Новая ежемесячная отчётность в ПФР
Данное новшество введено неслучайно. Оно связано с ещё одним изменением в порядке расчёта пенсии для работающих пенсионеров, которое внесено тем же Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ. С 1 января 2016 года работающим пенсионерам суммы страховой пенсии, а также фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учёта индексации в период их работы. Индексация производится лишь по окончании трудовой деятельности пенсионеров. В связи с этим уточнение факта осуществления или прекращения пенсионерами работы будет производиться пенсионным органом ежемесячно как раз на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, которые и будут подавать работодатели с 1 апреля 2016 года.
НОВАЯ ФОРМА
Для представления данных сведений Пенсионный фонд России разработал новую форму СЗВ-М
«Сведения о застрахованных лицах» (утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах"»). Электронный формат данной формы утверждён Распоряжением Правления ПФ РФ от 25.02.2016 № 70р. Оно вступает в силу 1 апреля 2016 года.
В форме СЗВ-М указываются реквизиты страхователя, отчётный период, код типа формы (форма может быть исходной, то есть впервые подаваемой, дополняющей или отменяющей), а в табличной части формы представляется список застрахованных лиц с указанием их Ф.И.О., страхового номера и ИНН.
Приведём пример заполнения данной формы.
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЁТНОСТИ
В отношении данной отчётности действуют общие правила представления персонифицированных сведений, поскольку иных Закон № 385-ФЗ не вводит. Они состоят в следующем:
- указанные сведения следует представлять в электронном виде, если численность работающих у плательщика застрахованных лиц составила 25 человек и более;
- хранить такие сообщения нужно не менее пяти лет;
- если крайний срок выпадет на выходные или нерабочие праздники, представить отчёт можно будет в ближайший рабочий день.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЁТНОСТИ
За непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М вводятся специальные финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание штрафа производится органами ПФР за счёт денежных средств на счетах страхователя в банке, а при их недостаточности или отсутствии взыскание может быть обращено на имущество страхователя (ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ; информация ПФР от 08.02.2016).
Рассмотрим подробнее, в каких случаях может применяться данная ответственность.
Для применения данных мер по первой части правонарушения достаточно факта бездействия ‒ непредставления сведений в установленный срок. Дальнейшие действия либо их отсутствие на наличие правонарушения не влияют. В связи с этим привлечение страхователя к ответственности по ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ возможно и в случае просрочки представления сведений на один день позже установленного срока. Поэтому, чтобы исключить риски страхователя, безопаснее не откладывать представление отчёта в последний день установленного срока, а побеспокоиться об этом заранее хотя бы на несколько дней.
Что касается второй части правонарушения, то ни один из нормативных правовых актов, регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, не расшифровывает понятие «недостоверные сведения». По общему правилу под недостоверными сведениями понимается наличие неточностей, искажений в содержании представленных документов, сведения, не соответствующие действительности.
То есть можно предположить, что к недостоверным сведениям могут быть отнесены как фактически представленные сведения, но содержащие неточности, так и отсутствие таковых, которые следовало отразить, но в силу определённых причин этого сделано не было. К примеру, к недостоверным сведениям может быть отнесено указание в форме некорректного СНИЛС (присвоенного иному физлицу), несоответствие СНИЛС и ИНН. Поэтому будьте внимательны при заполнении сведений по форме СЗВ-М.
Основная цель введения ежемесячной отчётности в ПФР ‒ определить, осуществляет ли пенсионер трудовую деятельность. Такая отчётность позволит пенсионным органам самостоятельно контролировать индексацию пенсии и освободит пенсионеров от необходимости обращаться в ПФР с заявлением о возобновлении индексации. Видится также, что наличие новой отчётности позволит контролировать доходы работающего населения. При этом воспользоваться данной информацией смогут и банки при проверке финансового положения заёмщика при выдаче кредитов и достоверности представленных им сведений о доходах.
Банком России подготовлен соответствующий законопроект о взаимодействии между банками, ФНС и ПФР. Цель такого взаимодействия ‒ борьба с мошенничеством и фальсификацией документов, подтверждающих полученный доход.