Прогнозы специалистов на 2015 год: сколько будут стоить продукты, алкоголь, одежда, автомобили и квартиры
Здесь собраны предельно конкретные прогнозы людей, которые действительно разбираются в рынках продуктов питания, одежды, недвижимости, электроники, автомобилей. И это еще оптимистичные ожидания.
Недвижимость: рублевые цены вырастут на 10%
Олег Репченко, руководитель группы компаний «Индикаторы рынка недвижимости»:
— Недвижимость будет двигаться за рублем, а не за долларом. У большинства потенциальных покупателей и доходы, и сбережения рублевые, и оттого, что доллар вырос, покупать сильно дороже ни у кого нет возможности. Та небольшая часть продавцов, кто привязывается к доллару, у них все стоит, ничего не покупается. Долларовые цены уже валятся вниз: по нашим данным, индекс ушел ниже минимума, который достигался в 2009 году.
Что касается рублевых цен, я думаю, что прирост будет на уровне инфляции или чуть выше. Но пока окончательно непонятно, какой будет инфляция и какова будет степень ослабления рубля к доллару. Если рубль в 4 раза ослабнет по отношению к доллару, как было в 1998 году, то недвижимость может и вдвое вырасти в рублевых ценах.
Но необязательно брать такие крайние сценарии. Мне, например, кажется, что доллар может откатиться назад, и средневзвешенный курс на следующий год будет 45–50 рублей. Такой курс, если смотреть по прошлому кризису, может установиться к лету или к осени. При таком финальном ослаблении рубля к доллару прирост цен на недвижимость в следующем году, как и в этом, будет около 10% в рублевых ценах.
Но тут все зависит от форс-мажорных факторов: отменят санкции в марте — будет один сценарий, не отменят — будет другой сценарий. То же в плане курсов валют и цен на недвижимость. Цены на недвижимость обычно следуют за курсом с лагом в несколько месяцев.
При инвестициях в недвижимость не надо ждать быстрого подорожания. Недвижимость растет в цене плавно и систематически, она сглаживает резкие скачки, которые происходят на финансовых рынках. Не ожидайте, что через три месяца или полгода вы продадите сильно дороже. Ожидайте, что вы как минимум сохраните эти деньги и не будете нервничать плюс возможен стабильный доход от сдачи в аренду.
Жилье — это товар местного производства, оно может дорожать, только если люди бросятся вкладывать в недвижимость деньги, но колоссального прироста цен я не ожидаю.
Автомобили: рост цен будет не меньше 70% от роста курса валют
Виктор Ковшевный, генеральный директор информационно-аналитической группы Rusmet:
— Многие компании на время полностью приостановят продажи и сборку автомобилей. Это может продолжаться от трех месяцев до полугода. И их можно понять. В условиях, когда неясно, что будет происходить с валютой, они лучше ничего не продадут, чем потеряют свои деньги. Не продавать им сейчас выгоднее.
Несмотря на то что говорили про программу утилизации, Россия закупала за рубежом более чем на 100 млрд долларов комплектующих в год. В тех же самых «КамАЗах» китайские двигатели, и вообще любая машина на 50% зависит от импорта и различных платежей в валютах.
Более 70% машин продавалось в кредит. О кредитах в ближайшее время можно будет забыть плюс люди просто будут меньше покупать. Спад продаж будет как минимум в два раза. Большая часть предприятий, на мой взгляд, остановится и будет скуплена иностранцами. После этого постепенно начнется восстановление. Цены на авто значительно возрастут, их рост составит не менее 70% от роста курса валют. Иначе компания просто не выживет.
Электроника: цены вырастут на 40%
Михаил Бурмистров, генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» (эксперт в продовольственном сегменте, на рынке электроники и др.):
— Первое подорожание бытовой техники и электроники случилось в начале декабря, тогда цены подняли несколько крупных игроков (Apple, Samsung). Масс-маркеты электроники еще в начале декабря держали цены на прежнем уровне, чтобы стимулировать спрос и выполнить годовой план продаж, но в конце прошлой и начале этой недели масс-маркеты пересмотрели свою ценовую политику. Стоимость гаджетов и бытовой техники в среднем поднялась на 20%, на новые поставки после Нового года цена вырастет еще на 15–20%. Таким образом, общий рост составит около 40% по сравнению с докризисным периодом. Несмотря на это, спрос в предновогодний период продолжит расти.
На рынке электроники самыми крупными игроками остаются международные компании, на работе которых падение рубля практически не отразится. Будет небольшое падение выручки в долларах, но наше 145-миллионное население окупит все потери иностранных компаний. Разорение грозит российским ритейлерам электроники, на которых «висит» валютный долг, — так уже случилось с торговой сетью «Белый ветер цифровой».
Одежда: общее число брендов на рынке уменьшится на 30–35%
Дарья Ядерная, управляющий директор Esper Group (консалтинговая компания в индустрии моды):
— В связи со стремительно падающим курсом рубля все ритейлеры перешли на ручное управление ценами. Продажи в ноябре 2014 года по сравнению с тем же периодом 2013 года упали на 22%, дальше будет только хуже.
Цены же для конечных потребителей выросли пока несущественно — всего на 10%.
В начале года магазины одежды планировали сократить бюджет на 25–30%, однако по текущему курсу у многих игроков просто нет свободных финансов в таком объеме. Мы ждем массовых отмен заказов ритейлерами, сужения ассортимента. Товар начнут выбирать по принципу низкой цены, а не отношения «цена-качество».
В результате экономических потрясений закроются малые и средние ритейлеры — общее число брендов на рынке уменьшится на 30–35%. Крупные игроки должны выстоять, хотя их выручка сократится до 40% в случае такой же динамики евро.
Еда: в группе риска — подсолнечное масло, сахар, кофе, хлеб и зерно
Михаил Бурмистров, генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» (эксперт в продовольственном сегменте, на рынке электроники и др.):
— Ценового скачка в конце декабря ждать не нужно — продукты уже закуплены по старым ценам и лежат на полках магазинов и в распределительных центрах. Сегодня по сравнению с 2013 годом цены поднялись в рамках инфляции: на 20% в региональных продуктовых сетях и на 10% в федеральных. В начале 2015 года продукты российского производства подорожают дополнительно на 10%, импортные — на 30–35%. Некоторые ввозимые товары вырастут в цене из-за рублевого пике и выйдут за рамки финансовых возможностей россиян. Такие продукты или совсем пропадут с полок, или их безболезненно заменят отечественные аналоги. Цены на товары, которые Россия экспортирует, тоже вырастут — опять же из-за валютного курса. В группе риска находятся подсолнечное масло, сахар, кофе, хлеб и зерно. Гречка — это особый случай, ее подорожание не связано напрямую с падением рубля.
Шоковой продуктовой терапии ждать не стоит: крупные ритейлеры будут до последнего сдерживать цены на прежнем уровне, чтобы сохранить лояльность клиентов. Может быть, им придется пожертвовать частью прибыли, но глобальные игроки могут себе это позволить.
Дефицита товаров тоже не будет: в отличие от бытовой техники, электроники и автомобилей, которые можно купить на год раньше запланированного срока, продуктов сильно впрок закупить невозможно. Может быть, в конце месяца вырастет спрос на товары с долгим сроком хранения — чай, кофе, твердые сорта сыров, — но полки магазинов не опустеют.
Алкоголь: импортные спиртные напитки подорожают на 50%
Вадим Дробиз, директор ЦИФРРА (Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя):
— Уже в феврале 2015 года цены на импортный алкоголь вырастут на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Российский алкоголь, произведенный из импортного сырья (а это 95% шампанского и игристых вин, половина вин и коньяков), подорожает в среднем на четверть. Российская продукция вырастет в цене на 10–15%. Уже сегодня наблюдается рост в 10% по сравнению с осенними ценами. После Нового года за поступивший товар ритейлерам придется расплачиваться уже по новому курсу, поэтому все эти проценты, конечно, условны. Но в то же время сильно взвинчивать цены не имеет смысла — тогда россияне просто не смогут себе позволить покупать алкоголь.
Тем не менее прогнозируемое подорожание в 50% существенно не сократит спроса. Народ отказывается от алкоголя в последнюю очередь: в кризис без хлеба можно прожить, без алкоголя — нет. А судя по скорости падения рубля, скоро всей стране он будет жизненно необходим — в связи с этим вырастет потребление менее дорогого российского алкоголя и нелегальных аналогов иностранных брендов.
Рестораны: после Нового года закроется около 30% заведений
Андрей Петраков, исполнительный директор ресторанной консалтинговой компании Restcon:
— После Нового года, по моим оценкам, закроется около 30% ресторанов — учитывая сумасшедший полет рубля, это немного. Цены в ресторанах и кафе в ближайшие 2–3 месяца поднимутся еще на 20–30%. Это связано в том числе с ростом арендных ставок: они поднимутся в среднем на четверть. Соблазн сговориться и взвинтить аренду до небес, безусловно, есть уже сейчас, но рынок все расставит по местам — в связи с массовой гибелью малого бизнеса предложение превысит спрос и установится диктатура арендатора.
Людей в ресторанах уже сейчас можно встретить гораздо меньше: по сравнению с началом осени поток клиентов сократился на 25%, а в некоторых сетях — на 40%. Самыми трудными месяцами станут январь и февраль. Несмотря на то что в этом году большинство россиян отказались от каникул за рубежом и будут страдать дома, посленовогодний сезон останется традиционно низким. В связи со всеми перечисленными факторами выручка переживших Новый год ресторанов сократится в среднем на 15–30%.
Главная причина такой непопулярности ресторанов — даже не дороговизна, а всеобщая паника. Люди думают, где бы раздобыть гречки, а походы в рестораны остались где-то в прошлом. Но вероятность того, что самые пессимистичные прогнозы станут реальностью, мала: если в ближайшие 2–3 месяца рубль прекратит свое триумфальное падение и зафиксируется хоть на какой-то, пусть и самой страшной отметке, ресторанный бизнес вздохнет свободнее.
Банки: ставка по кредиту может быть и 40%
Василий Солодков, директор банковского института Высшей школы экономики:
— Ставка по депозитам должна быть выше уровня инфляции. Официально у нас инфляция 8–9%. Но инфляция, которая касается большинства людей, — а это в первую очередь рост цен на продовольствие — примерно 20%. Едва ли найдутся такие «чайники», которые положат деньги в банк, если ставка по депозиту ниже уровня инфляции. Чтобы люди продолжали держать деньги в банках, а не покупали золото, недвижимость или еще что-нибудь, ставки должны в итоге выйти выше того уровня инфляции, который чувствует население.
По кредитам, соответственно, ставки будут еще выше, учитывая, что у банков будут риски. Рост ставки сам по себе ведет к росту риска плюс будет экономический спад. Это все банки тоже будут закладывать в ставки.
Ставка по кредиту может быть и 40% — такой, что его никто не возьмет. Это может случиться уже к весне. Вы же видите, как быстро у нас развивается ситуация. Экономика наша зависит от цены на нефть, а она продолжает падать, и резервы для падения еще есть. Сейчас она продается за 60 долларов за баррель, а будет продаваться за 40 долларов. Я не думаю, что ставка рефинансирования 17% — это последнее слово ЦБ. Ее подняли, чтобы банки не занимались спекуляцией: не брали рубли у Центрального банка и не покупали на них валюту. Ставка должна быть запретительной для тех, кто играет на валютном рынке. И это, смею вас заверить, в нынешних условиях не 17%, а 40–50%, и даже 100% может быть — пока не перестанут брать кредиты. Мы не понимаем глубины существующего кризиса.