Кредитные организации смогут самостоятельно запрашивать сведения для предоставления банковских услуг
С 1 февраля 2018 года вступят в силу разработанные Минэкономразвития постановления правительства, совершенствующие действующий порядок взаимодействия кредитных организаций, государственных органов и граждан при предоставлении банковских услуг.
Запросы о предоставлении необходимых документов и сведений будут формироваться банками самостоятельно. С согласия клиента они будут передаваться в госорганы через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), а результаты их рассмотрения — автоматически направляться в банк. Это позволит значительно упростить процедуру и сократить срок получения банковских услуг, поскольку отпадет необходимость обращаться в госорганы за документами, чтобы, например, получить кредит или оформить ипотеку.
По словам заместителя министра экономического развития РФ Саввы Шипова, данные нововведения находятся в русле всех текущих тенденций развития сферы госуслуг.
«В настоящее время мы ориентируемся на то, что все процессы получения государственных услуг должны быть максимально простыми и незаметными для заявителя. Для этого все промежуточные бюрократические процедуры, такие как получение необходимых подтверждающих документов, должны осуществляться без его участия. Это во многом решается за счет развития каналов межведомственного взаимодействия, по которым сейчас передается более 450 видов документов и сведений. Данный подход мы решили распространить и на востребованные у населения услуги банков», — пояснил Шипов, добавив, что запрос и получение документов будут осуществляться кредитными организациями исключительно с согласия граждан.
«Если человек такого согласия не дает, он может собрать все необходимые документы самостоятельно», — подчеркнул замминистра.
Принятыми актами предусмотрена возможность получения кредитными организациями 16 юридически значимых сведений. Среди них, например, сведения о налоге на доходы физических лиц, выписки из ЕГРН, сведения о наличии решения о приостановлении (об отмене решения о приостановлении) операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, и т. д. В числе органов, предоставляющих сведения, — ФНС России, Росреестр, Росстат, ФАС России, а также АО «Электронный паспорт».
В перспективе перечень предоставляемых государственными органами сведений может быть расширен.