Кризисный налоговый менеджмент
Кризис в экономике для компаний – как суровая зима для некоторых животных, которые впадают на это время в спячку. Требуется грамотно заморозить кое-какие активы, свернуть выполнение отдельных обязательств, как-то определиться с персоналом. И все эти операции следует проводить с минимизацией налоговых рисков. Как это делается.
Активы не превращаются в пассивы
Что можно сделать с активами, которые нам перестают на время быть нужными? Действующее гражданское законодательство предоставляет для этого достаточно широкий спектр возможностей. Это, например, аренда или доверительное управление (ст. 606 и п. 1 ст. 1012 Гражданского кодекса РФ соответственно). Доход и в том, и в другом случаях гарантирован, так же, как и снижение расходов, ведь траты на содержание имущества, его обслуживание перекладываются на чужие плечи.
Что происходит с имуществом арендодателя: процесс его амортизации не прекращается, что влечёт за собой снижение соответствующих расходов и, разумеется, уменьшает прибыль и налог на неё. Однако у арендодателя всё же имеется объект для обложения НДС. В то же время придётся признать наличие дохода (см. соответственно п. 3 ст. 272, пп. 1 п. 1 ст. 146 и п. 4 ст. 250, п. 1 ст. 249 Налогового кодекса РФ соответственно).
В случае использования института доверительного управления у бенефициара возникает необходимость учёта соответствующих доходов. В то же время возникающие в процессе такого управления расходы также можно учесть (см. пп. 2 п. 2 ст. 276 Налогового кодекса РФ). Что интересно: авансовый способ ежеквартального перечисления налога на прибыль создаёт некоторую экономию плательщику. В соответствии с п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ размер дохода на эти процессы влияния не оказывает.
При этом компания бенефициар как получатель услуг доверительного управляющего имеет возможность снизить размер налоговых перечислений по НДС, а управляющий свои обязанности по уплате НДС в связи с осуществляемыми сделками исполняет самостоятельно (это следует из анализа содержания ст. ст. 171, 172 и 174 Налогового кодекса и подтверждается судебной практикой).
Вас по каким-то причинам не устраивают описанные выше варианты? Имеется ещё одна возможность - консервация активов. При этом в соответствии с п. 3 ст. 256 Налогового кодекса РФ через три месяца подобные активы выводятся из амортизируемого массива. А неизбежное (хотя и минимальное) обслуживание законсервированных активов порождает внереализационные расходы, а также расходы, которые непосредственно не порождены консервацией (см. соответствующие пункты ст. 265 Налогового кодекса РФ).
Вынужденная продажа
В том случае, когда владельцы компании вынуждены пойти на продажу активов, по её результатам возникает облагаемый налогом доход, а также возникают основания для начисления НДС (соответствующие пункты статей 249 и 149 Налогового кодекса РФ). Можно ли оптимизировать эти налоги?
Для этого следует использовать схемы продажи без получения дохода. Из этих соображений можно приблизить цену к стоимости активов, которая определяется по сведениям налогового учёта. В этой ситуации основания для начисления налога на прибыль отсутствуют. В то же время при покупке имущества участником группы компаний отсутствуют основания для начисления НДС (см. соответствующие пункты ст. ст. 249, 268, 171 и 172 Налогового кодекса РФ).
Ещё один перспективный алгоритм оптимизации – внесение реализуемого актива в уставной капитал лица, приобретающего имущество. В соответствии с п. 1 ст. 277 Налогового кодекса РФ при прохождении такого этапа процесса инвестирования лицо имеет полное право не признавать, как расходов, так и доходов. А ещё подобная схема позволяет избавиться от необходимости восстановления НДС (см. пп. 1 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Результатом подобных операций становится формирование такого актива как акции (доли). При необходимости можно реализовать и их, но для того, чтобы усыпить подозрения фискальных органов, делать это нужно не сразу.
Учтите, что порядок определения доходов от реализации ценных бумаг закреплён в ст. 280 Налогового кодекса РФ. Обратите внимание на такое обстоятельство: возможное возникновение при такой реализации убытка получаемую прибыль не уменьшает (соответствующие пункту ст.ст. 274. 280 Налогового кодекса РФ). При этом с будущего года цена подобных сделок не должна быть привязана к рыночной (разумеется, при условии, что такая сделка не содержит признаков контролируемой). Напомню, что подобные сделки в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению НДС.
Иногда возникает необходимость избавиться от имущества, чей срок эксплуатации уже истёк. Такие сделки не влекут за собой возникновения расходов, а потому подлежащий налогообложению доход уменьшить невозможно. Чтобы избежать такой нелепой ситуации, можно попросту передать самортизированные основные средства материнскому обществу, что позволит ему увеличить размер своих активов. В этой ситуации НДС должен быть уплачен из собственных средств компании, осуществившей такую безвозмездную передачу. А это обстоятельство даёт основание учесть начисленный налог в составе своих расходов. С учётом ряда нюансов налогового законодательства (см. пп. 1 п.1 ст. 264 Налогового кодекса РФ) по итогам сделки у продавца возникнут потери в размере 80 %. Зато получатель имущества избавлен от необходимости уплачивать налог на прибыль (см. пп. 3.4 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).
Прекращение договорных отношений
Особая разновидность активов – дебиторская задолженность, которая возникает у компании на основании имеющихся договорных отношений. Как поступить с такими активами? Можно досрочно прекратить договорные отношения, но это может вызвать негативные последствия в виде обязанности компенсировать контрагенту возникшие вследствие такого развития событий неудобства. Можно ничего не делать и просто ждать, к примеру, истечения срока аренды. А можно использовать такой институт, как уступка права требования (цессия).
Баланс будет состоять из дохода, то есть средств, получаемых от лица, которому уступлено право требования, а также из расхода в размере стоимости передаваемого права. Убыток первоначального кредитора при этом может быть определён в соответствии с п. 1.2 ст. 269 Налогового кодекса РФ. Установлен лимит в отношении такого убытка. Это порог, ограниченный процентами, определёнными в указанной выше статье. В иных случаях предельный размер убытков должен определяться в соответствии с требованиями раздела v. 1 Налогового кодекса РФ. Кстати, там же описан порядок расчёта рыночной цены для тех сделок, которые признаются контролируемыми.
И, наконец, ещё один вариант, наверное, наименее хлопотный. Можно договориться с контрагентами о полюбовном досрочном исполнении обязательств и тем самым завершить сделку. Такой вариант деловых отношений может предусматривать санкции (в том числе, договорные). Могут возникнуть некоторые проблемы в связи необходимостью экономического обоснования затрат, но такое обоснование необходимо для того, чтобы снизить издержки компании за то время, когда она фактически свернула деятельность.
Человеческий фактор
Что делать с персоналом на период снижения деловой активности? Всё зависит от протяжённости этого неприятного периода и от того, насколько компания заинтересована в услугах персонала в том кадровом составе, который сложился к моменту наступления кризиса. Если вы понимаете, что в обозримом будущем вам снова понадобятся услуги квалифицированных работников для выполнения зачастую узкоспециализированных функций, то готовить такой кадровый состав с нуля – занятие весьма затратное как с финансовой, так и с хронологической точки зрения. Тогда компании лучше оформить простой по вине работодателя. В соответствии с нормами трудового законодательства сотрудникам за этот период оплачивается зарплата в размере 2/3 от среднего заработка.
Такие расходы с налоговой точки зрения подлежат учёту в соответствии с требованиями п. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ. Из Определения от 08.12.08 № ВАС-15508/08 следует, что такие выплаты отнесены к категории оплаты труда. Следовательно, на такие выплаты начисляются соответствующие страховые взносы.
С теми работниками, чьи услуги в дальнейшем могут быть без особых проблем замещены стараниями других людей, можно расторгнуть трудовые договоры. Если сотрудник компании не желает расторгать трудовые отношения по собственному желанию (на что он имеет полное право), увольнение возможно на основании сокращения штатов. При этом требуется соблюдение всех необходимых условий трудового законодательства: предупреждение не менее чем за два месяца (под роспись об ознакомлении с соответствующим приказом), выплата компенсации за отпуск, выходное пособие (один среднемесячный заработок), плюс ещё один такой же заработок, если работник не сможет найти работу раньше двух месяцев. А если уволенный таким образом сотрудник встанет за это время на учёт в службу занятости – ему причитается и третий среднемесячный заработок.
С налоговой точки зрения – всё это расходы на оплату труда. Следовательно, они (за исключением компенсации за отпуск) не подлежат обложению НДФЛ, с них не перечисляются страховые взносы. Обязанность подобных платежей возникает только в тех случаях, когда работодатель выплачивает увольняемому сотруднику суммы сверх трёхмесячного среднего заработка.
Но есть ещё один вариант. Ст. 78 Трудового кодекса РФ открывает перед сторонами возможность достижения соглашения о прекращении трудовых отношений. Выплачиваемая работнику компенсация также определяется самими сторонами. Компания снижает организационные и налоговые издержки, а увольняемый сотрудник может получить всю сумму компенсации за один раз без необходимости прибегать к услугам службы занятости.
Автор: Евгений Сивков