Ловушка бедности. Почему рост налогов в России неизбежен
Был в свое время в советской политэкономии основной закон непрерывного возрастания благополучия советских граждан. А теперь у нас есть другая непреложная закономерность — закон непрерывного возрастания налоговой нагрузки на бизнес и население. Последние проявления этого закона — увеличение НДС и перспективы налогообложения самозанятых, инициативы про «патент на картошку», разговоры про сверхдоходы химиков и металлургов, а также про введение курортного сбора не только на юге, но и по всей стране.
Конечно, нельзя сказать, что налогообложение самозанятых — неправильное дело. Мелкие индивидуальные предприниматели должны, как все остальное население, как-то участвовать в финансировании социальных и иных госрасходов. Опять же никто не отменял задачи «обеления» российской экономики и вывода из тени тех 20 млн наших соотечественников, которые нигде не числятся и неизвестно чем занимаются.
Но до недавнего времени правительство как-то закрывало глаза на мелкое производство картошки для местных рынков, на репетиторов или на микроскопический «гаражный» бизнес. Закрывало, потому что сборы по этим статьям копеечные, а расходы на администрирование налогов — немалые, и как бы не получилось, что они превзойдут собираемые суммы. Но теперь решено попытаться собрать и эти копейки, и не потому что финансовый блок правительства одолела жадность. Там сидят люди вменяемые и трезвомыслящие, прекрасно знающие, что можно и чего не надо делать в налогах, и идут они на эти новые налоговые инициативы не от хорошей жизни.
Дело в том, что перед правительством поставлена задача собрать средства на социальные программы, и денег на эти цели нужно много. Их можно напечатать, а если нет желания возвращаться к инфляции начала 1990-х — привлечь путем наращивания госдолга. Но на пути эмиссии грудью встанет ЦБ, который подписался кровью под обязательством удержать потребительскую инфляцию ниже 4%. Наращивать госдолг Россия тоже не будет, потому что это фактор нестабильности экономики, увеличение которой неприемлемо в условиях внешнего давления.
Остается последний способ привлечения финансирования — попытаться собрать деньги в виде налогов с бизнеса и населения. И кажется, что резервы есть — налоги составляют в России около трети ВВП, тогда как в странах Северной Европы, например, они больше 40% ВВП. Но тут нельзя не учитывать, что высокие налоги взымаются там с доходов, кратно превосходящих российские, так что даже серьезные отчисления не вгоняют людей в бедность.
Итак, что же мы имеем. Основной закон социализма про возрастание благополучия советских граждан никуда не делся и действует с прежней силой. Стандарты качества жизни россиян растут — наши соотечественники хотят жить если не как в Германии, то по крайней мере как в Чехии, а не так, как в начале 1990-х. Соответственно, правительство должно обеспечить бюджетникам и пенсионерам рост благополучия, иначе в стране неизбежен рост социальной напряженности.
Дополнительные деньги на цели социального развития мог бы обеспечить экономический рост, опережающий скорость повышения стандартов потребления, но его нет. Один-два процента роста ВВП, которые мы можем ожидать в ближайшие годы, не смогут обеспечить дополнительные средства для масштабных социальных программ. Так что мы в ловушке. Отсутствие роста и острая необходимость в деньгах неизбежно конвертируется в рост налогов, угнетающих развитие экономики, — и снова нет роста, снова нужны более высокие налоги.
Недавно ради интереса я пытался найти ведомство, отвечающее в нашей стране за рост экономики — увеличение ВВП и повышение благосостояния граждан, и не нашел — у них у всех есть более важные цели: одни с инфляцией борются, другие прогнозами занимаются. Так что пока, по крайней мере, закон непрерывного роста налогов в России продолжит действовать.
Автор: Алексей Зубец