Кризис вошел в привычку
В мае 2016 года настроения российского бизнеса резко улучшились и достигли самой высокой отметки за последние три года. Такой вывод содержится в исследовании MNI Russia Business Report, подготовленном входящей в Deutsche Borse AG компанией MNI Indicators. По мнению петербургских бизнесменов, с оптимизмом смотреть в будущее их заставляет теплая погода, но никак не ситуация в экономике. Снова браться за замороженные проекты большинство из них не готово.
Индекс деловых настроений в России был рассчитан MNI Indicators на основе опроса топ-менеджеров 200 компаний, чьи акции торгуются на Московской бирже. За последний месяц он вырос на 21,7% – до 61,8. Это самый высокий показатель с мая 2013 года – когда ВВП уверенно рос, а цена нефти достигала $ 100 за баррель.
В числе поводов для оптимизма участники опроса назвали увеличение количества заказов и объемов производства, а также облегчение доступа к кредитам и улучшение финансового положения. Индикатор будущих ожиданий вырос на 18% по сравнению с апрелем и достиг максимума с октября 2015 года.
Улучшение бизнес-климата в России зафиксировала и британская аналитическая компания Markit. По ее данным, индекс деловой активности обрабатывающих отраслей в РФ вырос с 48 в апреле до 49,6 пункта в мае. Это самое высокое значение за четыре месяца, отмечается в исследовании. Впрочем, по словам аналитиков, говорить о росте деловой активности можно будет только тогда, когда индекс перепрыгнет отметку в 50 пунктов, пока же речь скорее о замедлении спада.
«Барометр предпринимательских настроений», который составляют Высшая школа экономики и «Деловая Россия», за май еще не обнародован, однако в апреле аналитики зафиксировали рост общего индекса предпринимательской уверенности среди крупных и средних промышленных предприятий на 1 п. п., в первую очередь за счет улучшения настроений в сегменте обрабатывающего производства.
Однако петербургские предприниматели, опрошенные «Фонтанкой», глобальных причин для оптимизма не находят.
«Поводов для улучшения настроения я не вижу. Разве что стало тепло и девушки стали ходить в коротких юбках. Безусловно, это влияет на бизнес-климат», – иронизирует управляющий партнер УК «Теорема» Игорь Водопьянов. Впрочем, такой сезонный фактор на инвестиционной политике компании не отразится. «Все зависит от цены на нефть и действий руководства страны, но ни на то, ни на другое мы влиять не можем. Поэтому будем заканчивать старые проекты, а запускать новые и вкладывать средства не планируем», – комментирует он.
Стабилизация цен на нефть и курса рубля внушает «робкую надежду», что хуже не будет, говорит Вячеслав Жигалов, президент автодилера «Феникс Моторс» и вице-президент РОАД. «Но нет изменений, которые помогут развитию, улучшения бизнес-климата не происходит, особенно в Петербурге», – подчеркивает он. По его словам, «Феникс» пока не планирует размораживать проект по запуску нового автосалона Audi. «В натуральном выражении сокращение продаж продолжается. Вызывает опасение, что из-за экономии люди уходят в неавторизованные сервисы, что также лишает нас дохода», – пояснил предприниматель.
«В рознице нет ни роста, ни ухудшения, то есть стагнация. Новых проектов не планирую – инвестировать, если есть риск не получить возврат вложений, нет смысла. Но уже запущенные проекты развиваю, новые магазины открываются», – соглашается Виктор Гордейчук, совладелец сетей «Техносила» и «Счастливый взгляд».
Результаты исследования MNI Indicators можно объяснить весенним обострением. «Хотя не совсем понятно, у кого оно – у интервьюеров или интервьюируемых», – отмечает председатель совета директоров завода «Звезда» Павел Плавник.
Впрочем, комментировать собственные ожидания от ближайших месяцев топ-менеджер затрудняется. «Мы такими короткими перспективами не мыслим. Что касается долгосрочных планов, то повод для оптимизма – в росте потребности в нашей продукции», – говорит он. Однако пессимизм внушают организационные трудности. «Нагрузка растет, а гибкости в управлении не хватает», – отмечает Павел Плавник.
«Мы просто адаптировались и перестали замечать кризис», – считаетсовладелец группы «Лосево» (производитель и продавец молочных продуктов) Александр Маурер. Дополнительно, по мнению предпринимателя, на результаты опроса оказал воздействие аномально теплый май, но к росту бизнес-активности это навряд ли приведет.
«Чтобы запускать новые высокотехнологичные проекты в сельском хозяйстве, нужно зарубежное оборудование, так как у нас его не делают. Сейчас ставки по кредитам упали, но курс-то – нет. С учетом покупательской способности, окупаться они будут слишком долго», – пояснил он. По его словам, у «Лосево» есть проекты по круглогодичному выращиванию фруктов и овощей, а также птицеводству. «Они проходят экспертизу, но когда мы к ним приступим – затрудняюсь сказать», – говорит Александр Маурер. Пока задача компании – развивать действующее молочное производство, мощности загружены только наполовину.
Оптимисты на петербургском рынке оказались в меньшинстве.
«У нас хорошее настроение еще с начала года», – говорит Владимир Середохо, генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода. По его словам, после убытка в 2015 году в 2016 году предприятие рассчитывает выйти на прибыль. «Сейчас мы делаем больше серийных кораблей, а в их производстве затраты всегда меньше, чем на головные», – пояснил он. В долгосрочной перспективе повод для оптимизма дает тренд на импортозамещение. «Будет еще больше отечественных разработок подниматься», – подчеркивает Владимир Середохо.
Показатели работы предприятий «Вертекс» дают основания надеяться, что «каждый последующий период будет лучше предыдущего по ключевым показателям», – комментирует глава фармкомпании «Вертекс» Георгий Побелянский. Однако для резкого улучшения настроений, по его мнению, поводов все же нет. Постоянные инициативы и нововведения госорганов в части регистрации, перерегистрации лекарственных препаратов, которые влекут для производителей дополнительные затраты, являются сдерживающим фактором для фармрынка, добавляет он.
«Последние три года индекс моего настроения не менялся и находится на уровне 100%», – заявил совладелец «Юлмарта», «Рядов», «Улыбки радуги» и других сетей Дмитрий Костыгин. По его словам, он намерен выполнить все заявленные инвестиционные планы: сдать два центра «Ряды» и два «Юлмарта» и начать строительство еще двух «Юлмартов» и трех «Рядов». Однако совсем новые проекты, которые были анонсированы в прошлом году (к примеру, запуск торговли стройматериалами), пока остаются только в категории планов.
Автор: Галина Бояркова