Новый региональный сбор в 2015 году затронет лишь Москву
Комитет Госдумы по бюджету и налогам должен был закончить сбор поправок к законопроекту еще в пятницу, 14 ноября. Но споры продолжаются, власть и бизнес никак не могут согласовать оптимальные параметры сбора. Стремление обсудить новый сбор не распространяется на сроки его введения. Добиться отмены или отсрочки платежа до 2018 года бизнесу не удалось. Предпринимателям следует готовиться к его уплате с 1 января 2015 года.
Поправки о местных сборах подготовлены в законопроект о "налоговом маневре" N 605370-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ и иные законодательные акты РФ". Пятого ноября Председатель Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров предложил поправки сразу ко второму чтению законопроекта. Такая спешная инициатива по введению сбора вызвала возмущение бизнеса. В итоге законопроект о "налоговом маневре" приняли во втором чтении без норм о муниципальных сборах, а предложенные платежи было решено вынести на обсуждение в Общественной палате РФ. "Президент страны неоднократно говорил о необходимости диалога при принятии важных социально-экономических решений. Диалога с бизнес-сообществами в этом вопросе не было. Предприниматель узнал из газет о том, что круто изменились правила игры", - отметил секретарь Общественной палаты Александр Бречалов.
Свое обращение к собравшимся на общественное обсуждение документа Андрей Макаров начал с заявления, что инициативу о введении сбора изначально неправильно поняли и интерпретировали. По его словам, речь не идет о введении сбора по всей стране. "Эта законодательная инициатива фактически является экспериментом и в первую очередь рассчитана на города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург", - пояснил Андрей Макаров. Он сообщил, что документ составлен таким образом, что города не смогут самостоятельно вводить у себя такие сборы. "Ни один субъект не сможет сделать это без внесения поправок в федеральный закон", - сказал Макаров. То есть вопрос введения сбора на очередной территории всегда будет обсуждаться на федеральном уровне.
Однако на совещании у Медведева уже говорили о том, чтобы распространить сбор в регионы. С 2016 года возможность вводить сборы получат все муниципалитеты, а не только федерального значения. Москва введет сборы уже в 2015 году, сообщил замминистра финансов РФ Сергей Шаталов.
Напугавшие всех ставки, по словам Макарова, рассчитаны на столицу. В следующем году именно здесь может появиться сбор. "Так что никакой рязанский бизнес, на него как-то особенно часто ссылаются, не пострадает", - сказал Макаров. Местными сборами изначально предлагалось обременить торговлю, общепит, транспортные услуги и большую часть бытовых услуг, то есть сферу, в которой работает до 70% всех российских предпринимателей. Всего 22 вида деятельности. На совещании у Дмитрия Медведева шла речь о том, чтобы список урезать. "Количество видов деятельности, видимо, сильно сократится. Останется, скорее всего, торговля, транспорт, может быть, еще что-нибудь, но Москва даже отказывается от общепита. Про отели непонятно, будет или нет, не исключено, что уберут", - сообщил Шаталов.
Вчера, на рассмотрении документа на заседании комитета по бюджету и налогам Госдумы, стало известно, что список видов деятельности все-таки сократят. "Сборы будут вводиться не по 22 видам деятельности, а по 6: по торговле и, возможно, хочу это подчеркнуть, по транспортным перевозкам", - сказал помощник президента России Андрей Белоусов.
Максимальная ставка муниципального сбора составит 600 тыс. руб. Причем ставки являются годовыми, хоть и уплачиваться будут ежеквартально, объявил Макаров. Это заявление стало для всех новостью, так как в законопроекте периодом уплаты указан квартал, о том, что ставка является годовой, упоминания нет. Также Андрей Макаров сообщил, что коэффициент 10, на который смогут умножить ставки местные власти, он считает завышенным. Максимум умножать их можно будет на коэффициент 2. О необходимости снизить коэффициент заявили и на заседании у премьер-министра. "Скорее всего, будет снята возможность увеличивать его в 10 раз для регионов", - заявил Шаталов. По мнению авторов законопроекта, добросовестному бизнесу не стоит волноваться вовсе. Ведь сбор заплатят лишь те, у кого налоги слишком низкие, то есть велика вероятность того, что они оптимизированы и искусственно занижены. Законопроект делает бессмысленными такие схемы снижения налогов, как дробление компании, регистрация одной компании как большого количества ИП или ООО. "Идея состоит в том, чтобы те люди, которые налоги не платят, заплатили сбор", - отметил Макаров. Законопроект направлен в первую очередь на то, чтобы вывести из тени предпринимателей, которые уходят от уплаты налогов. Сборы рассчитаны прежде всего на сферу торговли, где масса примеров дробления бизнеса, при котором огромные центры платят ничтожные налоги. Уйти от сбора таким плательщикам не получится.
Новый сбор должен обогатить местные бюджеты. "Это хорошая база для создания доходных источников для бюджетов местного самоуправления", - говорит директор департамента минфина Илья Трунин. По его словам, крупный бизнес является налогоплательщиком "общенационального уровня". Поэтому для пополнения местных бюджетов не подходит, что не скажешь о среднем и малом бизнесе.
Главный вопрос, который хотелось бы урегулировать бизнесу, - привязка сбора к фактическому финансовому результату. Также на слушаниях в Общественной палате было предложено исключить предпринимателей на патенте из-под действия нормы. Пока под нее подпадают плательщики "вмененки" и патента. Но на совещании у премьер-министра была одобрена только отмена авансовых платежей. Представители бизнеса не считают законопроект безопасным. "Утверждение, что ставки сборов предложены разумные, вызывает сомнение: они по некоторым показателям превышают доходность бизнеса в разы", - считает директор департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), к примеру, приводит такое сравнение: предложенная ставка местного сбора для розничных компаний составляет фактически 40% от среднерыночной ставки арендных платежей в Москве. Это довольно высокий показатель, который демонстрирует, что налоговая нагрузка розничных компаний вырастет существенно. Ряд торговых сетей, входящих в АКОРТ, одновременно осуществляет такие виды деятельности, как розничная торговля, оптовая торговля, организация общественного питания, перевозка грузов автомобильным транспортом. Все эти виды деятельности будут облагаться сбором отдельно. То есть некоторые компании заплатят сразу четыре сбора. "Благая цель - увеличить собираемость налогов с "серого" бизнеса - в редакции законопроекта полностью утеряна. Вместо этого есть существенная опасность критически нагрузить законопослушные крупные компании и спровоцировать многочисленные разорения более мелких", - отмечает председатель президиума АКОРТ Илья Якубсон. Малый бизнес уходит из Москвы уже сегодня. Его вытесняют крупные торговые сети, а муниципальный сбор может стать еще одним аргументом для того, чтобы свернуть дело в столице.