Ключевая ставка ЦБ выросла до 17%. Обзор законодательства от 22 декабря 2014: Россия и Петербург
Главные новости:
- Ключевая ставка Центробанка выросла до 17% годовых.
- Для Санкт-Петербурга определен размер минимальной заработной платы на 2015 год.
- В Таможенном союзе принят техрегламент на табачную продукцию.
- Закупки отдельными юрлицами с участием субъектов малого и среднего предпринимательства: особенности, требования.
- Представление сведений квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде и уведомления об отказе в таком приеме: новые форматы.
- Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (с 1 сентября) в Ленинградской области: типовые формы.
- Услуги телефонной связи: новые правила оказания.
- Как гражданину сообщить в налоговую о наличии у него недвижимости и (или) транспортного средства?
Мониторинг федерального законодательства от 22.12.2014
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Информация Министерства экономического развития РФ от 11 декабря 2014 г. "О средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 30 ноября 2014 г."
НДПИ: о средних ценах на углеводородное сырье, добытое на новом морском месторождении в прошлом месяце.
В НК РФ вносились изменения в части определения стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении. Это необходимо в целях расчета НДПИ.
Правительство РФ устанавливает порядок расчета средних за истекший налоговый период цен соответствующих видов сырья с учетом региона добычи и перечня мировых рынков в зависимости от первого.
Средние цены ежемесячно не позднее 15 числа следующего месяца доводятся через официальные источники информации. Если такие сведения отсутствуют, то среднюю за истекший налоговый период цену рассчитывает плательщик по определенным правилам.
На период с 1 по 30 ноября 2014 г. приводятся цены на определенные виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении.
Так, средняя цена на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную составляет 576,12 долл. США за 1 т (для месторождений, расположенных на 50% и более своей площади в Азовском и Черном морях, а также в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря (Argus Urals cif MED (80 000 t); RIC: L2URALSMED=ARG)). В октябре 2014 г. она равнялась 632,74 долл. США за 1 т.
Средняя цена на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений, - 630,92 долл. США за 1 т (в предыдущем месяце - 696,16). Средняя оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок не изменилась (3 770,01 руб. за тыс. куб. м).
__________
Приказ Федеральной налоговой службы от 12 ноября 2014 г. N ММВ-7-11/578@ "Об утверждении формы и формата представления сведений о маломерных судах и об их владельцах, а также порядка заполнения формы и о внесении изменений в приказ ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@"
Сведения о маломерных судах будут представлять налоговикам по отдельной форме.
Установлена отдельная форма представления в налоговые органы сведений о маломерных судах и об их владельцах. Приведен порядок ее заполнения.
Ранее применялась общая форма Т "Сведения о факте регистрации транспортного средства и о его владельце".
Данные о маломерных судах и об их владельцах представляют органы, занимающиеся госрегистрацией маломерных судов.
Информация подается в течение 10 дней после соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля по состоянию на 1 января текущего года.
Установлен электронный формат представления указанных сведений.
Приказ вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем через 1 месяц со дня его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2014 г. Регистрационный N 35107.
__________
Приказ Федеральной налоговой службы от 26 ноября 2014 г. N ММВ-7-11/598 "Об утверждении формы и формата представления сообщения о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также порядка заполнения формы и порядка представления сообщения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи"
Как гражданину сообщить в налоговую о наличии у него недвижимости и (или) транспортного средства?
Согласно НК РФ физлицо обязано сообщить о наличии у него недвижимости и (или) транспорта, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения данного имущества. Это нужно сделать однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов за период владения ими.
Утверждены форма и электронный формат указанного сообщения. Установлен порядок его заполнения и представления.
Сообщения могут быть поданы в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
В последнем случае сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью физлица (его представителя).
К сообщениям прикладываются копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимости и (или) документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств.
Приказ вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 декабря 2014 г. Регистрационный N 35089.
__________
Приказ Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2014 г. N ММВ-7-6/642@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/534@"
Представление сведений квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде и уведомления об отказе в таком приеме: новые форматы.
Начиная с налогового периода за I квартал 2015 г. в декларацию по НДС включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж. При осуществлении посреднической деятельности в расчете отражаются данные из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении такой деятельности. В целях реализации данных изменений ФНС России разработаны новая форма декларации по НДС и порядок ее заполнения.
В связи с изложенным скорректирован Приказ ФНС России об утверждении форматов, используемых в электронном документообороте при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (на основе XML) (версия 5).
В новой редакции изложены форматы представления сведений квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде и уведомления об отказе в таком приеме.
Отметим, что формы квитанции и уведомления не менялись.
Новые редакции применяются с 01.01.2015.
__________
Письмо Федеральной налоговой службы от 16 декабря 2014 г. N ГД-4-3/26059@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за ноябрь 2014 года"
Расчет НДПИ в отношении нефти: данные за ноябрь 2014 г.
Приведены данные, применяемые для расчета НДПИ в отношении нефти, за ноябрь 2014 г.
При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 78,32 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 45,9143 значение Кц определено как 11,1391 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 11,1456).
Напомним, что ставка НДПИ в отношении нефти рассчитывается исходя из базовой (с 1 января по 31 декабря 2014 г. включительно она составляет 493 руб. за 1 т) с применением ряда коэффициентов. В их числе - коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц).
Данные, применяемые для расчета НДПИ за октябрь 2014 г., приведены в письме ФНС России от 17 ноября 2014 г. N ГД-4-3/23728@.
__________
Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. N 1339 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005"
Контрактная система: каким еще требованиям должна отвечать банковская гарантия?
Вводятся дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе.
Ранее предусматривалось одно - она должна быть составлена на бумажном носителе или в форме электронного документа с учетом определенных законодательством требований.
Теперь банковская гарантия в т. ч. должна предусматривать право заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспеченных обязательств. Следует отразить условие о том, что расходы по перечислению гарантом средств несет последний.
Нельзя включать требование о предоставлении заказчиком гаранту отчета об исполнении контракта.
Все листы банковской гарантии должны быть пронумерованы, прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта (при оформлении в письменном виде).
Уточнены правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий.
__________
Указание Банка России от 2 декабря 2014 г. N3466-У "О порядке определения наличия оснований, предусмотренных пунктами 5 и 6 части второй статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", для отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций"
Факт снижения размера капитала банка ниже установленного определяют по новым правилам.
С 1 января 2012 г. минимальный размер собственных средств (капитала) кредитных организаций повышен до 300 млн руб. Банки должны довести свой капитал до указанного размера к 1 января 2015 г.
Недостижение банком установленного размера капитала или снижение его величины ниже указанной является основанием для отзыва лицензии на банковские операции. Установлен новый порядок определения указанных оснований.
Приведены требования к сведениям и документам, подтверждающим факт недостижения банком размера собственных средств (капитала) или снижения их величины ниже установленного размера.
Указанные факты должны подтверждаться данными отчетности банка по форме 0409123 "Расчет собственных средств (капитала) ("Базель III").
Указание вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 декабря 2014 г. Регистрационный N 35133.
__________
Указание Банка России от 30 ноября 2014 г. N 3461-У "О составе отчетности страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, об иных документах и информации, направляемых Банком России в государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов", и сроках их направления"
О передаче ЦБ РФ в Агентство по страхованию вкладов данных по НПФ.
Определены состав отчетности НПФ, осуществляющих деятельность по ОПС, поставленных на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц, а также иные документы и информация, направляемые ЦБ РФ в Агентство по страхованию вкладов.
В отчетность входят бухгалтерский баланс НПФ (форма N 1-НПФ) и пояснительная записка к ней, отчеты о формировании средств пенсионных накоплений (форма 1) и о застрахованных лицах и их правопреемниках (форма 5).
Баланс и записка за I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года подаются не позднее 75 дней после окончания отчетного периода, за календарный год - не позднее 135 дней после окончания года, за который отчетность составлена.
Отчеты за I, II и III кварталы календарного года подаются не позднее 75 дней после окончания отчетного периода, за IV квартал - не позднее 90 дней после окончания отчетного периода.
Иные документы и информация представляются в течение 15 дней с даты получения запроса Агентства, но не ранее чем через 15 дней со дня поступления в ЦБ РФ таких документов и информации.
Указание подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и вступает в силу с 01.01.2015.
__________
Информация Банка России от 16 декабря 2014 г. "О ключевой ставке Банка России и других мерах Банка России"
Ключевая ставка выросла до 17% годовых.
С 16 декабря 2014 г. решено повысить ключевую ставку с 10,5% до 17% годовых. Это обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски.
Соответственно, на 6,5 п. п. увеличены процентные ставки по операциям Банка России.
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами, на срок от 2 до 549 дней с 16 декабря 2014 г. будут предоставляться по плавающей процентной ставке, установленной на уровне ключевой ставки Банка России, увеличенной на 1,75 п. п. Ранее данные кредиты на срок от 2 до 90 дней выдавались по фиксированной ставке.
Кроме того, чтобы расширить возможности кредитных организаций по управлению собственной валютной ликвидностью, решено увеличить максимальный объем предоставления средств на аукционах РЕПО в иностранной валюте на срок 28 дней с 1,5 млрд до 5 млрд долл. США, а также о проведении аналогичных операций на срок 12 месяцев на еженедельной основе.
__________
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2014 г. N 105 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов железнодорожных вагонов несамоходных"
На какие ж/д вагоны временно установлена нулевая ставка ввозной пошлины?
По 31.08.2016 включительно установлены нулевые ставки ввозных пошлин на вагоны железнодорожные пассажирские, включая вагоны-рестораны, вагоны-буфеты, имеющие 1 колесный блок с 2 независимо вращающимися колесами, предназначенные для движения с максимальной эксплуатационной скоростью не менее 200 км/час. Данный товар вынесен в отдельную подсубпозицию 8605 00 000 5.
Кроме того, на этот же срок вводится нулевая ставка пошлины в отношении вагонов железнодорожных технического обеспечения пассажирского поезда, оборудованных помимо прочего дизель-генераторной установкой, аккумуляторными батареями, компрессорной установкой, имеющих не более 2 колесных блоков с 2 независимо вращающимися колесами в каждом, предназначенных для движения с максимальной эксплуатационной скоростью не менее 200 км/час (новый код ТН ВЭД ТС - 8605 00 000 6).
Ранее импорт указанных товаров облагался по ставке 10% от таможенной стоимости.
Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.
__________
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Закупки отдельными юрлицами с участием субъектов малого и среднего предпринимательства: особенности, требования.
Устанавливаются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц. Напомним, что к последним относятся в т. ч. госкомпании, субъекты естественных монополий, госкорпорации, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Годовой объем закупок у субъектов - не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом годовой объем прямых договоров, оформленных по результатам специальных процедур, должен составлять не менее 10%.
Урегулирован порядок расчета объема закупок, форма годового отчета и требования к его содержанию.
Определены особенности закупок, в которых участвуют только субъекты малого и среднего предпринимательства. Речь также идет о случаях, когда они выступают в качестве субподрядчиков (соисполнителей).
Постановление распространяется на отдельные виды юрлиц, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд руб., с 1 июля 2015 г., в отношении остальных - с 1 января 2016 г.
__________
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. N 107 "О техническом регламенте Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию"
В Таможенном союзе принят техрегламент на табачную продукцию.
Разработан техрегламент Таможенного союза на табачную продукцию (ТР ТС 035/2014). Цель - защитить жизнь и здоровье человека, окружающую среду, предупредить действия, вводящие в заблуждение потребителей относительно назначения и безопасности такой продукции.
Регламент распространяется на табачную продукцию, выпускаемую в обращение на таможенной территории ТС, за рядом исключений. В их числе некурительные табачные изделия. Планируется подготовить международный договор о запрете производства, ввоза и обращения этих изделий на территории ТС.
Установлено, как проводится идентификация табачной продукции, кто этим занимается.
Определены правила обращения данной продукции на рынке государств - членов ТС.
Установлены требования к табачной продукции, информации (маркировке) на ее потребительской упаковке, а также формы, схемы и процедуры оценки соответствия табачных изделий. Так, последняя производится в формах госконтроля (надзора) и подтверждения соответствия. Перед выпуском в обращение на рынок стран ТС табачная продукция подлежит подтверждению соответствия в виде декларирования соответствия по одной из установленных схем (для сигарет и иных видов табачной продукции).
Продукция, прошедшая оценку соответствия требованиям данного и других регламентов ТС, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке ТС.
Приведен перечень веществ, которые нельзя использовать в качестве ингредиентов при изготовлении табачной продукции.
Регламент вступает в силу с 15 мая 2016 г.
__________
Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1301 "Об утверждении Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней"
Представляем информацию в единую систему учета древесины.
В России создается Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней. Прописан порядок представления сведений в систему.
Информация направляется органами госвласти и местного самоуправления, уполномоченными предоставлять лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и заключать договоры купли-продажи лесных насаждений. Также данные в систему передают юрлица, индивидуальные предприниматели и оператор системы.
Определены состав направляемых сведений и сроки их представления. В частности, юрлица и ИП передают в систему информацию о маркировке древесины не позднее 1 дня до ее вывоза из страны.
Все данные представляются в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью. Установлены формы подачи информации.
Юрлица, ИП и оператор направляют сведения через официальный сайт системы. Органы госвласти и местного самоуправления используют сайт или иные государственные информационные системы.
Регламентирован порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в системе, и исправления технических ошибок.
__________
Приказ Министерства энергетики РФ от 18 июля 2014 г. N 441 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью совета рынка"
Новый порядок исполнения Минэнерго России госфункции по регулированию деятельности совета рынка.
Разработан новый Административный регламент исполнения Минэнерго России госфункции по регулированию деятельности совета рынка.
Как и ранее, предметом контроля является соблюдение последним требований законодательства в сфере электроэнергетики.
Результатами исполнения госфункции являются: наложение вето на решение общего собрания членов или наблюдательного совета объекта контроля; направление в органы управления вопросов, обязательных для рассмотрения и подлежащих включению в повестку заседания очередного или внеочередного собрания или заседания; принятие решения по обязательному для рассмотрения и направленному в органы управления вопросу, если в течение 45 календарных дней решение по нему не было принято.
Изменены сроки выполнения отдельных этапов госфункции. Так, решение о наложении вето теперь принимается не позднее 10 календарных дней с даты принятия решения органом управления объекта контроля.
Пересмотрены состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий).
Обновлен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Минэнерго России, а также его должностных лиц.
Прежний регламент признан утратившим силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 декабря 2014 г. Регистрационный N 35111.
__________
Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. N 400 "Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования"
Как должно проводиться энергетическое обследование?
Установлены требования к проведению энергетического обследования.
Обследование проводится, чтобы получить данные об объеме используемых энергоресурсов, определить потенциал энергосбережения и повышения энергоэффективности, разработать перечень соответствующих мероприятий. Для ряда организаций такое обследование обязательно.
Обследование могут проводить только энергоаудиторы - лица, являющиеся членами СРО в области энергетического обследования.
Для проведения обследования с заказчиком заключается договор. Обследование включает сбор информации об объекте, его визуальный осмотр и инструментальное обследование, обработку и анализ полученных сведений.
По результатам обследования составляется отчет, а также готовится энергетический паспорт. Установлены требования к их разработке, составлению и заполнению. Приведен новый рекомендуемый образец энергетического паспорта.
СРО в области энергетического обследования обязана не реже 1 раза в 3 месяца направлять в Минэнерго России заверенные копии энергетических паспортов, составленных членами этой СРО по результатам проведенных ими обязательных энергетических обследований за указанный период. Обновлены правила направления таких копий. Так, все документы, представляемые в электронном виде, должны быть скреплены квалифицированной электронной подписью. Кроме того, документы можно разместить в ГИС "Энергоэффективность" через личный кабинет СРО.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 декабря 2014 г. Регистрационный N 35079.
__________
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 октября 2014 г. N 1299 "Об утверждении форм свидетельств о государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и о государственной регистрации продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы"
Свидетельства о госрегистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и продукции с их содержанием: формы.
В нашей стране генно-инженерно-модифицированные организмы, предназначенные для выпуска в окружающую среду, подлежат госрегистрации. Речь также идет о продукции, полученной с применением таких организмов или их содержащей.
Заинтересованным лицам выдаются соответствующие свидетельства. Утверждены их формы.
Например, в свидетельстве о госрегистрации организмов указываются в т. ч. разрешенный вид (виды) их использования, специальные условия применения.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2014 г. Регистрационный N 35092.
__________
Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи"
Услуги телефонной связи: новые правила оказания.
Обновлены правила оказания услуг телефонной связи.
Они регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования. Также речь идет об оказании услуг подвижной радиосвязи, подвижной радиотелефонной связи и подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования.
Введена единая терминология. Уточнена процедура переноса абонентских номеров операторами подвижной радиотелефонной связи. Так, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в этом. Скорректированы правила перенесения абонентских номеров абонентами-заказчиками, осуществляющими закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также отдельными видами юрлиц.
Регламентированы процедуры заключения, исполнения, изменения и расторжения договора об оказании услуг связи.
Установлен порядок расчетов за оказанные услуги связи.
Часть положений посвящена предъявлению и рассмотрению жалоб и претензий.
Прежние правила оказания услуг телефонной и подвижной связи (с учетом вносимых изменений) признаны утратившими силу.
Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после даты его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
__________
Основы государственно-правового устройства
Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1348 "О внесении изменений в пункт 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"
Копии актов федеральных органов исполнительной власти будут размещаться на портале правовой информации.
Внесены поправки в правила подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их госрегистрации. Они разработаны в связи с изменениями в Указ Президента РФ о порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов власти.
После госрегистрации Минюст России будет направлять электронные копии (образы) актов для размещения (опубликования) на портале правовой информации. В них должны быть указаны данные о госрегистрации.
Акты, признанные Министерством не нуждающимися в госрегистрации, также будут размещаться на портале. Данное правило начнет действовать с 1 января 2016 г.
Постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.
__________
Выборы, избирательная система, референдум
Постановление Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2014 г. N 33-П "По делу о проверке конституционности ряда положений пунктов 17 и 18 статьи 71 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и частей 3 и 4 статьи 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.В. Гончарова"
Конституционный Суд РФ постановил пересмотреть порядок замещения вакантного депутатского мандата в Госдуме.
Оспаривалась конституционность отдельных положений избирательного законодательства, касающихся замещения вакантных депутатских мандатов.
По мнению заявителя, в силу своей неопределенности нормы позволяют передавать вакантный мандат депутата Государственной Думы РФ тому, кто, получив такой мандат, впоследствии сложил с себя депутатские полномочия.
Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам.
Оспариваемые нормы не предусматривают исключение лица, получившего депутатский мандат, из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ, допущенного к распределению депутатских мандатов. При этом они позволяют передавать вакантный депутатский мандат лицу, ранее получившему мандат, а затем добровольно прекратившему исполнение депутатских полномочий досрочно. В результате зарегистрированный кандидат, входящий в состав федерального списка и не получавший мандат депутата Государственной Думы РФ, лишается возможности реализовать в порядке очередности право на замещение депутатского мандата. В указанном аспекте нормы не соответствуют Конституции РФ.
В то же время за политической партией сохраняется право при распределении вакантных мандатов отступить от очередности расположения зарегистрированных кандидатов в федеральном списке с учетом обстоятельств, возникших (открывшихся) после выборов, которые могли повлиять на ее решение о выдвижении конкретного лица в качестве кандидата в депутаты в составе выдвинутого ею списка. В таком решении должны указываться конкретные обстоятельства, в связи с которыми руководящий орган партии отступил от очередности расположения кандидатов в списке, что может быть проверено по существу в судебном порядке.
Федеральному законодателю надлежит пересмотреть порядок распределения вакантных депутатских мандатов в случае досрочного прекращения полномочий депутатов Государственной Думы РФ.
Региональные законы, основанные на нормах, признанных неконституционными, либо воспроизводящие их или содержащие такие же положения, какие были признаны неконституционными, подлежат отмене.
__________
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1351 "О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей"
О компенсации пенсионерам расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера.
Утверждены Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, находящимся на их иждивении.
Расходы компенсируются лицам, не работающим по трудовым договорам, не получающим вознаграждений по гражданско-правовым договорам, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат ОПС.
Членами семьи признаются нетрудоспособные супруг (супруга), а также дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет, дети, братья, сестры и внуки, обучающиеся очно по основным образовательным программам, до окончания обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет, или дети, братья, сестры и внуки старше этого возраста, если они до достижения 18 лет стали инвалидами, проживающие с пенсионером и находящиеся на его полном содержании или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Братья, сестры и внуки признаются членами семьи, если они не имеют трудоспособных родителей.
Компенсируются стоимость проезда, а также провоза багажа весом не более 1 т на каждого, но не более 5 т на семью.
Разъяснения о применении правил будет давать Минтруд России.
Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 16.05.2013.
Постановление Правительства РФ о компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признано утратившим силу.
__________
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 ноября 2014 г. N 1442 "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 839"
Уточнен Порядок приема на обучение по программам высшего образования на 2015/16 учебный год.
Скорректирован Порядок приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры на 2015/16 учебный год.
По решению вуза баллы за некоторые индивидуальные достижения могут не начисляться. Поправки относят к ним оценку вуза за итоговое сочинение в выпускных классах.
04.08.2015 лица, зачисленные на первом этапе, исключаются из конкурсного списка, в соответствии с которым они зачислены.
Уточнено, что в случае, предусмотренном правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно, они также исключаются из конкурсных списков, поступление в соответствии с которыми является для них менее приоритетным.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 декабря 2014 г. Регистрационный N 35086.
__________
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 5 декабря 2014 г. N 10-761
О проверке выпускных сочинений и изложений в школах.
Сообщается, что если обучающийся по программам среднего общего образования получил незачет за итоговое сочинение (изложение), то он вправе подать заявление на проверку сданного им повторно итогового сочинения (изложения) комиссией другой образовательной организации в дополнительные сроки (4 февраля и 6 мая 2015 г.).
Порядок подачи заявления определяется органами власти региона в сфере образования. Они же отвечают за организацию проверки сочинения (изложения) в дополнительные сроки.
__________
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 2014 г. N 32-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 159.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа"
Конституционный Суд РФ счел наказание за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности несоразмерно мягким.
В УК РФ наряду с общим составом мошенничества (ст. 159) есть нормы, дифференцирующие уголовную ответственность за него по сферам экономической деятельности. Заявитель просил проверить конституционность одной из таких специальных норм - ст. 159.4 УК РФ (мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности).
Конституционный Суд РФ, рассмотрев запрос, пришел к следующим выводам.
Указанный специальный состав предполагает наличие у субъекта преступления прямого умысла на совершение мошенничества. Наказание по ст. 159.4 УК РФ различается в зависимости от стоимости похищенного. Оспариваемая норма направлена на защиту отношений собственности и стимулирование законной предпринимательской деятельности. В данном аспекте она соответствует Конституции РФ.
Между тем крупный и особо крупный размеры мошенничества по ст. 159 и ст. 159.4 существенно различаются. В первом случае - более 250 тыс. руб. (крупный) и более 1 млн руб. (особо крупный). Во втором случае - более 1,5 млн и более 6 млн руб. соответственно. В ст. 159.4 отсутствуют такие квалифицирующие признаки, предусмотренные ст. 159, как совершение мошенничества группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием служебного положения, организованной группой, или мошенничество, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение. Поэтому даже при наличии таких признаков мошенничество в сфере предпринимательской деятельности не влечет повышенную ответственность.
Максимальное наказание по ст. 159.4 УК РФ - лишение свободы на срок до 5 лет (ч. 3 данной статьи). Оно может назначаться за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, совершенное в особо крупном размере (более 6 млн руб.). Такое деяние признается преступлением средней тяжести. В то время как общая норма предусматривает за мошенничество, совершенное в особо крупном размере (более 250 тыс. руб.), лишение свободы на срок до 10 лет (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Данное преступление относится к категории тяжких. В указанном аспекте оспариваемая норма признается неконституционной.
Конституционный Суд РФ счел, что наказание за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, совершенное в особо крупном размере, несоразмерно его общественной опасности.
Законодателю надлежит внести поправки, чтобы устранить выявленные неконституционные аспекты. На это дается 6 месяцев. Если по истечении данного срока изменения не будут внесены, ст. 159.4 УК РФ утрачивают силу. При этом не исключается правомочие законодателя устанавливать специальные составы мошенничества в тех или иных сферах предпринимательской деятельности. Необходимо только, чтобы уголовно-правовые и иные последствия совершенного преступного деяния были соразмерны его тяжести.
__________
Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2014 г. N 31-П "По делу о проверке конституционности частей шестой и седьмой статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Глория"
Нормы об аресте денег на банковских счетах в рамках уголовных дел требуется доработать!
Предметом проверки стали нормы о наложении ареста на имущество в рамках уголовного дела.
Такой арест может быть наложен в т. ч. для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска.
Если речь идет о деньгах на банковском счете, то при наложении ареста операции по данному счету прекращаются полностью или частично в пределах арестованной суммы.
По мнению заявителя, положения неконституционны.
Причина - нормы ставят в неравное положение потерпевших в уголовных делах в зависимости от того, являлись предметом преступления наличные деньги или средства на счетах.
Дело в том, что закон закрепляет возможность передать арестованную сумму на хранение их собственнику или другому лицу, если это наличные деньги.
В отношении денег на счетах такая возможность законом не предусмотрена.
В итоге в случае приостановления производства по делу из-за неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, потерпевший лишается на неопределенный срок возможности не только использовать данные деньги, но и возместить убытки, понесенные в связи с этим (банк за такое время не начисляет проценты).
КС РФ пришел к следующим выводам.
Нормы конституционны в той мере, в какой предусматривают различный механизм обеспечения сохранности при аресте денег наличных и тех, что размещены на счетах.
Такая дифференциация обусловлена различной - материальной и нематериальной - природой этих объектов гражданских прав.
Между тем нормы неконституционны в ином аспекте.
Они являются таковыми в той мере, в какой не гарантируют эффективную защиту прав и интересов потерпевшего - гражданского истца по уголовному делу (в рамках которого его похищенные деньги, находящиеся на счетах иных лиц, были арестованы).
Имеется в виду упомянутый случай, когда предварительное расследование по делу было приостановлено на неопределенно длительный срок из-за неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Законодатель должен внести в УПК РФ необходимые изменения с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и интересов подобных потерпевших.
До принятия таких поправок нужно учитывать следующее.
В указанных случаях арестованные безналичные деньги могут быть переданы на хранение на депозитный счет территориального органа Федерального казначейства.
Если же обстоятельства уголовного дела позволяют, то нет препятствий для того, чтобы снять арест с таких денег, а также разрешить спор об их принадлежности (в порядке гражданского судопроизводства по иску указанного потерпевшего).
__________
Мониторинг законодательства Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2014
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2015 год от 1 декабря 2014 г.
Для Санкт-Петербурга определен размер минимальной заработной платы на 2015 год.
Принято Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2015 год, сторонами которого выступают Правительство СПб, общественная организация "Межрегиональное Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединение организаций профессиональных союзов "Ленинградская Федерация профсоюзов", региональное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга".
Согласно соглашению, с 1 января 2015 года размер минимальной заработной платы по городу составит 9 445 рублей без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
Уточнено, что месячная заработная плата работника, работающего на территории СПб и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, заключившим соглашение или присоединившимся к нему, не может быть ниже указанного размера, при условии что работник полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда.
Соглашение распространяется на юридических лиц, ИП без образования юридического лица, осуществляющих деятельность на территории СПб, заключивших соглашение или присоединившихся к нему, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Соглашение вступает в силу после его подписания сторонами, распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2015 года, и действует до 31 декабря 2015 года.
__________
Постановление Правительства Ленинградской области от 2 декабря 2014 г. N 560 "Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания"
Каким образом осуществляется контроль в сфере социального обслуживания на территории Ленинградской области?
В соответствии с федеральным законодательством утвержден порядок организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
Определены цели регионального контроля - предупреждение, выявление и пресечение нарушений поставщиками социальных услуг и их должностными лицами требований в сфере социального обслуживания посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных федеральным законодательством мер по пресечению и/или устранению выявленных нарушений, а также систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении поставщиками социальных услуг своей деятельности.
Уполномоченный орган организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки.
Постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
__________
Основы государственно-правового устройства
Приказ Управления записи актов гражданского состояния Ленинградской области от 10 декабря 2014 г. N 5 "Об утверждении Административного регламента управления записи актов гражданского состояния Ленинградской области"
Об организации деятельности управления ЗАГС Ленинградской области.
Регламент устанавливает общие правила организации деятельности управления ЗАГС по реализации его полномочий и взаимодействия с органами исполнительной власти ЛО.
Структура управления ЗАГС включает в себя руководство (начальник управления и заместитель начальника управления), структурные подразделения по основным направлениям деятельности - секторы, консультант-юрист, главный специалист. Определены основные полномочия руководства.
Указаны перечень госуслуг, предоставляемых управлением (по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу; по выдаче документов, подтверждающих факт госрегистрации актов гражданского состояния), и перечень госфункций (по проведению проверок исполнения ОМСУ ЛО отдельных полномочий в сфере госрегистрации актов гражданского состояния; по формированию и хранению книг государственной регистрации актов гражданского состояния, собранных из вторых экземпляров записей актов гражданского состояния).
Детально прописаны процедуры планирования и организации деятельности управления, подготовки и оформления решений, исполнения поручений, подготовки и принятия НПА, подготовки и рассмотрения проектов актов, которые вносятся в Правительство ЛО.
Отдельно оговорены вопросы законопроектной деятельности и порядка участия в деятельности Законодательного собрания, взаимодействия с органами судебной власти, организации работы с обращениями граждан.
__________
Лицензирование отдельных видов деятельности
Приказ Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 28 ноября 2014 г. N 11 "Об утверждении типовых форм документов по вопросам лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами"
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Ленинградской области: типовые формы.
Как известно, с 1 сентября 2014 года введено лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами. Одно из требований - наличие у соискателя квалификационного аттестата, который выдается по итогам специального экзамена.
Приказом утверждены типовые формы документов по данному вопросу: заявление претендента на получение квалификационного аттестата о допуске к квалификационному экзамену, регистрационный список присутствующих на квалификационном экзамене претендентов, протокол результатов квалификационного экзамена, реестр квалификационных аттестатов и др.
__________
Строительство, градостроительство и архитектура
Распоряжение Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 11 декабря 2014 г. N 125-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по управлению городским имуществом от 26.02.2007 N 72-р"
Скорректировано законодательство Санкт-Петербурга о продаже земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Внесенным изменением установлена ответственность покупателя земельного участка, предоставляемого для индивидуального жилищного строительства, в случае нарушения сроков предоставления в регистрирующий орган документов, необходимых для госрегистрации перехода права собственности на участок к покупателю, и сроков уведомления продавца о таком переходе.
Определено, что если покупатель нарушит указанные сроки, то он выплачивает продавцу неустойку в размере 0,15% от цены участка за каждый день просрочки.
__________
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Распоряжение Правительства Ленинградской области от 11 декабря 2014 г. N 671-р "Об утверждении формы Единого платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг на территории Ленинградской области"
В Ленинградской области определена форма единого платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги.
На территории Ленинградской области в целях содействия созданию единой автоматизированной системы начисления и сбора платежей с населения за содержание и ремонт жилых помещений и предоставление коммунальных услуг утверждены форма единого платежного документа для внесения платы за указанные услуги и методические рекомендации по заполнению данной формы.