Минпромторг планирует кардинально поднять налог на старые грузовики
Министерство хочет с 2021 года увеличить базовую ставку транспортного налога на коммерческие автомобили старше 15 лет
Минпромторг готовит предложения по увеличению транспортного налога на коммерческую технику экологического класса «Евро-3» и ниже, сообщает «Интерфакс». В министерстве уточняют, что инициатива касается только коммерческого транспорта. К «Евро-3» относятся автомобили, которым от 15 до 20 лет, к «Евро-2» «Евро-1» «Евро-0» — еще старше. В ближайшее время Минпромторг обратится с предложением в Минтранс.
Глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев предложил вообще запретить через два года коммерческие автомобили класса «Евро-0» и «Евро-1». «Давайте мы их в историю сдадим, им по 35-37 лет, а мы покупаем, покупаем запчасти», — сказал депутат.
Планы Минпромторга Business FM попросила прокомментировать участников рынка. Вот что говорит президент логистической корпорации «ЕМСТС» Владимир Елин.
— Транспортный налог составляет небольшую затрату по эксплуатации автомобиля, если он будет поднят не коренным образом, а не как это у нас бывает: в Москве стоянки сегодня 60 рублей, завтра 130 рублей на одном и том же месте. Если он будет высоким, то это будет проблема для рынка и значительные затраты для предприятий.
— Сколько в структуре расходов грузоперевозчика составляет оплата транспортного налога?
— Я думаю, что не более 1-2%. Учитывая не очень удачное экономическое состояние ближайших нескольких лет, выбытие старого транспорта выходит очень медленно. Если раньше многие меняли автомобили хотя бы в пять-семь лет, то сейчас многие не покупают. Вряд ли это будет стимулировать покупку нового транспорта. Но у нас же иногда принимают решения, не подумав стратегически обо всех компонентах этого решения.
— Еще хотят «Евро-0» и «Евро-1» запретить вообще. Это совсем старый парк или все-таки он тоже присутствует на рынке?
— «Евро-0», «Евро-1» как раз и стоило бы запретить или как-то выводить из строя, потому что даже по Москве видно, как едут автомобили 25-летней давности и коптят вовсю. Поэтому здесь это нормально, это общемировая норма вывода древнего транспорта с неэффективным экологическим циклом из оборота.
По данным ГИБДД на конец 2018 года, которые приводит «Интерфакс», в России всего было зарегистрировано 6,5 млн грузовиков. Из них «Евро-0» и «Евро-1» — около 500 тысяч машин, а «Евро-3» — 1 млн большегрузов. В то же время у более чем 2,5 млн большегрузов экологический класс не установлен вовсе.
Эксплуатация старых грузовиков для многих компаний — вынужденная мера, говорит исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина.
Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики
«Еще есть такой нюанс: точных данных о количестве таких транспортных средств нет, потому что есть такие транспортные средства, у которых в документах даже не указан экологический класс. Плюс, если мы говорим об экологии в целом, то огромное количество иностранных транспортных средств, которые приезжают сюда и осуществляют здесь какую-то деятельность или перевозку, идут транзитом. Люди же ездят на старых машинах, по большей части, не потому что они так выступают против нашей экологии, за загрязнение, а потому что нет возможности обновления парка».
Крупнейшие российские производители коммерческого транспорта — КамАЗ, ГАЗ и Sollers — поддерживают инициативу Минпромторга по повышению транспортного налога на автомобили экологического класса «Евро-3» и ниже.