НДС, налог на прибыль и налог на имущество: изменения с 1 января 2019 года
В этом году Правительство РФ объявило о налоговой реформе. В России увеличатся налоги и сборы. Наш эксперт Елена Антаненкова рассказала о важных нововведениях, которые вступят в силу с 1 января 2019 года.
НДС
Ставка НДС вырастет с 18 до 20%
С 01.01.2019 налоговая ставка НДС, предусмотренная пунктом 3 статьи 164 НК РФ, повышается с 18 до 20 % (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон № 303-ФЗ). При этом 10% ставка не отменяется.
Применять новую ставку НДС будет необходимо в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных с 1 января 2019 года. Ставка 20% применяется и в тех случаях, когда входящий НДС по приобретённым товарам составляет 18%. То есть при реализации таких товаров после 01.01.2019 нужно также применять ставку 20%.
Однако возможны ситуации, когда в рамках одной сделки нужно будет применять разные ставки НДС. Например, в случае, когда оплата и отгрузка товаров (работ, услуг) произойдут в разные налоговые периоды, в которых применимы разные ставки по НДС.
Ни в Законе № 303-ФЗ, ни в Налоговом кодексе РФ не установлены переходные положения по вопросам налогообложения операций в рамках сделок, которые заключены до 1 января 2019 года и продолжают осуществляться после этой даты.
В общем случае продавцом при реализации в 2019 году товаров (работ, услуг) будет применяться ставка 20%, даже если ранее с аванса был исчислен НДС исходя из ставки 18/118. К вычету он может принять только фактически исчисленный налог, то есть начисленный из прежней ставки. Покупатель при принятии к учёту полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в 2019 году примет НДС к вычету по новой ставке 20%, который ему предъявит продавец. Если ранее покупатель принимал к вычету НДС с выданного аванса по ставке 18/118, ему необходимо восстановить налог по той же ставке.
А вот стоимость товаров (работ, услуг) по переходящим сделкам будет зависеть от условий договора. Общая цена договора, подлежащая уплате поставщику (подрядчику, исполнителю), определяется с учётом НДС. Если налог в договоре не выделен, то по умолчанию он включён в цену договора. И тогда из данной цены продавец (подрядчик, исполнитель) самостоятельно выделяет расчётным методом сумму НДС. (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, Письмо Минфина России от 20.04.2018 № 03-07-08/26658). Исключением является случай, когда из условий договора или обстоятельств, предшествующих его заключению, следует, что налог не учтён в цене договора
Рассмотрим примеры того, как формулировка договора будет влиять на размер НДС в ситуации, когда уплачен 100-процентный аванс до 01.01.2019, а поставка товара осуществлена после 01.01.2019.
Пример 1.
В договоре использованы формулировки: «Стоимость составляет 1 000 руб., включая НДС» или «Стоимость составляет 1 000 руб., в том числе НДС 18%».
В соответствии с пунктом 2 статьи 422 ГК РФ закон, принятый после заключения договора и устанавливающий иные правила, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет своё действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе это прямо установлено. Закон № 303-ФЗ такой оговорки не содержит, следовательно, продавец изменить условия договора и увеличить цену на рост НДС в одностороннем порядке не вправе.
Поэтому в данном примере действия сторон будут следующими.
Продавец:
- исчислит с аванса НДС по ставке 18/118 (152,54 руб.) и выставит счёт-фактуру на аванс на сумму 1 000 руб.;
- исчислит НДС по ставке 20% (166,67 руб.) и выставит счёт-фактуру на поставку товара на сумму 1 000 руб.;
- примет к вычету НДС с аванса (152,54 руб.);
- уплатит НДС в бюджет в сумме 166,67 руб.
Покупатель:
- примет к вычету НДС с аванса по ставке 18/118 (152,54 руб.);
- восстановит НДС с аванса (152,54 руб.);
- примет к вычету НДС по ставке 20% (166,67 руб.). В данной ситуации при увеличении ставки НДС до 20% общая стоимость товаров не меняется, но сумма налога (+2%) уплачивается за счёт продавца.
Пример 2.
В договоре использована формулировка «Стоимость составляет 1 000 руб., кроме того, НДС».
В данном случае, согласно договору, стоимость товара до налогообложения не меняется, а НДС начисляется «сверху», поэтому действия сторон будут следующими.
Продавец:
- исчислит НДС по ставке 18% (180 руб.) и выставит счёт-фактуру на аванс на сумму 1 180 руб.;
- исчислит НДС и выставит счёт-фактуру на поставку на сумму 1 200 руб. (НДС 20%);
- восстановит (примет к вычету) НДС с аванса (180 руб.);
- уплатит в бюджет НДС в сумме 200 руб.
Покупатель:
- примет к вычету НДС по ставке 18/118 (180 руб.);
- восстановит (уплатит в бюджет) НДС с аванса (180 руб.);
- примет к вычету НДС по ставке 20% (200 руб.).
В данной ситуации общая стоимость товаров (работ, услуг) с учётом налога изменится на сумму дополнительного НДС (+2%), предъявляемого покупателю. То есть в следующем году больше заплатит покупатель.
Поэтому если договор имеет длительный характер (перейдёт с 2018 г. на 2019 г.), то налогоплательщику целесообразно заключить с контрагентом дополнительное соглашение и более подробно урегулировать порядок изменения стоимости товара в связи с увеличением ставки до 20%.
К примеру, можно включить условие о том, что общая стоимость товаров остаётся неизменной, а при увеличении налога одновременно уменьшается стоимость товаров без него. Или, наоборот, если стороны согласны увеличить общую стоимость товара, то целесообразно указать новую цену, включающую НДС по ставке 20%.
Иностранные поставщики электронных услуг через интернет налог станут уплачивать сами
С 01.01.2017 в главе 21 НК РФ был закреплён специальный механизм налогообложения электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями физическим лицам, целью которого было обеспечить равные права для российских и иностранных организаций, реализующих электронные услуги через интернет. То есть НДС со стоимости оказанных услуг физлицам платила сама иностранная компания, а если услуги оказывались предпринимателям или организациям и не только напрямую, но и через посредников, то данные пользователи услуг выступали налоговыми агентами.
Напомним, что под оказанием услуг в электронной форме признаётся оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через интернет, автоматизированно, с использованием информационных технологий. Полный перечень таких электронных услуг установлен пунктом 1 статьи 174.2 НК РФ. Однако определено, что в целях НДС к услугам в электронной форме, указанным выше, не относятся, в частности, следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;
- реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
- оказание консультационных услуг по электронной почте;
- оказание услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет».
Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 335-ФЗ) внесён ряд существенных поправок в пункты 2 – 4 статьи 174.2 НК РФ и ряд корреспондирующих с ними налоговых норм. Суть их такова.
С 01.01.2019 под налогообложение подпадут электронные услуги иностранных фирм, оказываемые через интернет, независимо от того, кто является их потребителем (покупателем). Одновременно с российских организаций и предпринимателей будут сняты обязанности налогового агента по исчислению и уплате НДС в случае приобретения ими электронных услуг для себя, ибо пункт 9 статьи 174.2 НК РФ утратит силу.
Обязанность исчислить и уплатить НДС при оказании электронных услуг будет возложена только на иностранные IT-компании либо их агентов, участвующих в расчётах с покупателем. С этой целью иностранные поставщики электронных услуг подлежат постановке на учёт в налоговых органах как налогоплательщики. Сведения о таких иностранных организациях (наименование, ИНН, КПП и дата постановки на учёт в налоговых органах) должны быть размещены на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
При этом налоговая база, как и раньше, будет определяться как стоимость услуг с учётом суммы налога, исчисленной исходя из фактических цен их реализации. Однако при расчёте теперь будет применяться ставка 16,67% (п. 5 ст. 174.2 НК РФ в новой редакции).
Новой редакцией пункта 5 статьи 148 НК РФ уточнено, что документами, подтверждающими место оказания IT-услуг, являются реестры операций с указанием информации о выполнении условий, предусмотренных абзацами 2 и 14 – 17 подпункта 4 пункта 1 настоящей статьи.
Перечень документов для подтверждения вычета по IT-услугам определён новым пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ. Для вычета по налогу, предъявленному иностранной компанией, зарегистрированной в налоговых органах на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ, при оказании интернет-услуг покупателю понадобятся:
- договор и (или) расчётный документ с выделенной суммой налога и указанием ИНН и КПП иностранной фирмы (эти сведения об иностранной компании размещаются на официальном сайте ФНС России);
- документы на перечисление оплаты, включая НДС.
Таким образом, российский покупатель (организация или предприниматель) в случае приобретения услуг в электронной форме у иностранных организаций предъявленный НДС сможет зачесть при наличии договора и выделения НДС в счёте (то есть без оформления счетов-фактур), а также при наличии сведений о данной иностранной компании на сайте ФНС России.
Плательщики ЕСХН станут налогоплательщиками НДС
Следующие значимые изменения главы 21 НК РФ, внесённые в Закон № 335-ФЗ, связаны с тем, что с 01.01.2019 организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее — плательщики ЕСХН) будут признаваться и налогоплательщиками НДС (ст. 346.1 НК РФ в новой редакции НК РФ). Как и прочие субъекты, уплачивающие этот налог, они смогут принимать входной НДС к вычету. Это будет возможно, поскольку подпункт 8 пункта 2 статьи 346.5 с 1 января 2019 года утратит силу.
В то же время плательщики ЕСХН получат право на освобождение от исчисления и уплаты НДС при соблюдении определённых условий (ст. 145 НК РФ в редакции Закона № 335-ФЗ), а именно:
- если они переходят на уплату ЕСХН и реализуют право на освобождение в одном и том же календарном году;
- если за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учёта НДС не превысила в совокупности:
- 100 миллионов рублей за 2018 год;
- 90 миллионов рублей за 2019 год;
- 80 миллионов рублей за 2020 год
- 70 миллионов рублей за 2021 год;
- 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.
В целях реализации права на освобождение фирме или предпринимателю, применяющим ЕСХН, нужно будет представить в свою налоговую инспекцию соответствующее уведомление в срок не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.
Причем, обратите внимание, плательщики ЕСХН, воспользовавшиеся этим правом, не смогут добровольно отказаться от него в дальнейшем.
Правда, при определённых обстоятельствах плательщик ЕСХН может утратить право на его применение.
Потерять право на освобождение можно при превышении предельного размера доходов или при реализации подакцизных товаров. При этом утрата права произойдёт с 1-го числа месяца, в котором наступили названные обстоятельства, а сумму НДС за этот месяц придётся восстановить и уплатить в бюджет.
При утрате права на освобождение от уплаты НДС плательщик ЕСХН не вправе воспользоваться им повторно (п. 5 ст. 145 НК РФ в редакции Закона № 335-ФЗ). Если организации и предприниматели — плательщики ЕСХН не воспользуются освобождением от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ, то исчислять и уплачивать налог они будут в общем порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Льгота при реализации макулатуры будет отменена
Внесены изменения в части налоговых льгот по НДС, предусмотренные статьёй 149 НК РФ. В частности Федеральным законом от 02.06.2016 № 174-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 174-ФЗ) будет отменена обязательная сейчас к применению льгота при реализации макулатуры (п. 2 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). В целях НК РФ под макулатурой понимаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.
Поскольку с 01.01.2019 подпункт 31 пункта 2 статьи 149 НК РФ утратит силу, то реализация макулатуры на территории РФ будет облагаться налогом в общем порядке, то есть по ставке 20%.
Налог на прибыль
Расходы на отдых работников и членов их семей уменьшат налогооблагаемую базу
С 01.01.2019 в главе 25 НК РФ будет несколько уточнён состав нормируемых расходов. Теперь в целях налога на прибыль в составе расходов на оплату труда организации смогут учитывать расходы на оплату путёвок для работников и членов их семей, на что указывает статья 255 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.04.2018 № 113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 113-ФЗ).
В частности, в статью 255 НК РФ будет введён новый пункт 24.2, согласно которому в составе расходов на оплату труда будут учитываться расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации в соответствии с договором о реализации туристского продукта, заключённому работодателем с туроператором или турагентом, и оказанных:
- работникам; - супругам работников;
- родителям работников;
- детям работников (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям (в том числе усыновлённым) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях.
При этом в целях налогообложения прибыли услугами по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации будут считаться:
- услуги по перевозке туриста по территории Российской Федерации воздушным, водным, автомобильным и (или) железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту;
- услуги проживания туриста в гостинице (гостиницах) или ином (иных) средстве (средствах) размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, включая услуги питания туриста, если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха;
- услуги по санаторно-курортному обслуживанию;
- экскурсионные услуги.
Для данной категории расходов установлен норматив: они не могут превышать 50 тысяч рублей за год на каждого гражданина, отправленного на отдых, при этом суммы таких расходов вместе со взносами по договорам добровольного личного страхования работников и расходами на добровольное медицинское страхование работников не может превысить 6% расходов на оплату труда.
Новые нормы статьи 255 НК РФ и статьи 270 НК РФ организации смогут применять к договорам о реализации туристского продукта, заключённым с 01.01.2019 (ст. 2 Закона № 113-ФЗ).
Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, будут включены в состав амортизируемого имущества
Со следующего года в главе 25 НК РФ будет уточнён порядок учёта для целей налогообложения расходов судовладельцев. Так, согласно Федеральному закону от 04.06.2018 № 137-ФЗ «О внесении изменений в статьи 256 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ), утратит силу абзац 5 пункта 3 статьи 256 НК РФ, исключающий сейчас из состава амортизируемого имущества суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (далее — РМРС), на период их нахождения в данном реестре. Кроме того, будет скорректирован пункт 48.5 статьи 270 НК РФ, благодаря которому для целей налогообложения не будут учитываться расходы судовладельцев, связанные с получением доходов, указанных в подпунктах 33 и (или) 33.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
А именно:
- доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в РМРС, то есть доходы от использования таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг;
- доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и зарегистрированных в РМРС, то есть доходы от их использования для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки и обеспечения указанных услуг и видов деятельности независимо от расположения пункта отправления и (или) пункта назначения, а также сдача таких судов в аренду для данного использования;
Сейчас на основании пункта 48.5 НК РФ не учитываются для целей налогообложения расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией, реализацией судов, зарегистрированных в РМРС.
Основное технологическое оборудование будет амортизироваться по повышенным нормам
Изменение коснётся оборудования, эксплуатируемого с применением наилучших доступных технологий и включённого в перечень, утверждённый Правительством РФ.
Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 259.3 НК РФ введён подпункт 5, согласно которому по основным средствам, относящимся, согласно утверждённому Правительством Российской Федерации Перечню, к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2.
Названный Перечень утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 № 1299-р «Об утверждении перечня основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий». Несмотря на то что он ещё не вступил в силу, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.04.2018 № 622-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 20.06.2017 № 1299-р» в него были внесены изменения. Список увеличился более чем в два раза. Например, в нём появились:
- автоклав с полезным объемом 100 куб. м;
- брикет-пресс валковый производительностью от 800 до 1000 кг/ч;
- реактор-охладитель ёмкостью от 50 до 80 куб. м и с рабочим давлением 0,49 МПа.
С 01.01.2019 налогоплательщики смогут начислять амортизацию по расширенному перечню такого оборудования.
Плата в систему «Платон» будет признаваться в расходах не полностью
На основании пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 249-ФЗ) утратит силу пункт 48.21 статьи 270 НК РФ, а значит, плательщики налога на прибыль организаций со следующего года не смогут производить учёт платы в систему «Платон» в составе налоговых расходов в той её части, которая зачтена в счёт уплаты транспортного налога.
Это же относится и к «упрощенцам» с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов». Законом № 249-ФЗ абзацы 2 и 3 подпункта 37 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ с 01.01.2019 признаются утратившими силу.
Налог на имущество
Налог на движимое имущество опять отменят
Сейчас вопрос о том, перечислять налог или нет, зависит от решения региона. Ставка налога в отношении движимого имущества в 2018 году не может превышать 1,1%. Если в регионе нет ни закона, вводящего освобождение от налогообложения движимого имущества, ни закона, устанавливающего налоговую ставку в отношении такого имущества, то движимые ОС, принятые на учёт в 2013 - 2018 гг., облагаются налогом по максимальной ставке — 1,1%. (п. 2 ст. 381.1 НК РФ)
Однако с 2019 года не нужно будет платить налог с движимого имущества. С 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 302-ФЗ) пункт 25 статьи 381 и пункт 2 статьи 381.1 НК РФ отменены.
Льгота по налогу на имущество при ЕСХН будет частично отменена
В настоящее время субъекты на ЕСХН в общем случае от уплаты налога на имущество освобождены. Что касается организаций, то освобождение действует полностью, а для ИП — в части имущества, которое используются для предпринимательской деятельности, облагаемой ЕСХН. С 1 января 2019 года Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ (далее — Закон № 335-ФЗ) абзац второй пункта 3 статьи 346.1 признаётся утратившим силу. Поэтому со следующего года облагаться налогом не будет лишь то имущество, которое участвует в процессе производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также в оказании услуг производителями сельхозтоваров (п. 12 ст. 9 Закона № 335-ФЗ). С остального имущества компании и предприниматели на ЕСХН должны будут уплачивать налог.
Как видим, несмотря на некоторые послабления налогоплательщикам, в целом налоговая нагрузка на бизнес вырастет. И данные изменения необходимо учитывать как в договорной работе в текущем году, так и при составлении прогнозных бюджетов на следующий год.
-na-pribyl-i-nalog-na-imushchestvo-izmeneniya-s-1-yanvarya-2019-goda