Продуктовая корзина в кризис – от чего отказываются, на чем экономят?
Экономический кризис внес заметные корректировки в образ жизни россиян, оказав существенное влияние на их покупательскую способность. Прежде всего, это коснулось категории продуктов питания.
Рост цен на продукты заставил многих покупателей пересмотреть привычки и стать более внимательными к выбору товаров. Эксперты РИАМО рассказали, от чего пришлось отказаться потребителям, на какие продукты увеличился спрос, и сколько можно сэкономить на аналогах любимых товаров.
Есть мнение, что кризис миновал. Как это отразилось на спросе?
Ситуация спроса варьируется в зависимости от категории товаров. Например, летом 2017 года мы наблюдали резкий и весьма неожиданный спрос в сегменте DIY: увеличился трафик на 9% по отношению к этому же периоду в 2016 году. По мнению экспертов, одна из причин роста спроса на DIY-товары заключается в восприятии рынка недвижимости в качестве хорошей инвестиции. К тому же, лето – благоприятная пора для строительства загородных домов и ремонта квартир.
В то же время упал спрос на одежду и обувь, что отразилось на снижении трафика в магазинах спорттоваров на 8%. Но недостаточно винить в том один лишь кризис. Сейчас активно меняется культура потребления и сценарий шопинга, и ориентир современный человек берет на онлайн-магазины.
Что же касается сегмента FMCG, согласно отчету Nielsen, существенное замедление инфляции в III квартале 2017 года — до 3% в годовом выражении — не повлияло на настроение российских потребителей. Вслед за снижением инфляции рынок товаров повседневного спроса в России в денежном выражении замедляет свое развитие.
Что влияет на формирование продуктовой корзины: Москва и регионы
Не секрет, что продовольственная корзина – это, своего рода, индикатор экономической ситуации в стране. В зависимости от прожиточного минимума и минимального размера заработной платы, состав потребительской корзины бывает разным.
Стоит учитывать, что состав корзины варьируется и от субъекта к субъекту РФ. И это определяется не только экономикой того или иного региона, но и потребностями местных жителей, климатическими условиями, укоренившимися традициями, современными тенденциями и множеством других факторов.
Важно, что производители реагируют на потребности населения, работают над категорией, выпускают новые SKU, развивают партнерство с другими производителями, организуют кросс-выкладки. Одним словом – подстраиваются под покупателя.
Доходы населения
Последние четыре года доходы россиян непрерывно падали.
«Реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизились на 1,7%, в декабре 2017 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года — на 1,8%» – Росстат.
По данным Росстата, в 2017 году доходы населения растут незначительно. Но, например, Внешэкономбанк, который при расчетах реальных доходов делает поправку на инфляцию и сезонность, при оперативной оценке ВВП в апреле прошлого года декларировал падение реальных доходов россиян до уровней 2009 года.
В 2018 году Минфин прогнозирует, что зарплаты бюджетников увеличатся на 4% в связи с выполнением указов президента, призванных повысить качество жизни россиян.
Производство в разных отраслях
Плавный рост производства наблюдается в сельскохозяйственных организациях. Особенно заметно увеличение объемов в регионах, где есть развивающиеся предприятия, которые могут значительно наращивать производство. По мясу птицы наблюдается ощутимое повышение, но в основном за счет крупных компаний-лидеров, тогда как небольшие игроки все больше сталкиваются со сложностями реализации продукции.
В FMCG-категориях наиболее яркую динамику развития показывает крепкий алкоголь. Среди причин роста цифр продаж — снижение доли серого рынка вслед за внедрением ЕГАИС, расширение продаж недорогих товарных позиций в категориях бренди, виски, рома и джина, а также экспансия канала алкогольных специалистов.
Что касается более крупных областей, то в конце года мы наблюдали резкий спад промышленного производства более чем на 3%, вызванный рядом факторов, в том числе климатических. В основном падение затронуло добычу нефти, производство тепловой и электроэнергии, а также машиностроения.
Ритейл и бренды: текущая обстановка
Среди сравнительно новых трендов — выход ряда FMCG-производителей в формат прямых продаж в собственной рознице. Открытие магазинов помогает брендам, как выстраивать более убедительную коммуникацию с покупателями, так и снижать свою зависимость от влиятельных ритейлеров.
Ритейлеры же продолжают исследовать возможности онлайн-среды в категориях FMCG, даже в тех из них, которые считаются неподходящими для дистанционной продажи. Например, Ozon объявил о запуске доставки свежих продуктов.
Подводя итог
Сложно говорить о положительных перспективах, пока остается неизменной ситуация с ростом цен на продукты питания и нестабильная ситуация с уровнем жизни россиян.
Что мы можем порекомендовать в ближайшее время: присмотритесь к мелким игрокам рынка (собственное фермерское производство, рынки, магазины DIY), которые предлагают высокое качество за приемлемые деньги; не пренебрегайте более доступными продуктами-аналогами, которые не всегда олицетворяют низкое качество и тратьте с умом до наступления более благоприятного для россиян периода.
Автор: Арина Стрельникова
Источник: New RetailОригинал: https://new-retail.ru/business/riamo_produktovaya_korzina_v_krizis_ot_chego_otkazyvayutsya_na_chem_ekonomyat2842/
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий