Смольный готовит экспортозамещение
Кризис и ослабление рубля дают петербургской промышленности беспрецедентно высокие шансы, чтобы нарастить долю не только на внутреннем рынке, но и на внешних, считает глава профильного комитета Смольного Максим Мейксин.
«Недавно я встречался с министром экономического развития России Алексеем Улюкаевым. Он считает, что по себестоимости продукции наши предприятия уже сравнялись с китайскими», – заявил он в ходе конференции «Бизнес-ландшафт Петербурга и СЗФО», организованной «Ведомостями».
Смольный уже насчитал в Северной столице порядка 200 компаний, которые готовы работать на экспорт. Правда, часть из них и до этого осуществляли поставки за рубеж, уточнил Максим Мейксин. Но есть и новички. Конкретных примеров чиновник не привел, но отметил, что это предприятия в сфере промышленной химии, фармацевтики и радиоэлектроники. «В прошлом году мы видели примеры в других отраслях — на экспорт стали работать автозавод Hyundai и производитель бытовой техники Bosch-Siemens», — добавил Максим Мейксин.
Чтобы поддержать городские предприятия в этом трудном начинании, Смольный готов возместить им часть затрат. Сейчас обсуждается программа содействия экспорту. В нее могут войти компенсация расходов на сертификацию, на участие в международных выставках, а также на логистику. Соответствующие корректировки в бюджет могут быть внесены уже в мае. Если они будут приняты, с осени город начнет выплаты.
Представители бизнеса выступали во второй части конференции, на которую Максим Мейксин не остался. В целом идею работать на экспорт они поддержали, однако выразили сомнения в том, что за субсидиями Смольного выстроится длинная очередь.
По их мнению, захвату внешних рынков будет препятствовать несоответствие качества российской продукции зарубежным стандартам.
«Мы могли бы экспортировать лекарства. У нас в разы меньше расходы на электроэнергию и персонал, что делает продукцию весьма конкурентоспособной, но 73% наших производств не имеют сертификатов соответствия стандартам GMP (Good Manufacturing Practice — Надлежащая производственная практика. — Прим. ред.), без которых реализовать товары на европейских рынках невозможно. Почему-то, когда государство принимает внутренние стандарты, оно не думает о том, как они будут сочетаться с международными», – говорит глава фармзавода Solofarm Олег Жеребцов.
Прежде чем покорять иностранные рынки, российским производителям надо научиться побеждать конкурентов внутри страны. «Задача не в том, чтобы увеличить выпуск зеленых помидоров, которые будут у нас покупать, потому что нет других, а чтобы делать такие, которые потом будут востребованы и в Польше, и в Турции», – считает Игорь Девятко, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в СЗФО.
В Смольном признают, что пока определенное отставание от западных стандартов есть, однако и здесь происходят позитивные сдвиги. Например, в ходе своего выступления Максим Мейксин отметил, что Кировский завод подошел довольно близко к мировым стандартам. Его тракторы «Кировец» дают один отказ в среднем на 800 часов работы, тогда как норма – 900. Но даже с такими показателями продукция востребована в Польше и Германии. Правда, на самом Кировском заводе отмечают, что пока экспорт в эти страны занимает в продажах предприятия только 10%. Основной спрос обеспечили российские аграрии, которым правительство РФ выделило субсидии на покупку отечественной техники.
Другой фактор, который будет тормозить продвижение петербургской продукции, – это низкий уровень локализации. Из-за него, несмотря на ослабление рубля, наши товары проигрывают аналогам, произведенным в других странах.
«В России производства комплектующих для ПК как отрасли нет», – ранее рассказывали «Фонтанке» в компании «Юлмарт». Даже компьютеры, которые компания собирает в Петербурге и продает под собственным брендом MicroXperts, делаются из китайских комплектующих.
С такой же проблемой сталкивается и отечественный автопром, признался глава «Ниссан Мануфэкчуринг Рус» Дмитрий Михайлов. Сама компания в начале прошлого года заявляла о планах выхода на рынки Западной Европы, но реализовать идею пока не удалось.
«Потенциал для экспорта есть, но надо быть дешевле, а у нас пока не получается», – заявил топ-менеджер. Если мировая практика — это производить на одном заводе одну модель в больших объемах, а потом экспортировать в другие страны, то у нас почему-то стали производить всего понемногу, но для российского рынка, пояснил он. Снижение внутреннего спроса, которое привело с уменьшению объемов производства, еще больше сократило рентабельность экспорта.
Кроме того, российские предприятия в значительной степени по-прежнему остаются лишь сборочным конвейером. «Условно говоря, собрать автомобиль в Японии и отправить его во Францию дешевле, чем произвести его здесь из японских комплектующих и доставить туда же, хотя у нас и рабочая сила дешевле, и расстояние короче», – подчеркнул он.
Корейская Hyundai была более удачлива: она произвела и отправила 4 тыс. автомобилей в Египет и Ливан, что составило 1,6% от общего количества машин, сошедших с ее конвейера. Однако суммарные объемы выпуска завода, несмотря на это, сократились.
Субсидии на логистику позволили бы сделать экспорт чуть более рентабельным, считает Дмитрий Михайлов. Топ-менеджер не исключил, что в этом году Nissan удастся начать поставки за пределы СНГ, но о глобальном замещении просевшего внутреннего спроса, который позволил бы отказаться от планов сократить 500 сотрудников и перейти на работу в одну смену, говорить не приходится.
По его мнению, государство по-прежнему мыслит «масштабами Ижорских заводов», тогда как поддержки для малых предприятий, которые могли бы делать необходимые для увеличения локализации автокомпоненты, недостаточно.
В Смольном утверждают, что уже работают в этом направлении. В частности, сейчас обсуждается создание технопарка для размещения малых производств на базе завода «Красный треугольник». Однако, как подчеркнул Максим Мейксин, нередко проблема не в отсутствии поддержки, а в плохо развитой коммуникации: компания часто не знает, что нужные ей компоненты производят буквально на соседней улице, и закупает их за рубежом.
Предприниматели с таким простым объяснением не согласились. «Мы могли бы закупать нужное нам сырье в Уфе, но покупаем в Германии. Оно на 10% дороже, но в разы лучше по качеству», – подытожил Олег Жеребцов.
Автор: Галина Бояркова