Минфин предлагает создать единую базу страхования автовладельцев
Минфин выступает за создание на страховом рынке аналога бюро кредитных историй (БКИ) — единой базы автовладельцев, держателем которой будет Российский союз автостраховщиков (РСА). Данные базы будут использоваться для борьбы с мошенниками и определения стоимости полисов, пишет «Коммерсант» со ссылкой на поправки ведомства к закону «Об организации страхового дела».
Как следует из документа, «в страховании создается единая автоматизированная информационная система» с данными о договорах страхования по моторным видам: каско и страхованию ответственности автовладельца. Она будет использоваться при определении коэффициентов к тарифам — то есть для определения цены полиса — и станет инструментом в борьбе с мошенниками.
Порядок создания, наполнения и эксплуатации данной базы установит ЦБ, страховщики будут сгружать в нее информацию в обязательном порядке. Предоставление справок из нее будет платным, исключение сделают для судов, правоохранительных органов и ЦБ. Передача страховщиками информации в базу не будет нарушением тайны страхования, говорится в поправках, и согласия субъекта персональных данных на их обработку не потребуется.
Как пояснил президент РСА Игорь Юргенс, «перспектива базы гораздо шире моторных видов, со временем туда войдут и данные по ОСАГО, страхованию жизни и медицинскому страхованию». По его словам, страховое сообщество предлагало Минфину сделать это сразу, но министерство решило двигаться поступательно.
Это не первая попытка создать аналог существующих бюро кредитных историй на страховом рынке, напоминает издание. В 2015 году также под эгидой РСА было создано Бюро страховых историй (БСИ). Сейчас в нем участвуют 143 страховые организации, база содержит данные 9,9 млн договоров и информацию по 1,2 млн страховых случаев. В БСИ копятся данные по каско и добровольному страхованию ответственности автовладельцев (ДСАГО).
Также РСА является держателем еще одной базы — по ОСАГО. «В БСИ, в отличие от АИС ОСАГО, нет конкретных коэффициентов по каждому страхователю или договору страхования, в нее входят сведения о страховой истории, на основании которых страховщик сам определяет тариф по тому или иному договору добровольного страхования», — говорит Юргенс.
Однако существование БСИ не решило для страховщиков проблему мошенничества, 90% которого приходится на каско и ОСАГО. По данным РСА, убытки от деятельности криминальных автоюристов (на рынке ее ассоциируют с мошенничеством) достигают 20 млрд рублей в год. Юргенс говорит, что только в этом году союз потратит 200 млн рублей на совершенствование БСИ, в целом, по оценкам специалистов, требуется до 1 млрд рублей на создание эффективной базы, говорит он.
В свое время появление БКИ на банковском рынке снизило потери от мошенников на 90%. Впрочем, в БКИ говорят, что монополия держателя страховой базы и его зависимость от отраслевого лобби не позволят повторить успех в борьбе с мошенниками.