В Госдуму внесены проекты, обязывающие нарушителей самостоятельно уничтожать контрафакт
Минпромторг подготовил три законопроекта по переносу затрат на хранение, транспортировку и уничтожение контрафакта непосредственно на нарушителей — поправки к закону о таможенном регулировании, КоАП и Уголовному кодексу.
Как поясняет ведомство, объем незаконного оборота продукции легкой промышленности в стране составляет порядка 1 трлн руб.— это 30% от объема ввозимых и производимых в стране товаров в этом сегменте. Доля поставщиков, использующих схемы серого импорта, доходит до 60%, доля продукции с нарушением законодательства об интеллектуальной собственности — 20%. Производители одежды и обуви говорят о доле контрафакта в 40–50%, техническое регулирование нарушается производителями в 45% случаев.
При этом содержание конфиската обходится государству в 12–15 руб. на кубометр — включая расходы на хранение, экспертизу, оценку и уничтожение. В 2015 году на это было потрачено 590 млн руб. (более свежих данных нет).
Теперь эти затраты лягут на операторов рынка. Поправки к КоАП отменяют конфискацию товаров, изъятых у нарушителей по ряду статей кодекса. Это продажа товаров и выполнение работ ненадлежащего качества, использование чужого товарного знака, нарушение техрегламента, незаконное перемещение через таможню, производство и продажа товаров без маркировки и прочее. Товары, изъятые в ходе производства по уголовным или административным делам, будут подлежать уничтожению за счет нарушителя.
Порядок уничтожения товаров утвердит правительство (как пояснили “Ъ” в Минпромторге, он будет разработан ко второму чтению поправок). «Предполагается, что уничтожение будет исполняться непосредственно нарушителями»,— заявили “Ъ” в министерстве. Лица, привлеченные к ответственности, будут обязаны возместить издержки, связанные с утилизацией вещественных доказательств.
Расчет размера таких издержек планируется производить на основе ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащей утилизации. Как ожидают в Минпромторге, принятие изменений увеличит поступления в бюджет за счет уплаты обязательных платежей в рамках легализации теневого ввоза и «придаст дополнительный стимул развитию российского производства».
Согласно докладу Евразийской комиссии, мировой опыт борьбы с контрафактом и фальсификатом свидетельствует о том, что за 40 лет усилия, затраченные Евросоюзом на создание системы противостояния незаконному обороту, не избавили европейские страны от такой продукции. По данным Международной торговой палаты, объем выручки от продаж поддельной продукции в европейских странах в 2016 году составляет 5–7 % торговли ЕС. В докладе ЕЭК говорится о мерах наказания потребителей за пользование неофициальной продукцией. Например, в Италии средний штраф за покупку контрафакта составляет €10 тыс.
Напомним, масштабный план мероприятий по противодействию незаконному обороту правительство утвердило в прошлый четверг (см. “Ъ” от 6 апреля). План реализует соответствующую стратегию до 2025 года. Центральное место в плане занимает маркировка — к 2024 году ею в РФ планируется охватить весь массив товаров. В части воспитания граждан документ содержит лишь меры по выработке «нетерпимости» к неофициальным товарам.