Как упростить проверку клиентов по 115‑ФЗ: требования и инструменты
ЦБ РФ и Росфинмониторинг ужесточают контроль за исполнением требований по идентификации и оценке клиентов и отправке отчетов в надзорные органы субъектами 115-ФЗ. Чтобы избежать наказаний за нарушение требований закона, нужно своевременно собирать необходимые данные, присваивать им уровень риска и отправлять информацию в надзорные органы.
Вслед за активными проверками банков все субъекты 115-ФЗ, включая бухгалтеров, аудиторов и агентов недвижимости, также будут сталкиваться с активными проверками в 2019-2020 годах. Как показывают данные Росфинмониторинга, к самым распространенным нарушениям в рамках 115-ФЗ относятся нескачивание перечня террористов и экстремистов или нескачивание и неотправка сообщений по этим перечням. За такие нарушения налагается штраф в 200 000 руб. Неоднократные нарушения грозят приостановлением деятельности или отзывом лицензии компании. Согласно судебной практике, только 10 % от оштрафованных субъектов могут обжаловать постановления такого типа в суде.
Наказаний можно избежать, если вовремя собирать данные о клиентах, присваивать им соответствующий уровень риска и отправлять всю информацию в Росфинмониторинг или другие надзорные органы. Это можно делать самостоятельно или с помощью специальных инструментов.
Основные требования 115-ФЗ
К субъектам 115-ФЗ относятся лизинговые компании, организации, которые организуют и проводят лотереи и тотализаторы, включая онлайн-игры, компании-посредники, сопровождающие сделки с недвижимостью, операторы по приему платежей, организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, бухгалтерии, нотариусы, адвокаты, организации федеральной почтовой связи, коммерческие ювелирные организации и другие предприятия.
Субъекты 115-ФЗ идентифицировать клиента до начала работы с ним, контролировать все его операции, фиксировать информацию в документах и хранить их в течение пяти лет, в случае необходимости блокировать денежные средства клиента и сообщать обо всех действиях своему регулятору.
Чек-лист действий субъектов 115-ФЗ
-
Разработка и утверждение правил внутреннего контроля (ПВК).
Типовые ПВК для ИП, которые оказывают бухгалтерские услуги, можно посмотреть в Федеральном законе от 18.03.2019 № 32-ФЗи Федеральном законе от 18.03.2019 № 33-ФЗ, вступивших в силу 18 марта 2019 года. Они касаются идентификации клиентов и кредитных организаций, то есть банков, корпораций филиальной системы, операторов платежных систем, которые переводят денежные средства на банковские счета клиентов.
-
Назначение лица, ответственного за реализацию ПВК.
Такой сотрудник обязательно должен пройти инструктаж по внедрению правил ПВК. Он должен иметь высшее экономическое или юридическое образование или опыт работы в сфере ПОД/ФТ от двух лет. У него не должно быть непогашенных задолженностей в сфере экономических преступлений и преступлений, направленных против государственной власти РФ.
ИП могут самостоятельно выполнять функции ответственного сотрудника после прохождения инструктажа.
-
Идентификация клиента, его представителя и выгодоприобретателя до приема на обслуживание.
Сюда входит:
- идентификация бенефициарных владельцев клиентов;
- получение информации о предполагаемом характере деловых отношений;
- определение цели финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.
Когда клиент принят на обслуживание, идентифицировать его уже поздно.
-
Обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях.
Это нужно делать не реже раза в год. Если компании известно, что у ее клиента изменился адрес или учредительные документы, она обязана обновить информацию в течение 7 рабочих дней. Более позднее обновление будет считаться нарушением.
- Выявление среди физических лиц, находящихся на обслуживании, публичных должностных лиц и иностранных публичных должностных лиц.
- Хранение документов, необходимых для идентификации (не менее пяти лет с момента прекращения отношений с клиентом).
- Контроль безналичных переводов.
- Заморозка денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц в списках экстремистов/террористов (публикуются на сайте Росфинмониторинга в личном кабинете).
-
Представление в уполномоченный орган сведений об отказах от заключения договоров и расторжение договоров с клиентами по своей инициативе.
Это может случиться, если во время идентификации компания собрала много негативной информации о клиенте и выяснила, что у него высокий уровень риска. В этом случае можно по закону отказаться от работы с ним, уведомив Росфинмониторинг или свой надзорный орган. Если этого не сделать, клиент может пожаловаться в Центробанк. Регулятору важно знать, какие клиенты получили отказ и почему.
-
Направление в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об операциях, вызывающих подозрения, что они осуществляются в целях отмывания денег или финансирования терроризма.
Даже если любой другой субъект это уже сделал, направить информацию в Росфинмониторинг все равно нужно — каждый субъект 115-ФЗ несет отдельную ответственность.
- Направление информации о своих клиентах по запросам уполномоченного органа. Она хранится пять лет именно для этого.
Важные изменения законодательства в сфере ПОД/ФТ
В Информационном письме Росфинмониторинга от 04.12.2018 № 57рекомендуется уточнить у клиента, кто является его бенефициарным владельцем, изучить учредительные документы, провести полную идентификацию бенефициарного владельца и не реже раза в год обновлять информацию о нем.
Если клиент отказывается предоставить информацию по бенефициарному владельцу, принимая его на обслуживание, ему можно автоматически присвоить высокий уровень риска.
В Методических рекомендациях ЦБ от 27.12.2018 33-МР к факторам, влияющим на оценку риска клиентов, теперь отнесен фактор «принадлежность бенефициара к иностранным или российским должностным публичным лицам». Выяснив, что конечный бенефициар клиента — публичное лицо, вы можете повысить его уровень риска.
Приказ ФКУ «Пробирная палата России» от 05.12.2018 № 230 касается только организаций, которые покупают и продают ювелирные изделия и драгоценные металлы. У ювелирных организаций и ИП при проверке исполнения ПВК будет проверяться наличие утвержденных ПВУ, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил ПВУ, соблюдение требований 115-ФЗ по получению требований о финансово-хозяйственной деятельности, деловой репутации и хранению информации.
Также ювелирным компаниям нужно фиксировать информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, то есть сделкам по договору купли-продажи от 600 000 руб. О них и сомнительных операциях нужно также сообщать регулятору.
Компании также должны отслеживать среди всех своих клиентов, причем даже тех, кто не выполняет никакие операции, физические лица или организации, находящиеся в перечне экстремистов/террористов, и блокировать их денежные средства или иное имущество, если они обнаружены в этом списке.
Всю информацию нужно направлять в уполномоченный надзорный орган. Если при очередном обновлении перечня террористов/экстремистов у вас обнаружился клиент из этого списка, вы обязаны отправить об этом сообщение в Росфинмониторинг и заблокировать денежные средства и имущество клиента в течение трех дней.
Те же требования относятся к спискам оружия массового поражения. Это новые списки, которые публикуются на сайте Росфинмониторинга и приравниваются к спискам террористов/экстремистов. Их также нужно регулярно проверять.
Информационное письмо Росфинмониторинга от 06.02.2019 № 58сообщает, что все субъекты 115-ФЗ обязаны проводить сверку клиентов со списками оружия массового поражения и отправлять формализованные электронные сообщения в Росфинмониторинг с результатами этой проверки.
Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366 обязывает организации устанавливать дополнительные сведения в отношении лиц с повышенным уровнем риска. Если компания присвоила клиенту высокий уровень риска по итогам идентификации, у него нужно запросить дополнительные сведения.
У физических лиц нужно запросить:
- cведения о целях и предполагаемом характере деловых отношений, о финансовом положении и источниках происхождения денежных средств.
Источник происхождения денежных средств — новое понятие в российском законодательстве, но в европейских странах этот инструмент уже давно используется для выявления сомнительных операций. Если клиент сможет документально подтвердить, что его денежные средства легитимны, его операции можно считать относительно надежными.
У юридических лиц нужно запросить:
- сведения о финансово-хозяйственной деятельности и деловой репутации.
Информационное сообщение Росфинмониторинга от 15.02.2019 обращает внимание на то, что по итогам Приказа № 366 субъектам закона 115-ФЗ необходимо изменить ПВК, прописать требования, которые были указаны в Приказе № 366, и выложить обновленные ПВК в личный кабинет Росфинмониторинга.
Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59 объясняет, как именно субъекты должны разработать программу оценки рисков ОД/ФТ, оценить риски совершения клиентом операций, направленных на ОД/ФТ, до того, как он принят на обслуживание, оценить риски ОД/ФТ в ходе обслуживания клиента. Здесь нужно понять, стоит ли повысить или понизить риск, управлять рисками ОД/ФТ и информировать Росфинмониторинг о выявляемых рисках.
Регулятор хочет, чтобы компании заранее проверяли клиентов до приема на обслуживание, чтобы исключить вероятность сомнительных или незаконных операций уже после начала работы с ним. Потенциально полная доскональная проверка всех клиентов заблаговременно позволяет поддерживать клиентскую базу в идеальном состоянии и не сталкиваться с сомнительными операциями.
С 22 марта 2019 года все субъекты 115-ФЗ обязаны отчитываться по перечням экстремистов и террористов не раз в квартал, а еженедельно.
Закон об оскорблении власти может потенциально расширить список террористов/экстремистов за счет попадания туда авторов оскорбительных репостов. Если клиент попал в список экстремистов, нужно будет провести весь перечень мероприятий, которые требует Росфинмониторинг.
Перечни экстремистов/террористов обновляются в личном кабинете Росфинмониторинга каждую неделю. Субъекты закона 115-ФЗ должны раз в неделю скачивать перечень, сверять его с клиентской базой и в течение трех дней отчитываться в Росфинмониторинг о факте наличия или отсутствия среди своих клиентов лиц из данного перечня.
Штрафы за невыполнение требований 115-ФЗ
За неисполнение требований законодательства по ПОД/ФТ/ФРОМУ ст. 15.27 КоАП предусматривает определенные штрафные санкции.
- Невыполнение требований в части обеспечения внутреннего контроля (отсутствие тщательной идентификацию клиента, несвоевременное обновление данных). Это наиболее частая причина штрафов.
Размеры штрафов: от 10 000 до 30 000 руб. – для должностных лиц; от 50 000 до 100 000 руб. – для юридических лиц.
- Непредставление в Росфинмониторинг или другой надзорный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, или подозрительных операциях; представление недостоверных сведений.
Размеры штрафов: от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 200 000 до 400 000 руб. – для юридических лиц; административное приостановление деятельности до 60 суток.
Недостоверные сведения могут быть представлены из-за неполной идентификации клиента или несвоевременного обновления информации по клиенту. Даже если сообщение отправлено вовремя и в нем указаны все клиенты, но на момент отправки сообщения у клиента что-то изменилось в учредительных документах или в адресе, и отправлена устаревшая информация, будет назначен штраф.
Деятельность организаций чаще всего приостанавливают, когда у них неоднократно выявляют нарушения в течение года.
- Отсутствие блокировки или неприостановление операций с денежными средствами или иным имуществом среди клиентов с высоким уровнем риска.
Размеры штрафов: от 30 000 до 40 000 руб. – для должностных лиц; от 300 000 до 500 000 руб. – для юридических лиц; приостановлением деятельности до 60 суток.
Этот штраф можно получить, например, если компания не провела своевременную сверку своего клиента со списком террористов/экстремистов и совершила операцию с конкретным клиентом уже после обновления перечня, не заблокировала его денежные средства или имущество и продолжает работать с ним по заключенному ранее договору.
Судебная практика показывает, что по этому пункту суды не снижают штрафы, в отличие от двух предыдущих пунктов.
- Непредоставление сведений о случаях отказа от проведения операций.
Размер штрафов: от 30 000 до 40 000 руб. – на должностных лиц; от 300 000 до 500 000 руб. – на юридических лиц; административное приостановление деятельности до 60 суток в случае неоднократных нарушений в течение года.
- Непредставление информации в уполномоченный орган по запросу.
Размеры штрафов: от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 300 000 до 500 000 руб. – для юридических лиц; административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
- Препятствование проведению проверок и неисполнение предписания.
Размер штрафов: от 30 000 до 50 000 руб. – для должностных лиц; от 700 000 до 1 млн руб. – для должностных лиц; дисквалификация на срок от года до двух лет; административное приостановление деятельности до 90 суток или полный отзыв лицензии.
По последним двум пунктам штрафы встречаются редко.
Читайте также: Что делать при блокировке счета по 115-ФЗ: новая методичка от ЦБ для бизнеса
Как быстро проверять клиентов по 115-ФЗ
Чтобы удовлетворить требования Центробанка и Росфинмониторинга, компания должна быть готова высвободить временные и человеческие ресурсы и научиться собирать и своевременно обновлять информацию из разных источников.
Чтобы автоматизировать и ускорить проверку клиентов, СКБ Контур разработал интеграционное решение Контур.Призма, которое может автоматически проверять клиентов, учитывая все требования 115-ФЗ и его подзаконных актов.
Сервис обеспечивает правовое сопровождение клиентов, использует информацию из открытых источников, отслеживает все изменения в законодательстве и сразу же вводит их в сервис, а также позволяет быстрее обрабатывать информацию и защищает от ошибок по невнимательности и опечаток. Также возможно предоставление консультаций по написанию правил ПВК.
Контур.Призма позволяет проверять клиентов с помощью анкеты с использованием открытых и закрытых списков, включая Перечень террористов/экстремистов и оружия массового уничтоженияРосфинмониторинга, Перечень публичных должностных лиц, Перечень ОАО по Распоряжению Правительства № 91-Р, Перечень стратегических предприятий по Указу Президента РФ от 04.08.2004 № 1009, Cанкционные списки OFAC, ЕС, HM Treasury, SECO и Украины и Список Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.
Контур.Призма оценивает клиентов по более чем 60 критериям, включая идентификационные критерии, финансовое положение, деловую репутацию и связанные организации клиента, и сразу же позволяет понять, стоит ли с ним работать или нет. Можно сразу же отслеживать, из-за каких именно критериев клиент оказался в группе с высоким, средним или низким риском.
Как рассчитывать риск клиента
Чтобы провести полную идентификацию клиента и оценить его уровень риска, нужно в Контур.Призме ввести ОГРН или ИНН организации и выбрать модель проверки — например, 115-ФЗ для некредитных финансовых организаций.
Программа отслеживает нахождение клиентов в списках террористов, экстремистов, санкционных списках, таких как перечень публичных должностных лиц, санкционный список Евросоюза, санкционный список HM Treasury.
При определении уровня риска сервис:
- учитывает идентификационные факторы, деловую репутацию, связанные организации и факты хозяйственной деятельности, подтверждающие деловую репутацию клиента;
- отражает лицензии, уплаченные налоги и сборы, сведения о финансовом положении клиента, список всех руководителей и учредителей организации, конечных бенефициаров и всю идентификационную информацию (налоговый орган, дата образования, ОГРН, ИНН, уставный капитал, ОКВЭД и т.д.).
Физических лиц можно проверять через ФИО и проверку паспорта клиента на действительность. Отслеживать актуальность паспортов всех клиентов можно одним файлом, а также через нахождение в санкционных списках и списке террористов/экстремистов. Сотрудничество с клиентом с недействительным паспортом считается нарушением.
Модель проверки можно настроить самостоятельно с учетом критериев, которые важны для конкретной компании при приеме клиента на обслуживание. Настройку уровня риска клиентов можно протестировать в демодоступе.
Каждый четверг, когда в Росфинмониторинге обновляется список террористов/экстремистов, в систему можно загрузить файл со списком организаций и ИП или физических лиц в xlsx, txt или csv-форматах. Список не должен превышать 3 000 записей. Через несколько секунд можно увидеть, входят клиенты в этот список или нет.
Если клиент обнаружен в списке террористов и экстремистов и компания собирается принять его на обслуживание, ему нужно отказать. Если компания уже с ним работает, его нужно заблокировать и отправить информацию о нем в Росфинмониторинг.
Контур.Призма доступна в двух версиях:
- Веб-версия. Работает через браузер. Стоимость зависит от количества пользователей.
- API-версия. Интегрируется в информационную систему организации. Стоимость зависит от количества проверяемых клиентов.
Из программы скачивается и распечатывается отчет о клиенте. Документ можно показать регулятору, например, при выездной проверке, для обоснования того или иного присвоения уровня риска. Отчет также можно хранить в досье клиента в электронном виде.
Автор: Кристина Шперлик