Сенаторы одобрили закон о налоговом мониторинге
Совет Федерации одобрил сегодня поправки в Налоговый кодекс РФ, устанавливающие превентивный налоговый контроль.
Госдума двумя днями раньше приняла законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса (в части введения института налогового мониторинга)" в третьем чтении и направила в СФ.
Налоговый мониторинг будет проводиться на основании сооответствующего решения налогового органа по запросу налогоплательщика, которое позволит налоговикам на постоянной основе иметь доступ к данным учета компании. От подачи деклараций ее это не освободит. Налогоплательщик выбирает, будет ли он регулярно подавать налоговикам в электронной форме документы и информацию, служащие основанием для начисления налогов, или же предоставит налоговому органу доступ к своим информационным системам.
Право на мониторинг будут иметь компании начиная с 2015 года (участники КГН - начиная с 2016 года) с оборотом от 3 млрд рублей в год, активами от 3 млрд и налоговой нагрузкой в части НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ не менее 300 млн рублей в год. В более ранних версиях законопроекта эти лимиты были выше (5 млрд, 10 млрд и 500 млн соответственно).
Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга подаются:
- регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
- информация об организациях, о физлицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации с долей от 25%;
- учетная политика для целей налогообложения, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.
Решение о мониторинге принимается на 1 календарный год. Проведение мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг.
Законопроектом устанавливается освобождение от пеней и исключение вины налогоплательщика в случае, если он последовал мотивированному мнению налогового органа, данному в ходе налогового мониторинга. Мотивированное мнение составляется налоговиками самостоятельно (если обнаружены нарушения) или по запросу компании. В случае разногласий во мнениях налогоплательщика и налоговиков по определенному вопросу устанавливается возможность "договориться" посредством взаимосогласительной процедуры, в результате которой мнение налоговиков может измениться или остаться прежним. Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), путем подачи уточненной налоговой декларации (расчета) или иным способом.
За период мониторинга поданные декларации не будут подвергаться камеральным проверкам (эти нормы появились только в последних версиях законопроекта). Исключения составят декларации по НДС и по акцизам к возмещению; уточненки "к уменьшению"; любые декларации, поданные позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг; в случае досрочного прекращения мониторинга.
Налоговые органы (кроме вышестоящих в рамках контроля за нижестоящими) не вправе проводить также и выездные налоговые проверки за периоды мониторинга. Исключения составляют случаи досрочного прекращения такого соглашения, невыполнения мотивированного мнения налогового органа, а также если сданы уточненки "к уменьшению". В первоначальной версии законопроекта предусматривалось и еще одно основание для проведения ВНП - если по окончании мониторинга налоговый орган получил информацию о нарушениях, однако оно убрано из принятого варианта закона.
В первоначальной версии законопроекта предполагалось, что факт направления запроса о неопределенности правовой позиции в период мониторинга будет включен в перечень смягчающих вину за совершение налогового правонарушения обстоятельств (поправки в статью 112 НК). Однако в принятой версии закона такая норма отсутствует.