым условиям можно адаптироваться, стоит только проработать план своих действий и согласовать их с коллегами.
В первую очередь, на мой взгляд, необходимо уделить внимание работе с дебиторской задолженностью. Нет универсальных показателей, обозначающих критерии безопасности оборачиваемости дебиторской задолженности. Для каждой отросли, сегмента, организации этот показатель индивидуальный. Поэтому необходимо проанализировать свою отчётность и определиться с этим показателем для своей организации. Если вы не будете контролировать этот важный показатель, рано или поздно вы можете столкнуться с нехваткой оборотных денежных средств, то есть с кассовым разрывом. Я считаю, что сроки по оплате услуг, товаров необходимо максимально сблизить со сроками их выполнения, отгрузки. Этот факт необходимо оформить документально, что поможет в будущем более точно прогнозировать поступление денежных средств.
Также необходимо строго следить за структурой кредиторской задолженности. Выделяя из общей кредиторской задолженности заработную плату, начисленную к выплате, и налоги ‒ к перечислению мы можем увидеть нашу кредиторскую задолженность, которой мы должны управлять. А именно: зафиксировать документально свои платежи поставщикам и подрядчикам. Таким образом, мы можем составить графики притока и оттока денежных средств, что поможет нам избежать накладок в расчётах между контрагентами, банками и фискальными органами.
Ну и если мы упомянули банки, то обратим внимание и на то, что теперь у нас появилась ещё одна обязанность: проводить мониторинг банковской деятельности. Если есть подозрения, что в банке, где вы держите денежные средства, есть какие-то проблемы, то лучше не ждать и не надеяться на лучшее, а перевести деньги в банки с более высокой степенью надёжности.
КАДРОВИКУ
Надо признать, что моё мнение по большей части адресовано менеджерам по персоналу и управленцам, нежели специалистам по кадровому делопроизводству, но, думаю, будет полезно для понимания командной работы и ответственности.
Кризис ‒ время возможностей? Действительно это так. Но только для кого-то это просто слова и в итоге сожаления, дескать, не повезло, не случилось возможности. А кто-то подходит к кризису более подготовленный, заранее постарался вместе с командой.
Есть те, кто начинают активно двигаться и думать только сейчас. И здесь, конечно, всё зависит от траектории движения. Обычная ситуация для этой категории – оптимизация расходов. Всех! (От офисной бумаги до персонала.) Это хорошо, ошибки нерационального использования ресурсов нужно исправлять. Но это не всё!
Главное, на мой взгляд, критично посмотреть на ту модель взаимодействия, которая работает у вас с точки зрения взаимоотношений с подчинёнными, пограничными подразделениями, Клиентами (это, кстати, вытекает из предыдущих взаимодействий). И вот здесь возникают два камня преткновения: мы так делали всегда; нужно найти сотрудников получше. Получше не будет – примите это как данность.
Часто руководители свои управленческие ошибки перекладывают на персонал. Сложно, но важно ответить себе на вопросы:
- Как вы помогаете сотрудникам в достижении результата (не лозунгами, а конкретными знаниями и инструментами)?
- Насколько вы сами дисциплинированы в плане контроля?
- Точно вы контролируете то, что было запланировано? И был ли план?
- Что мешает сотруднику качественно работать (задвоенность, ручной труд, не отлаженные внутри бизнес-процессы и с пограничными подразделениями, отсутствие знаний и др.)?
Ответить и решить. Может быть, те, кто плохо работал, станут эффективнее работать?