Камеральная проверка по НДС. Отвечаем на требование о представлении пояснений
ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОЯСНЕНИЙ
Камеральная налоговая проверка деклараций по НДС проходит в три этапа. На первом этапе программное обеспечение налоговой службы осуществляет форматно-логический контроль декларации, в том числе проверяются контрольные соотношения между разделами декларации. Контрольные соотношения показателей декларации приведены в Письме ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@.
На втором этапе проверки программное обеспечение осуществляет проверку контрагентов налогоплательщика, то есть проверяет правомерность вычетов, отражённых в восьмом разделе декларации по НДС (данные из книги покупок).
Первые два этапа проверки проходят без участия налогового инспектора. При обнаружении несоответствий программа налоговой службы автоматически формирует требование о представлении пояснений (далее ‒Требование) и направляет его налогоплательщику в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее ‒ ТКС) через оператора электронного документооборота.
К Требованию прилагается перечень несоответствий и указывается код возможной ошибки. Коды ошибок приведены в Письме ФНС РФ от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.
Третий этап проведения камеральной проверки – истребование документов налоговым органом, осмотр помещений и территорий налогоплательщика, составление акта проверки при обнаружении налоговых правонарушений и т. п.
ЕСЛИ ТРЕБОВАНИЕ ПОСТУПИЛО…
Итак, налогоплательщику пришло требование о представлении пояснений. Что необходимо сделать?
- Передать налоговому органу квитанцию о приёме Требования в электронной форме по ТКС в течение шести рабочих дней со дня его отправки налоговым органом.
Напомним, что с 1 января 2015 года лица, которые обязаны представлять налоговую отчётность в электронном виде (а это все плательщики НДС и организации с численностью более 100 человек), обязаны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по ТКС документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий.
Если квитанция о приёмке требования о представлении пояснений и (или) документов или уведомления о вызове в налоговый орган не будет направлена в срок, налоговый орган вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке и его «электронные» денежные средства.
- Проверить правильность заполнения налоговой декларации, сверить запись, отражённую в налоговой декларации, со счётом-фактурой, обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчёта суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счёт-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), нужно проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счёта-фактуры, в том числе с учётом предыдущих кварталов.
Варианты взаимодействия налогоплательщика с налоговой инспекцией могут быть следующие:
а) если обнаружена ошибка, которая привела к занижению суммы налога к уплате, необходимо представить уточнённую декларацию по НДС и исправить ошибку. Пояснения в этом случае представлять не требуется;
б) если ошибки в декларации нет, об этом также необходимо уведомить налоговый орган путём представления пояснений;
в) если ошибка обнаружена, но она не повлияла на сумму НДС (например, при заполнении декларации налогоплательщик ошибся с указанием реквизитов счетов-фактур, по которым он заявил к вычету НДС), необходимо представить пояснения с указанием корректных данных.
- В течение пяти рабочих дней с даты получения Требования следует представить в налоговый орган пояснения либо уточнённую декларацию. Если этого не сделать, налоговый орган перейдёт к третьему этапу проверки – истребованию документов и др.
Датой получения Требования признаётся дата, указанная в квитанции о приёме Требования , то есть пятидневный срок для представления пояснений или уточнённой декларации начинает отсчитываться после направления «электронной» квитанции в налоговый орган.
Пояснения могут быть представлены в свободной форме на бумажном носителе либо в электронном виде по ТКС. Рекомендуемую форму ответа на Требование налогоплательщик, как правило, получает автоматически вместе с требованием о представлении пояснений. Порядок заполнения рекомендованной формы размещён на официальном сайте ФНС РФ. Рекомендуемые формы ответа также приведены в приложении 2.11 Рекомендаций по проведению камеральных налоговых проверок, направленных Письмом ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.
Так, например, если налогоплательщик обнаружил, что указал неверно номер счёта-фактуры в разделе 8 декларации (вместо № 180 указано № 170), в ответе на Требование ему следует оформить пояснение. Для этого можно заполнить таблицу 2 раздела 8 рекомендуемой формы (таблица 1). В первой строке таблицы 2 «Расхождения» необходимо повторить неправильную запись из декларации (её берут из требования налогового органа о представлении пояснений), а во второй строке «Пояснения» заполняют только ту графу, в которой допущена ошибка. В нашем примере в графе 020 по строке «Пояснения» следует указать правильный номер счёта-фактуры, а остальные графы этой строки оставить незаполненными.
N П/П СТРОКИ, В КОТОРОЙ ВЫЯВЛЕНО РАСХОЖДЕНИЕ |
А (005) |
158 |
|
ТИП ИНФОРМАЦИИ |
Б |
РАСХОЖДЕНИЕ |
ПОЯСНЕНИЕ |
КОД ВИДА ОПЕРАЦИИ |
010 |
01 |
|
НОМЕР СЧЁТА-ФАКТУРЫ ПРОДАВЦА |
020 |
170 |
180 |
ДАТА СЧЁТА-ФАКТУРЫ ПРОДАВЦА |
030 |
15.12.2015 |
|
НОМЕР ИСПРАВЛЕНИЯ СЧЁТА-ФАКТУРЫ ПРОДАВЦА |
040 |
|
|
ДАТА ИСПРАВЛЕНИЯ СЧЁТА-ФАКТУРЫ ПРОДАВЦА |
050 |
|
|
НОМЕР КОРРЕКТИРОВОЧНОГО СЧЕТА-ФАКТУРЫ ПРОДАВЦА |
060 |
|
|
ДАТА КОРРЕКТИРОВОЧНОГО СЧЁТА-ФАКТУРЫ ПРОДАВЦА |
070 |
|
|
НОМЕР ИСПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКТИРОВОЧНОГО СЧЁТА-ФАКТУРЫ ПРОДАВЦА |
080 |
|
|
ДАТА ИСПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКТИРОВОЧНОГО СЧЁТА-ФАКТУРЫ ПРОДАВЦА |
090 |
|
|
НОМЕР ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО УПЛАТУ НАЛОГА |
100 |
|
|
ДАТА ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО УПЛАТУ НАЛОГА |
110 |
|
|
ДАТА ПРИНЯТИЯ НА УЧЕТ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ |
120 |
15.12.2015 |
|
ИНН ПРОДАВЦА |
130 |
7728769363 |
|
СВЕДЕНИЯ О ПОСРЕДНИКЕ (КОМИССИОНЕРЕ, АГЕНТЕ, ЭКСПЕДИТОРЕ, ЗАСТРОЙЩИКЕ) / ИНН ПОСРЕДНИКА |
140 |
|
|
НОМЕР ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ |
150 |
|
|
КОД ВАЛЮТЫ ПО ОКВ |
160 |
|
|
СТОИМОСТЬ ПОКУПОК ПО СЧЁТУ-ФАКТУРЕ, РАЗНИЦА СТОИМОСТИ ПО КОРРЕКТИРОВОЧНОМУ СЧЁТУ-ФАКТУРЕ (ВКЛЮЧАЯ НАЛОГ), В ВАЛЮТЕ СЧЁТА-ФАКТУРЫ |
170 |
118000,00 |
|
СУММА НАЛОГА ПО СЧЁТУ-ФАКТУРЕ, РАЗНИЦА СУММЫ НАЛОГА ПО КОРРЕКТИРОВОЧНОМУ СЧЁТУ-ФАКТУРЕ, ПРИНИМАЕМАЯ К ВЫЧЕТУ, В РУБ. И КОП. (СТР. 180) |
180 |
18000,00 |
|
Ответ, составленный по рекомендуемой форме в установленном формате, можно отправить по ТКС с применением описи документов, утверждённой Приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@. Большинство бухгалтерских программ, в том числе программа «1С» позволяет сформировать и отправить такое электронное пояснение.
Вместе с пояснениями можно дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, указанных в декларации. Например, можно приложить копию счёта-фактуры, при регистрации которого обнаружены расхождения.
ФНС России в Письме от 23.11.2015 № ЕД-4-2/20421 разъяснила, что налогоплательщик вправе направить в налоговый орган скан-образы документов. Но сканировать можно не любые документы, а только те, которые перечислены в Приказе налогового ведомства от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@, утверждающем формат описи документов, направляемых в налоговый орган. В частности, в этот перечень включены сканы счетов-фактур и договоров, акты приёмки-сдачи работ, спецификация, товарная накладная и др. Электронные документы, направляемые в налоговые органы, подписываются электронной цифровой подписью налогоплательщика. Поэтому сканируемые документы не нужно предварительно заверять печатью и подписью. Также в электронном виде можно направить «электронные» документы, если они составлены по форматам, установленным ФНС РФ. Все остальные документы следует представлять «на бумаге» в виде заверенных копий.
Обратите внимание! В ситуации, когда налогоплательщик совершил ошибку, не влияющую на сумму НДС, указанную в декларации, ФНС РФ рекомендует помимо пояснений также представить и уточнённую декларацию по НДС. Но налогоплательщик не обязан это делать. По мнению автора, рекомендации налоговой службы относятся к случаям, когда при заполнении декларации ошибку в реквизитах счетов-фактур сделал продавец или комиссионер (агент), выставляющий счета-фактуры.
Дело в том, что при проведении камеральных проверок требования о представлении пояснений сначала направляют покупателю, который заявил к вычету НДС по «неправильному» счёту-фактуре, а уже затем выясняют у продавца (комиссионера или агента), почему реквизиты выставленного счёта-фактуры, указанные в его декларации, не соответствуют счёту-фактуре, предъявленному покупателем. Поэтому, чтобы не подвести своих Клиентов, продавцам и посредникам ошибки в разделах 9 и 10 декларации по НДС (в них указывают данные из книги продаж и журнала выставленных счетов-фактур) следует исправить.